Личная история
История художника П.А. Оборина
Петр Артемьевич Оборин родился в 1917 г. в поселке Лысьвенского металлургического завода Пермского уезда Пермской губернии в семье рабочего-листопрокатчика. В 1937 г. он окончил Пермский художественный техникум после чего работал художником в клубе им. И.В. Сталина, а затем был художником в Пермском областном краеведческом музее. В годы Великой Отечественной войны П.А. Оборини работал в агитационной мастерской по изготовлению плакатов и агитокон при Пермском Союзе художников. Петр Артемьевич вырезал трафареты для печати агитокон, работал над созданием эскизов плакатов и листовок, составлял тексты для плакатов. В 1942 г. П.А. Оборин был отправлен в творческую командировку на Лысьвенский металлургический завод, с целью создания серии рисунков, отражающих трудовую деятельность крупного промышленного предприятия Молотовской области в годы Великой Отечественной войны.
На Лысьвенском металлургическом заводе Петр Артемьевич обошел почти все цеха и сделал много рисунков, отражающих деятельность рабочих этого предприятия. Особенно много времени провел П.А. Оборин в листопрокатном цехе завода, делая рисунки листопрокатчиков, трудившихся в таких же трудных условиях и с той же самоотдачей, как когда-то его отец. Часто доводилось Петру Артемьевичу рисовать работающих на заводе женщин и девушек, занимавшихся изготовлением армейских касок. На вопрос художника о том, как они справляются с такой совсем не женской работой, почти все работницы Лысьвенского металлургического завода отвечали, что никакие трудности для них не помеха, поскольку они осознают важность своего дела, ведь изготовленная ими каска может спасти жизнь их мужу, отцу, сыну или брату, находящемуся на фронте.
Несколько рисунков П.А. Оборин посвятил юному токарю Лысьвенского металлургического завода С.А. Вышкварке. Этот шестнадцатилетний рабочий занимался изготовлением корпусов для снарядов и мин. С.А. Вышкварка быстро и хорошо освоил токарное мастерство и регулярно перевыполнял производственную норму, иногда почти на 300 %. Однажды Петр Артемьевич поинтересовался у юного передовика, как ему удается настолько успешно выполнять работу, с которой справился бы не каждый взрослый мужчина. С.А. Вышкварка ответил, что многие из его родных сейчас находятся на фронте и он, как может, помогает своим: чем больше снарядов и мин он сделает, тем больше их обрушится на головы германских солдат и офицеров и тем скорее придет Победа.
За время своей командировки на Лысьвенский металлургический завод в 1942 г. П.А. Обориным было сделано несколько десятков рисунков, карандашных набросков и зарисовок. Они экспонировались на Молотовских областных художественных выставках в 1942 г. и в 1945 г. и везде вызывали большой интерес у посетителей, Ценность рисунков Петра Артемьевича была оценена и профессиональными художниками и в том же 1942 г. его приняли в члены Союза художников РСФСР. Впоследствии на основе сделанных в 1942 г. рисунков П.А. Обориным была выполнена серия больших картин, посвященных работе Лысьвенского металлургического завода в годы Великой Отечественной войны: «Листопрокатчики», «Солдатская каска», «Каска» и «Снаряды фронту».
За свою долгую творческую жизнь П.А. Оборин создал десятки замечательных пейзажей, портретов и жанровых картин, встречался со многими известными людьми, работал в разных регионах страны и в разных населенных пунктах Прикамья. Однако, он всегда с особой теплотой вспоминал свою поездку на Лысьвенский металлургический завод в 1942 г. и свое общение с его работниками, которые, невзирая на трудности военного времени делали необходимые фронту каски, снаряды и котелки и всеми силами приближали Победу в Великой Отечественной войне.
Шахов В.Ю. Лысьвенская каска в творчестве художников, писателей и поэтов. – Пермь, 2007 г., стр.4-10
Молотов (Пермь)
Соликамск