Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ № 2
для 9-11 классов
Тема: «ВЫБОР СУДЬБЫ»



Авторы:Соколова Ирина Владимировна, Корчагина Ольга Игоревна, преподаватели истории ФГКОУ «Пермское Суворовское военное училище»



Часть I. Организационно- мотивационная часть урока (5 минут).

Урок начинается с фронтальной беседы.

Вводное слово учителя:

-Добрый день. Посмотрите на слайд (Слайд 1), у нас сегодня необычный урок «Выбор судьбы». Кто кого выбирает? Человек судьбу или судьба человека? Говорят, что «Судьба» – это суд бога. Фаталисты - это люди, которые считают, что все события в жизни человека уже предопределены кем-то свыше. И даже если человек идет против обстоятельств, и делает личный выбор - это значит, что такова была его судьба. Но есть и другая точка зрения: человек сам хозяин своей судьбы.

Вопрос учителя: А что вы думаете по этому поводу?

Модельный ответ: Обучающиеся рассуждают. Часть поддерживают позицию, что человек сам делает выбор и тем самым создаёт судьбу, а другие говорят, что люди живут в определённых условиях, в том числе исторических и поэтому выбирает их судьба.

На доске появляются фразы (Слайд 2)
«От судьбы не уйдешь», «Судьба поколения»

Учитель: Объясните, как вы понимаете смысл этих выражений?

Модельные ответы: У людей одного поколения, как правило, судьбы совпадают. На фотографиях изображены поколения эпохи индустриализации и Великой Отечественной войны. Они все были участниками этих событий. Однако, даже в одинаковых исторических условиях люди вольны делать выбор и определять свою судьбу.

Учитель: Сегодня мы будем отвечать на главный вопрос урока: Кто кого выбирает? Судьба человека или человек судьбу, на примере одной социальной группы. Показывает фото обелиска юнгам Прикамья (Слайд 3).

Модельный ответ:
Как правило, обучающиеся затрудняются ответить на этот вопрос.

Попробуйте понять, о чем и о ком пойдет речь.

Предположите, где стоит этот памятник и чему он посвящен? Показывает фото надписи на обелиске (Слайд 4).

Этот скромный памятник стоит в Перми и напоминает о подвиге юнг Прикамья. Есть ли что-то необычное в сочетании слов «Юнги Прикамья»?

Просит поднять руки тех, кто слышал, о юнгах Прикамья и их роли в Отечественной войне?

Примечание: как правило, учащиеся мало слышали о юнгах Прикамья.

Учитель: Какую проблему мы с вами выявили? (слайд 5). Очень мало людей, которые знают о Юнгах Прикамья. Как сделать эту информацию доступной широкому кругу? Как возродить память о подвиге и судьбе выпускников Соловецкой школы юнг?

Учитель: Эту проблему увидел и Губернатор ПК Махонин Д.Н. Поэтому он подписал указ о учреждении дня памяти Северных юнг. (на слайде – текст приказа).

Мы тоже можем внести посильный вклад в сохранение памяти о наших земляках. Сегодня на уроке вы узнаете, какие требования предъявляли к кандидатам, из каких уголков страны они приехали на Соловки, как они жили и чему учились. Для этого вернемся на 81 год назад.

Часть II. Операционно-познавательная часть урока ( 5 минут)

Методический комментарий:
Основная форма взаимодействия с обучающимися на этом этапе урока: фронтальная работа. Погружение в материал через описание исторической ситуации, которая сложилась в стране в 1942 г., затем учащимся предлагается работа с видеофрагментом о школе Северных юнг.

Учитель: Шел 1942 год (слайд 6). К весне этого года части гитлеровской армии находились всего в 150 км от Москвы, Ленинград оставался в кольце блокады, а Гитлер планировал развернуть масштабное наступление на юге и выйти к Волге. Для этого в район боевых действий уже были переброшены 35 дивизий врага. Фашисты имели преимущество и в живой силе, и в вооружении. Положение на фронте было настолько тяжелым, а потери так велики, что было принято решение призвать на защиту Родины мальчишек.

Сейчас вы увидите хронику 1943 года, рассказывающую о Соловецкой школе юнг (слайд 7). Вглядитесь в лица этих мальчишек. Многие из тех, кто стали юнгами, были эвакуированы с захваченных территорий, не понаслышке знали, а видели воочию все ужасы войны, сражались в партизанских отрядах. И вот Родина снова призывает их на фронт. И они едут со всех концов страны.

