![](/css/img/print.png)
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ № 2
для 9-11 классов
Тема: «ВЫБОР СУДЬБЫ»
Авторы:Соколова Ирина Владимировна, Корчагина Ольга Игоревна, преподаватели истории ФГКОУ «Пермское Суворовское военное училище»
Часть I. Организационно- мотивационная часть урока (5 минут).
Урок начинается с фронтальной беседы.
Вводное слово учителя:
-Добрый день. Посмотрите на слайд (Слайд 1), у нас сегодня необычный урок «Выбор судьбы». Кто кого выбирает? Человек судьбу или судьба человека? Говорят, что «Судьба» – это суд бога. Фаталисты - это люди, которые считают, что все события в жизни человека уже предопределены кем-то свыше. И даже если человек идет против обстоятельств, и делает личный выбор - это значит, что такова была его судьба. Но есть и другая точка зрения: человек сам хозяин своей судьбы.
Вопрос учителя: А что вы думаете по этому поводу?
Модельный ответ: Обучающиеся рассуждают. Часть поддерживают позицию, что человек сам делает выбор и тем самым создаёт судьбу, а другие говорят, что люди живут в определённых условиях, в том числе исторических и поэтому выбирает их судьба.
На доске появляются фразы (Слайд 2)
«От судьбы не уйдешь», «Судьба поколения»
Учитель: Объясните, как вы понимаете смысл этих выражений?
Модельные ответы: У людей одного поколения, как правило, судьбы совпадают. На фотографиях изображены поколения эпохи индустриализации и Великой Отечественной войны. Они все были участниками этих событий. Однако, даже в одинаковых исторических условиях люди вольны делать выбор и определять свою судьбу.
Учитель: Сегодня мы будем отвечать на главный вопрос урока: Кто кого выбирает? Судьба человека или человек судьбу, на примере одной социальной группы. Показывает фото обелиска юнгам Прикамья (Слайд 3).
Модельный ответ:
Как правило, обучающиеся затрудняются ответить на этот вопрос.
Попробуйте понять, о чем и о ком пойдет речь.
Предположите, где стоит этот памятник и чему он посвящен? Показывает фото надписи на обелиске (Слайд 4).
Этот скромный памятник стоит в Перми и напоминает о подвиге юнг Прикамья. Есть ли что-то необычное в сочетании слов «Юнги Прикамья»?
Просит поднять руки тех, кто слышал, о юнгах Прикамья и их роли в Отечественной войне?
Примечание: как правило, учащиеся мало слышали о юнгах Прикамья.
Учитель: Какую проблему мы с вами выявили? (слайд 5). Очень мало людей, которые знают о Юнгах Прикамья. Как сделать эту информацию доступной широкому кругу? Как возродить память о подвиге и судьбе выпускников Соловецкой школы юнг?
Учитель: Эту проблему увидел и Губернатор ПК Махонин Д.Н. Поэтому он подписал указ о учреждении дня памяти Северных юнг. (на слайде – текст приказа).
Мы тоже можем внести посильный вклад в сохранение памяти о наших земляках. Сегодня на уроке вы узнаете, какие требования предъявляли к кандидатам, из каких уголков страны они приехали на Соловки, как они жили и чему учились. Для этого вернемся на 81 год назад.
Часть II. Операционно-познавательная часть урока ( 5 минут)
Методический комментарий:
Основная форма взаимодействия с обучающимися на этом этапе урока: фронтальная работа. Погружение в материал через описание исторической ситуации, которая сложилась в стране в 1942 г., затем учащимся предлагается работа с видеофрагментом о школе Северных юнг.
Учитель: Шел 1942 год (слайд 6). К весне этого года части гитлеровской армии находились всего в 150 км от Москвы, Ленинград оставался в кольце блокады, а Гитлер планировал развернуть масштабное наступление на юге и выйти к Волге. Для этого в район боевых действий уже были переброшены 35 дивизий врага. Фашисты имели преимущество и в живой силе, и в вооружении. Положение на фронте было настолько тяжелым, а потери так велики, что было принято решение призвать на защиту Родины мальчишек.
