Пермь в фотографиях Прокудина-Горского
Некоторые изобретения и открытия позволяют нам заглянуть в прошлое. Например, машина времени или фотография. Машины времени, к сожалению, ещё нет. Но благодаря русскому изобретателю, фотографу и химику Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому мы можем увидеть Россию и Пермь начала XX века.
Осенью 1909 года в Пермь прибыл специально оборудованный пульмановский вагон с фотолабораторией и съемочной группой. Это был грандиозный и масштабный проект по сохранению для потомков изображений русских городов, природы, исторических памятников. Причем сохранению в удивительно четких, цветных фотоснимках, технологию изготовления которых и изобрел Прокудин-Горский.
Сейчас никого не удивить цветными снимками, а черно-белые фотографии стали уделом фотохудожников. Сто лет назад все было наоборот — абсолютное большинство фотографов делали черно-белые снимки. Так как техника передачи цветного изображения ещё только осваивалась и была невероятно сложна.
Первые опыты цветной фотографии сделал известный английский физик Джеймс Клерк Максвелл ещё в 1861 г. Используя теорию воспроизведения цветов Томаса Янга, Максвелл сфотографировал три раза один и тот же предмет на черно-белые пластинки (тогда ещё не было пленки) через три цветных фильтра — синий, зеленый и красный. Затем полученные черно-белые позитивы одновременно проецировались через цветные фильтры на экран. 17 мая 1861 г. большая группа лондонский ученых с изумлением рассматривала цветное изображение тканевого материала с декоративной розеткой — Максвелл сфотографировал что-то из своего гардероба.
Следующий удачный цветной снимок получился только через 14 лет, в 1875 г. Сделал его французский ученый Луи Хайрон, также используя теорию воспроизведения цветов Томаса Янга. Примерно в это же время вышла книга Дюко дю Орона «Цветная фотография», в которой рассматривались различные методы получения цветных фотоизображений, описывались химические составы и теории цветовоспроизведения. В то время для цветной фотографии требовались хорошо оборудованная химическая лаборатория, дорогостоящие материалы и химикаты, специальные, очень редкие фотокамеры и фотопроекторы. Таким образом, цветная фотография была доступна очень узкому кругу ученых-физиков и -химиков, к тому же обладающих достаточными денежными средствами. Этот узкий круг ученых постоянно дополнял уже существующие фотоматериалы и модернизировал фотокамеры. К ним относился и Прокудин-Горский: он разрабатывал свою технику фотографии, переделывал фотокамеру, придумывал новые химические составы для получения четких и качественных снимков. В 1904 г. Прокудин-Горский призвал фотографов снять из разных точек страны солнечное затмение. Многие фотографы ответили, что не имеют подходящего оборудования. На что Сергей Михайлович ответил: «так изобретите что-то». Изменив конструкцию своей фотокамеры, Прокудин-Горский вставлял в нее вытянутую стеклянную пластинку, разработанную фотографической фирмой «Ильфорд», и делал три снимка через цветные фильтры, передвигая пластинку. Перед этим пластинки проходили специальную обработку химическим составом, придуманным Прокудиным-Горским. Все три снимка получались черно-белыми, но с разной цветовой плотностью. После через проектор все снимки проецировались через фильтры, и получалось цветное изображение.
И открыть бы Прокудину-Горскому шикарный фотосалон, где купцы и думцы получали бы цветные портреты в окружении бутоньерок и цветов. Но не хотел так использовать технические достижения Сергей Михайлович, хотелось ему запечатлеть для потомков Россию начала XX века. Этот проект был не только грандиозен, но и невероятно дорог. Такой проект могло осилить только государство. Поэтому Сергей Михайлович добился аудиенции у самого императора Николая II. Тщательно подготовившись, отобрав наиболее выгодные кадры, Прокудин-Горский показал, вероятно, самый первый в России слайд-фильм. На большом экране в Александровском дворце появились прекрасные русские пейзажи, осенние виды, памятники архитектуры. Потрясенный увиденным, император не только поблагодарил и пожал руку изобретателю, но и распорядился о финансировании проекта. Прокудину-Горскому был выдан подписанный Николаем II документ, обязывающий всех должностных лиц всячески содействовать проекту. Император даже сам хотел ехать в одну из экспедиций Сергея Михайловича. Начавшаяся в 1914 г. Мировая война прекратила этот проект. Финансирование прекратилось, пульмановский вагон был передан на фронт. После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию и увез с собой тысячи фотопластинок. Во второй половине XX века фотопластинки были приобретены библиотекой Конгресса США. С развитием информационных технологий большинство фотопластинок было переведено в цифровой вид и размещено на сайте библиотеки Конгресса с разрешением для копирования.
Благодаря Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому и американским библиотекарям мы можем совершить прогулку по Перми 1909 года.