В процессе просмотра видеофрагмента попробуйте предположить сколько человек обучалось в школе, какого примерно возраста были мальчишки, чему они обучались.

Модальный ответ:
Учащиеся могут перечислить специальности, назвать возраст 14 – 15 лет.

Учитель: Школа существовала три года. Ее закончили 4111 человек. Каждый четвертый из них погиб. А те, кто выжили, говорили о себе, что первую любовь они узнали позже, чем первое ранение в бою.

Часть III. Практическая часть. Работа в группах и презентация итогов работы группы с информационными кейсами документов/ видеофрагментов/ цифровых ресурсов. Работа с материалами портала Юнги Пермского края ( 20 минут).

Методический комментарий:
На данном этапе преподавателю необходимо организовать групповую работу: учитель делит класс на 4 группы. Перед началом работы важно озвучить какая группа над какой проблемой будет работать и с какими документами. Таким способом создаётся единое исследовательское пространство класса. Подробные задания размещены в дидактических материалах к занятию (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.-1.4.).

1 группа «Организация Соловецкой школы юнгов»

Для работы используются следующие документы: «Приказ народного комиссара Военно-морского флота Союза ССР по управлению подготовки и комплектованию ВМФ» от 25 мая 1942 г.; выписку из «Протокола 306 заседания бюро ЦК ВЛКСМ» от 5 июня 1942 г. В ходе работы обучающиеся заполняют ЧЕК – ЛИСТ и кластер-схему.

2 группа «Разверстка на отбор кандидатов в школу юнгов»

Для работы используются следующие документы: «Развёрстку» на отбор кандидатов по СССР и Молотовской области. Для выполнения задания необходим ноутбук.

3 группа «Путь юнг к Соловецким островам»

Для работы используются следующий документ: «Развёрстка на отбор кандидатов в школу юнгов Военно-морского флота». Для организации работы группы необходимо использовать карту «Великая Отечественная война 1942 г.», можно использовать современную карту и подготовить историческую справку о том как называются упомянутые в документе города сейчас, например, Куйбышев в 1942 г, а сейчас это город Самара. Также необходимо подготовить цветные стикеры, нитки (желательно шерстяные и цветные) ножницы, скотч.

4 группа «Судьба выпускников школы юнгов»

Для работы используются материалы, которые составлены на основе архивных документов с сайта ПермГАСПИ http://permgaspi.ru/, подобраны тексты для характеристики биографии 5 юнг. Можно организовать работу с предложенными документами или обратиться к сайту архива ПермГАСПИ и подобрать те документы, которые больше соответствуют воспитательным задачам (это могут быть судьбы земляки, родственников учеников).

По завершению работы в группах и представления результатов можно показать хронику 1943 года о школе Северных юнг.

Учитель: Предлагаю продолжить наше исследование и разделиться по группам. У каждой группы есть документы 1942 года. Они взяты с сайта ПермГАСПИ (Слайд 8). Вам необходимо изучить их и выполнить задание. На слайде вы можете видеть над какими задачами работает каждая группа (слайд 9).

Часть IV. Рефлексивно-оценочная часть урока (4 минуты).

Учитель: В нашем большом городе стоит неприметный памятник с простой надписью (слайд 11), которая вызывает больше вопросов, чем ответов. Я думаю, что 4000 мальчишек, которые сделали свой выбор, а каждый 10 из них отдал свою жизнь, сражаясь с врагом, заслуживают, чтобы их помнили. Представьте себе, что вам поручили написать текст для мемориальной доски. Что бы вы написали после сегодняшнего урока?

Модельный ответ:
Обучающиеся пишут текст и по желанию зачитывают его.

Учитель: Мы не можем оформить мемориальную доску, но можем разместить материалы с урока у себя на страничке в соцсетях. И тогда общая судьба юнг станет известна очень многим. И теперь судьба сохранения памяти об их подвиге в наших руках (слайд 12).

Методический комментарий
Учитель может сам разместить информацию об уроке на страничке класса или школы. На последнем слайде презентации предложен вариант запуска социального проекта «Бессмертная команда».



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ № 2 для 9-11 классов Тема: «ВЫБОР СУДЬБЫ»


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ № 2 для 9-11 классов Тема: «ВЫБОР СУДЬБЫ»


ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ № 2 для 9-11 классов Тема: «ВЫБОР СУДЬБЫ»