«Самолет» — слово пермское
Действительно, слово «самолет» придумал наш земляк — поэт и авиатор Василий Каменский. До этого летательные аппараты тяжелее воздуха чаще всего назывались «аэропланы». Хотя были и другие названия. Так А.Ф. Можайский, один из первых в мире запатентовавший авиадвигатель, назвал в 1881 году свой самолет «воздухолетательный снаряд».
Первые успешные полеты летательных аппаратов, оснащенных моторами, осуществили американцы — братья Райт. Они оборудовали свой аэроплан двигателем внутреннего сгорания, который был легче и производительнее используемого Можайским парового двигателя. Затем развитие авиации стало стремительным. Сенсация 1908 года: самолет (тогда ещё «аэроплан») братьев Райт летел без остановки 1,5 часа; в 1909 г. французский конструктор и летчик Л. Блерио перелетел Ла-Манш. А в 1911 г. и пермяки могли рассмотреть и даже «пощупать, потрогать и понюхать» (В. Каменский) аэроплан «Блерио XI» — именно на таком пересек Ла-Манш французский авиатор. Летом 1911 г. Василий Каменский привез в Пермь свой «Блерио» и пытался взлететь с ипподрома. Конечно же, удивленные горожане пришли смотреть на полет, на аэроплан и «футуриста-песнебойца-авиатора». Надо думать, смотреть было на что — ширококрылый и легкий аэроплан и экстравагантный пилот Каменский. При взлете самолет зацепился за забор ипподрома и упал на землю. Потом полеты все же состоялись, и летал Каменский на удивление пермяков — «выше соборной колокольни» (современная художественная галерея), назло высмеявшим его первый пермский полет газетчикам.
После революции многие русские талантливые авиаконструкторы и инженеры покинули страну. В частности — создатель уникальных самолетов «Русский витязь» и «Илья Муромец» Сикорский. В 1920-е годы страна фактически не производила самолеты, а эксплуатировала старые, ещё дореволюционные, аэропланы. Но общемировое развитие авиации требовало от страны создания авиационной отрасли в промышленности.
Уже в 1920-е гг. Н.Е. Жуковский и А.Н. Туполев создают свои конструкции самолетов, А. Д. Швецов — первые советские авиационные моторы. Предстояла сложная задача — построить огромные заводы для массового изготовления самолетов.
В 1930 г. в 2 км от Перми решено было построить крупный авиамоторный завод. Форсированный план индустриализации отводил на строительство завода 18 месяцев. Но сосредоточение всех ресурсов и сил на строительстве и пренебрежение элементарными нуждами рабочих привело к тому, что на стройке не хватало значительного количества рабочих. Соответственно не выполнялись и планы — в 1931 г. план строительства был выполнен на 73%. К 1 января 1932 г. завод построен не был, и отчасти это объясняется многочисленными изменениями проекта. В итоге был утвержден и построен завод, с мощностями почти в 10 раз больше, чем предусматривал первоначальный проект.
Первоначально на заводе планировалось выпускать моторы отечественной разработки — М-15, М-22. Но, несмотря на успехи советских конструкторов, на пермском заводе решено было выпускать лицензионные американские моторы. В Америку была направлена делегация, которая купила у крупнейшей фирмы «Кертис-Райт» лицензию на производство мотора «Циклон». Эти моторы в то время были самыми передовыми и даже до конца не освоенными самими американцами. В Государственном общественно-политическом архиве Пермской области сохранился документ — «спецзаписка» от начальника особого отдела ГПУ, направленный 16 июля 1933 г. в пермский горком ВКП (б). В этой записке руководство завода № 19 им. Сталина обвинялось в срыве производства мотора М-22, который завод уже почти был готов выпускать (на 87%) и покупки лицензии на «Циклон». Доработка и освоение нового мотора, по мнению начальника особого отдела, отодвинула бы возможность массового производства моторов до 1935 г. Но, вероятно, авиамотор «Циклон», который в России получил название М-25, был очень перспективным. Для внедрения производства нового мотора и улучшения его характеристик в Пермь прибыл из Москвы известный конструктор Аркадий Дмитриевич Швецов.
В 1934 г. на пермском авиамоторном заводе им. Сталина были собраны первые 50 моторов, правда, ещё из американских деталей. Полностью освоить производство моторов смогли только к 1935 г. В 1936 г. на заводе был запущен конвейер по сборке моторов. В 1936 г. пермские моторы для истребителей были признаны самыми надежными, а все моторы — лучшими. Недаром в этом году завод был награжден орденом Ленина.
В 1937 г. на заводе начались поиски «вредителей и троцкистов». Первоначально поиски привели к увольнению с завода около 500 человек — «пролезших на завод диверсантов и шпионов». Причем в официальных документах описана их вина. Например, рабочий Лотенгауз в 1931 г. учился в Германии и знаком с корейцем, у рабочего Сугако в Польше проживали 3 брата и из этого, конечно же, «…ясно, что Сушко является агентом польской разведки». А в 1938 г. УНКВД по Пермской области «вскрыло и ликвидировало контрреволюционную вредительскую организацию, действовавшую на оборонном заводе № 19». Директор завода И.И. Побережский был расстрелян, конструкторское бюро почти в полном составе получило по 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Причем ещё до вынесения приговоров все пермские инженеры-конструкторы были отправлены в различные лагерные «шарашки», где продолжили разрабатывать авиадвигатели.
Массовые увольнения и аресты не могли не сказаться на работе завода. План 1938 г. завод выполнил на 78% с удорожанием производства на 8,3%. Тогда как в 1936 г. план часто перевыполнялся.
После заключения пакта о ненападении между Германией и СССР, по воспоминаниям работников, на завод в апреле 1941 г. приезжала группа немецких инженеров. Их водили даже в испытательный цех, где находились новейшие разработки — в том числе сконструированный А.Д. Швецовым авиамотор М-82. Правда, эти секретные разработки были замаскированы под строительство и прикрыты стройматериалами.
Годы Великой Отечественной войны показали всю работоспособность и мощь пермского авиамоторного завода. За первые четыре года войны завод выпустил более 30000 моторов для истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Пермские моторы настолько хорошо зарекомендовали себя в боях, что было принято решение об изменении маркировки с «М» на «АШ» — Аркадий Швецов.
Ещё в предвоенные годы для обеспечения пермских моторов карбюраторами началось строительство завода 33-бис. До 1939 г. карбюраторное производство в стране было сосредоточено на одном заводе № 33 в Москве. В 1939 г. завод получил самостоятельный номер 339 и начал производить карбюраторы для моторов, разработанных пермскими конструкторами. В годы войны московский карбюраторный завод был эвакуирован в Пермь (тогда — Молотов) и фактически вес производство карбюраторов для самолетных моторов было сосредоточено в нашем городе.
Уже в военные годы поршневые авиадвигатели достигли своего предела, требовался переход к кардинально новым конструкциям — газотурбинным и реактивным двигателям. С 1953 г. авиамоторный завод начал осваивать реактивные двигатели. Разработанные пермскими конструкторами и произведенные на пермском заводе моторы пользуются большим спросом и сейчас. На самолетах Ту-124, 134, 204, 214, МиГ-31 и других установлены пермские моторы.
Василий Каменский мечтал о «типе летающих людей», напоминающих птиц, и о том, что «все люди… без исключения дойдут в области авиации до совершенства». К таким людям можно без сомнения причислить многих пермяков и особенно А.Д. Швецова, П.А. Соловьева и многих, многих других, немало сделавших для воплощения вечной мечты человека о полете.