Сейчас вы увидите хронику 1943 года, рассказывающую о Соловецкой школе юнг (слайд 7). Вглядитесь в лица этих мальчишек. Многие из тех, кто стали юнгами, были эвакуированы с захваченных территорий, не понаслышке знали, а видели воочию все ужасы войны, сражались в партизанских отрядах. И вот Родина снова призывает их на фронт. И они едут со всех концов страны.
В процессе просмотра видеофрагмента попробуйте предположить сколько человек обучалось в школе, какого примерно возраста были мальчишки, чему они обучались.
Модальный ответ:
Учащиеся могут перечислить специальности, назвать возраст 14 – 15 лет.
Учитель: Школа существовала три года. Ее закончили 4111 человек. Каждый четвертый из них погиб. А те, кто выжили, говорили о себе, что первую любовь они узнали позже, чем первое ранение в бою.
Часть III. Практическая часть. Работа в группах и презентация итогов работы группы с информационными кейсами документов/ видеофрагментов/ цифровых ресурсов. Работа с материалами портала Юнги Пермского края ( 20 минут).
Методический комментарий:
На данном этапе преподавателю необходимо организовать групповую работу: учитель делит класс на 4 группы. Перед началом работы важно озвучить какая группа над какой проблемой будет работать и с какими документами. Таким способом создаётся единое исследовательское пространство класса. Подробные задания размещены в дидактических материалах к занятию (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.-1.4.).
1 группа «Организация Соловецкой школы юнгов»
Для работы используются следующие документы: «Приказ народного комиссара Военно-морского флота Союза ССР по управлению подготовки и комплектованию ВМФ» от 25 мая 1942 г.; выписку из «Протокола 306 заседания бюро ЦК ВЛКСМ» от 5 июня 1942 г. В ходе работы обучающиеся заполняют ЧЕК – ЛИСТ и кластер-схему.
2 группа «Разверстка на отбор кандидатов в школу юнгов»
Для работы используются следующие документы: «Развёрстку» на отбор кандидатов по СССР и Молотовской области. Для выполнения задания необходим ноутбук.
3 группа «Путь юнг к Соловецким островам»
Для работы используются следующий документ: «Развёрстка на отбор кандидатов в школу юнгов Военно-морского флота». Для организации работы группы необходимо использовать карту «Великая Отечественная война 1942 г.», можно использовать современную карту и подготовить историческую справку о том как называются упомянутые в документе города сейчас, например, Куйбышев в 1942 г, а сейчас это город Самара. Также необходимо подготовить цветные стикеры, нитки (желательно шерстяные и цветные) ножницы, скотч.
4 группа «Судьба выпускников школы юнгов»
Для работы используются материалы, которые составлены на основе архивных документов с сайта ПермГАСПИ http://permgaspi.ru/, подобраны тексты для характеристики биографии 5 юнг. Можно организовать работу с предложенными документами или обратиться к сайту архива ПермГАСПИ и подобрать те документы, которые больше соответствуют воспитательным задачам (это могут быть судьбы земляки, родственников учеников).
По завершению работы в группах и представления результатов можно показать хронику 1943 года о школе Северных юнг.
Учитель: Предлагаю продолжить наше исследование и разделиться по группам. У каждой группы есть документы 1942 года. Они взяты с сайта ПермГАСПИ (Слайд 8). Вам необходимо изучить их и выполнить задание. На слайде вы можете видеть над какими задачами работает каждая группа (слайд 9).
Часть IV. Рефлексивно-оценочная часть урока (4 минуты).
Учитель: В нашем большом городе стоит неприметный памятник с простой надписью (слайд 11), которая вызывает больше вопросов, чем ответов. Я думаю, что 4000 мальчишек, которые сделали свой выбор, а каждый 10 из них отдал свою жизнь, сражаясь с врагом, заслуживают, чтобы их помнили. Представьте себе, что вам поручили написать текст для мемориальной доски. Что бы вы написали после сегодняшнего урока?
Модельный ответ:
Обучающиеся пишут текст и по желанию зачитывают его.
Учитель: Мы не можем оформить мемориальную доску, но можем разместить материалы с урока у себя на страничке в соцсетях. И тогда общая судьба юнг станет известна очень многим. И теперь судьба сохранения памяти об их подвиге в наших руках (слайд 12).
Методический комментарий
Учитель может сам разместить информацию об уроке на страничке класса или школы. На последнем слайде презентации предложен вариант запуска социального проекта «Бессмертная команда».