Проблемы взаимодействия архива со средствами массовой информации
(Из опыта работы Государственного общественно-политического архива Пермской области)
Одной из важнейших задач архива была и остаётся — пропагандирование документального наследия в средствах массовой информации. Ещё со времён существования партийного архива (в советское время ГОПАПО назывался Партийный архив Пермского обкома КПСС) у него были тесные связи со СМИ, разница лишь в том, что в тот период КПСС стояла во главе государства и партийному архиву был дан «зелёный свет» на всех уровнях. Редакции газет и журналов «Звезда», «Вечерняя Пермь», «Молодая гвардия», «Блокнот агитатора» и т.д. предоставляли целые полосы для архивистов, где печатались постоянные рубрики; на радио и телевидение — эфирное время для трансляции полных передач на 10–15 минут. Современному архиву сделать это труднее, так как сейчас СМИ, употребим слово советской эпохи, стали «капиталистическими», они меркантильны и ориентированы на сиюминутную сенсацию, наши документы, если они никого не разоблачают и не поливают «чернухой» интересуют их мало.
Тем не менее, сказать, что мы не работаем со СМИ нельзя, просто стали применять другие формы: информацию для радио и ТВ делаем, в основном, в новостном формате; при подготовке мероприятий используем пресс-релизы, которые журналисты, даже если они не присутствовали на мероприятии, перерабатывают и печатают в газетах или передают в эфире, что является для нас плюсом; и, конечно же, в последние годы у архива появился незаменимый помощник для пропагандирования — это интернет. Архив активно сотрудничает с сайтом Росархива, все посылаемые нами статьи и информации, они обязательно размещают на сайте (по-моему, по количеству публикуемых статей и информации на сайте наш архив является одним из лидирующих среди других регионов). С этого года у ГОПАПО появился свой сайт, где печатаются все новости, происходящие в архиве, публикуется Календарь знаменательных дат по Пермской области, подготовленный архивом. Также мы предоставляем информацию для сайта комитета по делам архивов Пермской области. А совсем недавно обнаружили, что различные сайты перекачивают нашу информацию и размещают на своих сайтах: например, статья об авиаконструкторе А.Д. Швецове была размещена на сайте авиаспорта, информацию об А. Гайдаре мы нашли на сайте газеты «Деловое Прикамье» и др. Я считаю, что это может, не так уж и плохо, потому, что их сайты могут быть более посещаемы, чем наш, а сведения, что документы находятся в ГОПАПО, там присутствуют.
Кроме активного использования интернета мы продолжаем развивать и традиционные формы работы со СМИ. Год от года у нас растёт количество теле- и радиосюжетов, прозвучавших в эфире, и публикаций в прессе. Например, только за 1-е полугодие 2004 года показали 19 телесюжетов об архиве, с использованием документов архива или мероприятий, проведённых архивом или прошедших с его участием, транслировали на радио 16 информации, т.е. уже 35 сюжетов, а в 2003 году за весь год было показано или передано всего 32 сюжета. В этом году сотрудниками подготовлено 14 статей, из которых 11 статей опубликовано в газетах и журналах, и 26 статей и информации размещено на различных сайтах. Продолжаем сотрудничать непосредственно с журналистами, подбирая для них интересные факты и материалы, исполняя их запросы. За первое полугодие 2004 года журналистами опубликовано по нашим документам 10 статей и 5 статей непосредственно о деятельности архива.
А теперь, хотелось бы остановиться на непосредственных проблемах в общении со СМИ.
Во-первых, СМИ не представляют специфику работы архива, в их представлении, вся интересующая информация находится у нас под рукой. На хранении в архиве находится 1 млн. дел и найти в них то, что требуется им, как обычно, за полчаса (т.к. у них через час эфир и они хотят снять по этому факту сюжет), невозможно. Наши попытки сделать совместную работу со СМИ более планомерной ни к чему не привели. Например, в 2003 году к 65-летию образования Пермской области архив предложил телекомпаниям и областному радио провести цикл передач о первых секретарях Пермского обкома КПСС и председателях областного исполнительного комитета Совета народных депутатов, но идея осталась только идей.
