Совещание архивистов в г. Верхняя Сысерть
19 марта 2009 г. в городе Верхняя Сысерть Свердловской области в рамках научно-методического совета архивных учреждений УрФО состоялось совещание руководителей архивных органов и учреждений «Реализация антикризисных и антикоррупционных мер в государственных архивных органах и учреждениях субъектов Российской Федерации». В работе совещания принимал участвовал и выступал директор архива Михаил Геннадьевич Нечаев.
На совещании были рассмотрены два основных вопроса:
- О реализации антикризисных и антикоррупционных мер в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере архивного дела.
- О реализации антикризисных мероприятий в государственных и муниципальных архивах Уральского региона.
В работе совещания приняли участие: Артизов Андрей Николаевич, заместитель руководителя Федерального архивного агентства, руководители уполномоченных органов исполнительной власти в сфере архивного дела, директора, заместители директоров государственных архивов, представители муниципальных архивов Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Пермского края. Информация о проводимых антикризисных мерах была направлена для сведения участников совещания органами управления архивным делом Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
По итогам работы участники совещания руководителей архивных органов и учреждений приняли следующие рекомендации:
1. В целях обеспечения устойчивой деятельности архивных органов и учреждений в условиях финансово-экономического кризиса, организации комплексной системы антикризисного управления архивной службой рекомендовать уполномоченным органам исполнительной власти в сфере архивного дела в субъектах Уральского региона создать на базе органа управления антикризисную комиссию.
2. Считать целесообразным разработку программ антикризисных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в архивных службах Уральского региона.
3. Определить приоритетными целями в антикризисных мероприятиях, организуемых архивными службами Уральского региона:
— проведение антикризисной финансовой политики (определение и реализация приоритетов, маневр и сосредоточение средств),
— сохранение кадрового потенциала, кадрового резерва и работоспособности архивной службы, социальной стабильности в коллективах,
— обеспечение сохранности Архивного фонда Российской Федерации, безопасности зданий и сооружений, в том числе путем создания и функционирования единой диспетчерской службы оперативного реагирования на базе органа управления архивным делом,
— развитие и внедрение современных информационных технологий в архивных органах и учреждениях, версии 4.0 программного комплекса «Архивный фонд».
М.Г. Нечаев
Директор ГОУ «Государственный
общественно-политический архив
Пермской области»
О реализации антикризисных мероприятий в Государственном общественно-политическом архиве Пермской области
Прежде чем говорить об антикризисных мероприятиях хотелось бы обратить внимание на исходные позиции архива. Если кризис встречать с отремонтированным зданием и профессиональным коллективом, то на вызовы времени можно давать один ответ, если этого нет, ответ будет несколько другой. Как у Л.Н. Толстого, который писал, что несчастливая семья несчастно по своему.
В 90-е годы прошлого столетия в финансировании прежде всего у нашего архива накопились отложенные капитальные потребности. В результате технического обследования здание в 2004 г. было признано ограниченно-работоспособным. Однако в «тучные» 4 года (2005—2008 гг.) удалось многое сделать: усилить фундамент и стены здания инъекционным методом, устроить пристенный и пластовый дренаж, заменить систему кондиционирования воздуха, реконструировать кровлю здания архива, заменить ступени запасного выхода, установить противопожарные металлические двери и т.д. и т.п. Тем не менее, сейчас можно только жалеть об упущенных возможностях и констатировать, что сделать не удалось. Не удалось заменить лифт и систему водоотводов, установить электрозадвижки, таким образом остается угроза затопления подвала и остановки лифта. Предусмотренные на данные работы средства были сокращены в начале этого года. И это наша исходная позиция в период кризиса. После оптимизаций и сокращений, бюджет архива стал достаточно простой — 8 млн. рублей на оплату труда со всеми отчислениями и 3 млн. рублей на все остальные расходы учреждения. Следовательно, выход из положения за счет человеческого потенциала. В архиве установлено круглосуточное дежурство рабочих, которые сразу принимают экстренные меры в случаи форс-мажора.
Если говорить о коллективе, то у нас сложился стабильный высокопрофессиональный коллектив. Однако в конце 2007 г. и в начале 2008 г. ушли из архива 3 начальника отделов на более высокооплачиваемые должности и затем они стали приглашать на новые места работы лучших специалистов. Всего архив потерял 25% своих работников. Мы рады конечно за наших сотрудников они хорошо устроились целыми миниколлективами в различные учреждения. Мы не успели обновить и доформировать коллектив до конца. 13 октября 2008 г. руководитель Агентства по делам архивов Пермского края отдал устное распоряжение не занимать существующие вакансии. Здесь можно говорить с пессимизмом о существующих перспективах по кадрам. Разрыв между ветеранами и молодежью очень большой, так как не хватает представителей зрелого возраста 30–40 лет. Однако, атмосфера в архиве с приходом большого числа молодежи стала совсем другой. Так буквально недавно именно молодежь стала инициатором проведения конкурса профессионального мастерства в архиве в честь дня архивов. Они активно и креативно стали принимать участие в проектных линиях архива. В этом году мы запланировали создания юбилейного буклета посвященного 70-летию нашего архива, а в ответ получили предложение написать не только буклет, но и книгу по истории архива. Можно ли даже в стесненных финансовых условиях отказывать молодежи в этой инициативе? Это значит преподнести урок формализма и бюрократизма, после которого вряд ли появятся подобные инициативы. Можно ли сократить расходы, связанные с развитием архива как информационной системы? Замораживать подобного рода весьма затратную деятельность с точки зрения стратегического развития архивной отрасли весьма опасно. Завоевывать позиции в информационном пространстве очень сложно, а потерять достаточно легко. Мы долго обсуждали реальные возможности своего участия в двух крупных проектах и сочли необходимым, несмотря на сложности, в том числе финансовые реализовать их. Первый проект — тестирование программы и наполнение информационно-поисковой системы «История политической рекламы в Прикамье 1989—2008 гг.». Второй проект — подготовка к изданию документальной дилогии с рабочим названием «Нас водила молодость…» (Т.1 — «Целинная эпопея. 1954 г. — первая половина 1960-х гг.«; Т.2 — «Движение студенческих отрядов. 1965 — 1991 гг.«), посвященной 55-летию освоению целинных и залежных земель и 50-летию создания Всесоюзного студенческого стройотряда.
За счет чего же выходить из положения? Во-первых, прежде всего, за счет организованности, как со стороны руководство, так и со стороны рядовых сотрудников. Во-вторых, кризисные явления усиливают требования к управленческим решением. Здесь нет право на ошибку. Стратегически важные вопросы лучше решать коллегиальным путем. В-третьих, по возможности поощрять любые инициативы, идущие со стороны рядовых сотрудников. И ни в коем случае не забывать о стратегическом развитии архива. Кризисы приходят и уходят, а наша задача сохранить для потомков документальное наследие, которое является основным текстом нашей исторической памяти.