Пермский край и Байкало-Амурская магистраль



Развернуть текст

Свернуть текст

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых протяженных железнодорожных линий в мире. Она проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии и Якутии, Хабаровского края. Это второй (наряду с Транссибом) железнодорожный выход России к Тихому океану.

Замысел строительства железной дороги, идущей по территории Сибири и Дальнего Востока к Тихому океану, возник ещё в 1880-е годы. В то время рассматривался вариант прокладки части будущей Транссибирской магистрали севернее Байкала. Тогда её называли Великой Сибирской магистралью. Однако первые топографические изыскания показали, что природные условия зоны вечной мерзлоты, при существующих на тот момент технологиях строительства, непригодны для строительства рельсовых путей сообщения.

К этому проекту вернулись в 1920-е годы. Первые же работы по прокладке путей стартовали в 1932 году. Во время Великой Отечественной войны некоторые участки дороги из-за нехватки металла пришлось разобрать для нужд фронта.

Основной этап строительства Байкало-Амурской магистрали начался в 1974 году с привлечения комсомольско-молодёжных отрядов.

В апреле 1974 г. на XVII съезде ВЛКСМ строительство Байкало-Амурской магистрали было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, был создан Центральный штаб ЦК ВЛКСМ по шефству над БАМом. На этом съезде сотни молодых людей, собранных со всех союзных республик, краёв и областей, поддержали строительство БАМ и после торжественного заседания прибыли на Ярославский вокзал, где их ждал поезд на Дальний Восток. Так на БАМ отправился первый Всесоюзный комсомольский строительный отряд. Вечером 28 апреля 1974 г. поезд с добровольцами проходил через Пермь. На вокзале Пермь-II состаялась торжественная встреча и митинг.

8 июля 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Началась активная кампания нового покорения Сибири. Советские газеты писали о «важнейшей стройке девятой пятилетки». Был создан специальный фонд строительства БАМа, в который перечислялись финансовые средства, полученные в результате экономии и перевыполнения производственных планов.

Пермская область, как и вся страна, приняла активное участие в этом грандиозном транспортном строительстве 2-й половины ХХ века. Бамовцы получали из Перми различное оборудование. Например, уже в апреле 1974 г. комсомольцы и молодёжь Пермского машиностроительного завода им. Ф.Э. Дзержинского из сэкономленных материалов во внеурочное время изготовили сверх плана 390 знаменитых бензопил «Дружба». Пермский домостроительный комбинат готовил сборные щитовые дома-общежития, а Горнозаводский цементный завод отправлял изготовленную сверх плана свою продукцию.

18 октября 1974 г. на заседании бюро Пермского обкома ВЛКСМ было принято решение поддержать инициативу комсомольско-молодёжной смены мастера Людмилы Шевцовой Горнозаводского цементного завода по досрочному выполнению встречного плана 1974 г. и выпуска сверхплановой продукции – цемента для строительства Байкало-Амурской магистрали. Смена брала на себя обязательство отправить ко дню рождения Ленинского комсомола 300 тонн цемента отличного качества на БАМ.

В ходе всесоюзной операции «Байкало-Амурской магистрали – пионерские рельсы» в 1974 – 1975 гг. пермские пионеры собрали 29 тыс. тонн металлолома, из которых можно было уложить 737 км рельсов для железной дороги. Многие пермские комсомольцы стремились принять участие в строительстве БАМ. Во второй половине 1974 г. наибольшее число обращений в Пермский обком ВЛКСМ было с просьбой направить на строительство БАМа. Непосредственное участие пермяков в строительстве БАМа началось уже весной 1975 г., когда на строительство комбината «БАМстройиндустрия» в городе Шимановск Амурской области прибыл первый стройотряд пермских добровольцев.

В 1975 г. в рамках общественного призыва комсомольцев и молодежи на ударные стройки СССР из Пермской области на БАМ было направлено 149 человек. Все они находились в составе ударных комсомольских отрядов. В 1978 г. на БАМе трудилось 150 посланцев Пермской области.

В соответствии с решениями партии и правительства было установлено шефство союзных республик, краев и областей СССР над строительством городов и посёлков на БАМе. Пермская область шефствовала над строительством посёлка Дюгабуль Тындинского района Амурской области.