Во-вторых, архивная работа строится в соответствии с годовыми планами, где учитываются основные юбилейные события, которые должны отмечаться в наступающем году. Поэтому мы заранее договариваемся со СМИ о съёмке сюжета, они дают согласие на его подготовку, но когда приходит время, они не приезжают. Жаль, что мы тратим рабочее время впустую.
В-третьих, очень часто журналисты искажают названия и информацию, интерпретируют по-своему факты, хотя если мы готовим материал для сюжета, то всегда стараемся дать им распечатку текста для работы. Обидно, что наш архив уже два года как сменил своё название, а некоторые авторы до сих пор продолжают называть его архивом новейшей истории.
В-четвёртых, хотелось бы создать с телевизионщиками фильм об архиве, его работе, проблемах, чтобы люди знали, что такое архив, чем он занимается, чем может помочь им. Но, увы, СМИ интересует сенсация, которой нет в обычной работе архивиста. Поэтому сюжеты чаще всего получаются о мероприятиях, проводимых архивом. И снимать предпочитают те мероприятия, на которых присутствуют VIP персоны.
В-пятых, отношения со СМИ лучше выстраиваются, если есть личные связи и контакты. Благодаря чему, нам удаётся печататься в некоторых журналах и газетах, делать полные радио- и телепередачи. Но такие контакты устанавливаются плохо. Например, в 2002 году отдел комплектования сотрудничал с областным радио, и нам удалось сделать несколько полных передач, а так, в основном, делаем информации для программы новостей на 2–3 минуты.
В общении с пишущими журналистами у нас существуют ещё и другие проблемы. Например, они предпочитают брать наши готовые статьи и делать на их основе свои. Либо печатать выдержки из них и подавать в печать за своим именем. Так, газете «Звезда» архив уже несколько раз предоставлял архивный Календарь знаменательных дат, но при публикации ссылки на то, что календарь подготовлен архивом не было. Когда мы сделали замечание по этому поводу, его перестали публиковать вообще. Надо отметить, что свои статьи архив предоставляет для печати бесплатно, никаких гонораров мы не получаем и при этом нас ещё лишают авторства.
Суть следующей проблемы состоит в том, что у архивистов не хватает рабочего времени на освещение всех юбилейных дат в году, а при работе с документами попадаются интересные факты, и очень часто мы предлагаем журналистам написать статью. Они с удовольствием берут материал, печатают статьи, только забывают указать, что материал предоставлен архивом. Когда мы прекратили давать им материал, искать его самим у них пропал интерес.
А ещё СМИ забывают, что архив — это бюджетная организация и в нашем бюджете не предусмотрены деньги за размещение статей в прессе или снятие телесюжетов, но в последнее время появились случаи, когда с нас требуют за это деньги. Обиднее всего, что мы предоставляем телевидению материал для сюжетов бесплатно, хотя все тематические запросы исполняются платно, а они взамен просят с нас по 300 рублей за перезапись сюжета с нашим материалом на нашу кассету.
В своей статье я попыталась кратко осветить проблемы, которые у нас возникают в общении со СМИ, чтобы в дальнейшем они не возникали, чтобы журналисты не обижались на меня за вышесказанное, а отношения между нами строились не на сиюминутной выгоде, а на взаимном уважении. А вообще то, я хочу поблагодарить СМИ, которые активно сотрудничают с архивом. И, надеюсь, что у них проснётся ещё больший интерес к деятельности архива и историческим документам.
В заключение, я обращаюсь к другим архивам, чтобы они поделились с нами своими проблемами в общении со СМИ, своим опытом в пропагандировании исторического наследия в средствах массовой информации.