Фотоальбомы редакции областной газеты "Звезда", г. Пермь
Фонд №: 8114. Опись №: 14
Крайние даты документов: 1919-1961
Кол-во дел: 2
Включенные в опись № 14 фотоальбомы переданы в архив из редакции газеты «Звезда».
ФОТОАЛЬБОМ «ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ КАМУ У ПЕРМИ»:
Камский железнодорожный мост знаменит тем, что через него проходит Транссибирская магистраль. Этот мост объединяет Запад и Восток страны. 27 января 2011 г. Камскому мосту исполнилось 112 лет.
Проект по строительству моста был создан инженером Е.Н. Ададуровым (утвержден Управлением постройки Сибирской железной дороги 30 апреля 1896 г.). За 112 лет мост только в 1919–1920 гг. подвергался восстановлению после разрушения одной из его ферм отступающими войсками Колчака в 1919 г.
Стремительное развитие транспортной системы в России конца XIX в. требовало современных решений технических задач по преодолению естественных препятствий: гор, рек, оврагов. Камский железнодорожный мост, строительство которого было начато под Пермью в 1897 г., вошел в число крупнейших инженерных сооружений России начала XX в. Мост состоял из 10 пролетов, все фермы были сделаны из сварочного железа, изготовленного на Воткинском заводе. Сборка ферм производилась в мастерских В.И. Березина методом горячей клепки. Все металлические части моста весили более 254 тысячи пудов. Устои моста были выстроены инженером В.И. Березиным из бутового камня и облицованы гранитом, добытым близ г. Екатеринбурга. Бутовая кладка всех опор моста была выполнена из песчаника. На сегодня Камский железнодорожный мост – одно из самых крупных сооружений подобного типа на Свердловской дороге, его длина составляет 840 метров.
27 января 1899 г. в Перми состоялось торжественное открытие Камского моста. Этот день имел историческое значение для включения уральской сети железных дорог в общероссийскую транспортную систему. В первые дни эксплуатации мост пропускал лишь сорок вагонов.
В истории Камского моста были драматические события, одно из которых запечатлено в фотоальбоме «Восстановление моста через реку Каму у Перми». Данный альбом подарен редактору газеты «Звезда» участником восстановления моста в 1919–1920 гг. Петром Марковичем Оржеховским.
П.М.Оржеховский писал редактору: «Уважаемый тов. редактор! В связи с исполняющимся в этом году 15-летием освобождения г.Перми от колчаковских банд, прошу Вас принять от меня альбом фотографических снимков последовательного восстановления Камского ж.д. моста, полученного мною от нач. работ по восстановлению моста инженера И.К. Быковского на память о совместной работе на предмет использования его оргкомитетом в своей будущей работе. Зияющая рана, нанесенная колчаковскими бандами Камскому ж.д. мосту, была залечена в рекордный срок, работы начались с 1/VIII 1919 г., пробный поезд был пущен 17/II 1920 г. Из речи тов. Ярославского Е. на открытии движения по мосту 17/II 1920 г. П.Оржеховский. Гор. Пермь. Большевистская, 8, кв. 3". (Подлинник письма находится в составе текстовой сопроводительной документации к альбому) (Ф. 8114. Оп. 14. Д. 2.).
Конструкции для разрушенной фермы моста были изготовлены на Чусовском металлургическом заводе, а уже 18 февраля 1920 г. движение по восстановленному Камскому мосту было открыто.
Мост дошел до нашего времени в перестроенном виде. В 1953 г. было произведено расширение моста под два пути по проекту Лентрансмостпроекта. Уширение опор произвели за счет разборки ледорезов и возведения опор на существующем кессоном основании. Пролетное строение № 1 было подготовлено мостопоездом № 50, пролетное строение № 10 – Тихорецким мостостроительным заводом, семь пролетных строений – в Германии и одно – в Венгрии по типовому проекту в 1946–1950 гг. (в счет репараций).
В 1988 г. пролетные строения были заменены новыми по проекту Московского института Гипротранспуть и Челябинского филиала Гипростроймост (руководитель Ю. И. Липаткин).
В настоящее время по Камскому железнодорожному мосту, который находится на главном ходу Транссиба, ежедневно проходит свыше двухсот пассажирских и грузовых поездов. Железнодорожный мост через реку Кама является крупнейшим на Урале (Литовченко Г.А. Камский железнодорожный мост).
ФОТОАЛЬБОМ «АВТОМАГИСТРАЛЬ ПЕРМЬ - СОЛИКАМСК И СТРОИТЕЛЬСТВО ДРУГИХ ДОРОГ»:
В 1959 г. в Пермской области по инициативе трудящихся городов Соликамска, Березников, Александровска, Кизела, Чусового, Лысьвы было начато строительство автомагистрали Пермь – Соликамск, протяженностью 420 км.
Строительство этой дороги было вызвано острой необходимостью обеспечить постоянную транспортную связь городов и рабочих поселков, расположенных в северо-восточной части области, с областным центром – Пермью и сельскохозяйственными районами.
Партийные и государственные органы Пермской области приняли решение объявить строительство дороги Пермь – Соликамск народной стройкой. Для оперативного решения всех вопросов по строительству дороги был образован областной штаб. Во всех городах, расположенных по трассе дороги Пермь - Соликамск, создавались штабы по строительству дороги, возглавляемые секретарями горкомов КПСС или председателями горисполкомов.
За каждым городом закреплялся определенный участок дороги, который строился в сроки, установленные бюро обкома КПСС и Пермского облисполкома.
Кроме строительства автомобильной дороги Пермь – Соликамск, для улучшения связей с областным центром в соответствии с постановлением бюро обкома КПСС и облисполкома от 27 января 1961 г. было начато строительство автомобильной дороги Пермь – Краснокамск – Нытва – Очер, протяженностью 110 км.
В данный фотоальбом помещены фотоснимки, освещающих ход строительства автомобильных дорог Пермской области в 1961 г. (Ф. 8114. Оп. 14. Д. 2.)
№ | Заголовок дела | Крайние даты | Листов | Действия |
---|---|---|---|---|
1 | Восстановление моста через реку Каму у Перми. 419 верста Пермской железной дороги | 1919-1920 | 42 | |
2 | Автомагистраль Пермь - Соликамск и строительство других дорог | 1961 | 50 |