Специально для этой стройки в Перми на базе Строительно-монтажного треста № 9 «Главзападуралстроя» 24 июня 1981 г. было сформировано строительно-монтажное управление (СМУ) «БАМстрой - Пермь». Строителям предстояло сначала возвести временный поселок для строителей Дюгабуля, а также производственную базу, которая обеспечила бы возможность бесперебойной высокопроизводительной работы по возведению постоянного посёлка. Планировалось построить четыре пятиэтажных дома, общественно-торговый центр, школу, детский комбинат, больницу. Строительные работы предстояло вести в сложных климатических и геологических условиях (вечная мерзлота и болота). Зимняя температура в тех местах доходила до минус 50 градусов. Все искусственные сооружения на линии должны были выдерживать сильные землетрясения.

17 сентября 1981 г. бюро Пермского обкома ВЛКСМ приняло постановление «О формировании ударного комсомольско-молодёжного строительного отряда, направляемого на строительство поселка Дюгабуль». Согласно условиям работы на этом объекте в состав отряда должны были зачисляться только мужчины, имеющие требуемые строительные специальности. Одиноким предоставлялись общежития, семейным – отдельное жильё. Добровольцы принимались на работу в управление «ПермБАМстрой». Всего в строительстве посёлка Дюгабуль приняло участие около тысячи наших земляков.

Пермские комсомольцы принимали участие в бамовском движении «Я – хозяин стройки», служили в железнодорожных войсках Вооруженных сил СССР, строивших восточную часть магистрали.

Комсомол уделял внимание разным сферам жизни строителей Байкало-Амурской магистрали, он заботился и об условиях их жизни, отдыхе. Для участников строительства выступали артисты из разных регионов СССР. Пермские артисты тоже выступали перед строителями БАМа. В декабре 1979 г. в составе бригады агитпоезда ЦК ВЛКСМ строительство БАМа посещал пермский театр-студия «Арлекин». Он 30 раз выступил перед строителями БАМ. Руководителем пермской делегации был Звездин Николай Васильевич, заместитель начальника Пермского областного штаба ударных комсомольских строек. Впоследствии он вспоминал: «Мы восхищались теми комсомольцами, которые строили этот БАМ, это вот после целины, наверное, такого энтузиазма, как там, нигде невозможно было увидеть […] Была заслуга комсомола – построить БАМ».

Благодаря участию всего Советского Союза и, в том числе, наших земляков строительство БАМа завершено. В октябре 1984 г. строители уложили «золотое звено», соединившее западную и восточную части железной дороги, – от Тайшета до Ванино. 27 октября 1984 г. на всем протяжении магистрали было открыто движение поездов.


Источники

  1. ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 329. Д. 176. Л. 3 – 4.
  2. ПермГАСПИ. Ф. 1458. Оп. 19. Д. 17. Л. 24, 58, 66 – 69.
  3. ПермГАСПИ. Ф. 1458. Оп. 20. Д. 1. Л. 2, 85; Д. 2. Л. 2, 32, 44, 87; Д. 3. Л. 1, 47.
  4. ПермГАСПИ. Ф. 1458. Оп. 27. Д. 38. Л. 65.
  5. ПермГАСПИ. Ф. 1458. Оп. 29. Д. 145. Л. 1 – 26.
  6. Историческая справка фонда № 703 «Закрытое акционерное общество «Стройтрест № 9. Орджоникидзевский район г. Перми». Архив города Перми.
  7. Комсомол Прикамья в документах. 1918 – 1978. Пермь. 1978. С. 7, 225 – 226, 229, 232, 234 – 235, 248 – 249.
  8. Пермский комсомол. Сборник документов, воспоминаний, очерков по истории комсомола в Пермском крае к 100-летию ВЛКСМ. Пермь. 2018. С. 167, 662.

Литература

  1. Пермская областная организация ВЛКСМ. Хроника. 1917 – 1982. Пермь. 1982. С. 149 – 150.


Пермяки на строительстве Байкало-Амурской магистрали







Помощь Пермской области в строительстве Байкало-Амурской магистрали