Абсурдное в революции 1917 года
А. В. Бушмаков,
Канд. ист. наук, доцент кафедры культурологии
и философии ПГИК
События, разворачивавшиеся в России с февраля – марта 1917 года, почти сразу были осмыслены и отражены в печати как долгожданная революция, освободившая население империи от тиранической власти. Новые смыслы были закреплены новыми словами, символами и ритуалами. В начале каждого большого собрания теперь полагалось поминать героев, павших в борьбе с царизмом, и приветствовать вождей революции. Бывшие подданные императора превратились в свободных граждан, губернаторы и исправники были заменены на комиссаров, полиция была распущена и вместо нее возникла милиция и т. д.
Различные социокультурные группы в городе и селе с разной скоростью и успешностью осваивали, и к лету 1917 года, на наш взгляд, в целом, усвоили новый революционный дискурс. Этому способствовали активная политическая пропаганда, общая высокая политизированность российского общества весны – лета 1917 года. Новые практики – политическая агитация, участие в разного рода собраниях, митингах и т. д. – способствовали тому, чтобы социально и экономически активная часть населения, прежде всего горожане, сделали новые смыслы частью своего жизненного мира.
В то же время ситуация 1917 года – это разрыв повседневности, когда система смыслов, связанная с прежним существованием в социальной реальности старого режима, оказалась разорвана и заполнялась новыми смыслами. Важно отметить, что принятие и освоение новых смыслов происходило далеко не сразу, и для разных групп населения протекало с разной скоростью и успехом.
Вместе с этим мы можем говорить о достаточно высокой степени модернизированности культуры значительной части горожан, приводящей к тому, что их здравый смысл и представления о мире предполагали достаточно автономную от власти и печатного дискурса позицию и точку зрения на события. Естественная установка обывателя, интеллигента, рабочего, солдата в условиях, когда привычные смыслы оказались неадекватны новым реалиям, очевидно, могла претерпевать самые причудливые изменения.
В то же время часть общества, в силу разных обстоятельств, продолжала существовать в рамках освоенного жизненного мира, осмысливая происходящее и действуя в соответствии с его категориями. Можно предположить, что революция привела к еще большей неоднородности жизненных миров у разных социальных групп и группочек населения страны, существовавших в рамках одного хронотопа и обреченных в силу этого на взаимодействия с носителями другого наличного знания, эталонных образцов и систем релевантности.
Таким образом, в 1917 году очень часто возникают ситуации, когда события, практики и институты, имеющие для одних «свободных граждан» высокий или важный смысл, другими воспринимаются как игра, нелепица или издевательство. В документах и мемуарах, освещающих события 1917 года, современники почти не используют слово «абсурд». Участники событий нередко оперируют словами «хаос» или «бедлам», на наш взгляд вполне близкими по значению – бессмыслица, отсутствие нормального понятного порядка с выраженной негативной коннотацией.
Поскольку рефлексия современников по поводу абсурдности происходящего обычно не приводится в источнике в явном виде, исследователю приходится брать на себя смелость самостоятельно определять ситуацию как абсурдную. Приведем несколько документов с примерами подобных абсурдных ситуаций лета – осени 1917 года на материале Пермской губернии.
Многочисленные примеры событий, которые не укладываются в привычную логику оказавшихся у власти образованных людей, можно обнаружить в архивном фонде губернского комиссара Временного правительства. Обозначив их словом «беспорядки», власти зачастую испытывали явные затруднения, связанные не столько с принятием административных решений, сколько вообще с пониманием ситуации – об этом свидетельствуют резолюции на документах.
Примером может служить рапорт почтового чиновника 6-го разряда Лебедевой начальнику Пермского почтово-телеграфного отделения от 20 июня 1917 года о происшедшем 19 июня с. г. в селе Путино: «В 3 дня к почтовому отделению подошло несколько солдат (был базарный день) один из них сбил вывеску: «Государственная сберегательная касса» и закричал: «Что за государственная? Разве у нас государь? Начальник отделения Лебедев, находившийся в то время на территории дома, пытался объяснить ему, что мы изгнали государя, но государство осталось, т. к. государство – это весь народ, а государственная касса – народная касса. На эти слова Лебедева солдат закричал: «А ты за старое стоишь?! Это не государственная касса, а наша, мы хозяева!» К нему присоединились еще несколько человек и стали кричать, что тут скрываются приверженцы старого строя. Из толпы тоже послышались угрожающие возгласы. Лебедев, видя, что солдаты пьяны, и боясь за последствия выкриков, ушел в отделение приготовить револьвер. Услышав на крыльце шум, он крикнул мне, Лебедевой, запереть дверь в отделение и во двор дома и остаться с детьми в квартире, а сам ушел за милицией (сторож был отпущен на обед). На крыльце к Лебедеву подступили пьяные с угрозами убить. Лебедев сказал им, что будет защищаться, и, показав револьвер, опять вложил его в карман и направился в волостное правление, где надеялся найти милицию (на улице ее не оказалось). Зайдя в волостное пр[авление] и не найдя там милиции, Лебедев, увидев, что сопротивляться бесполезно, отдал револьвер. Увидев его обезоруженным, два или три солдата набросились и начали бить, бросили на пол и топтали ногами. Когда парализованная зрелищем полупьяная толпа очнулась, Лебедев уже потерял сознание. Несколько человек из толпы бросились, отняли и принесли его домой. Тогда только явившийся милиционер отобрал у буянов револьвер, а на его намерение составить протокол и задержать их, ему пригрозили убить его, после чего он скрылся, а виновные продолжали «гулянье» по улице с гармонией и пьяными песнями. Дома Лебедев пришел в сознание. Он сильно избит, болен, но оправляется, т. к. сильных увечий и переломов не получилось. Должность начальника и занятия в отделении, впредь до вашего распоряжения, веду я, Лебедева».
Показательно здесь не только как «свободные граждане» новой демократической России по-разному понимают свою свободу, но и какие разные смыслы вкладываются в одни и те же слова. Абсурдна с точки зрения привычного жизненного мира также ситуация, когда вмешательство милиционера не восстанавливает порядок, а приводит к новому витку беспорядков. В ноябре 1917 года в Перми подобная абсурдная ситуация будет еще очевиднее – там сами милиционеры будут напиваться и участвовать в разграблении магазинов, а потом, проводя расследование погрома, арестовывать невиновных и избивать их (сами будучи пьяными), призывая признаться в участии в погроме.
Ставшая властью интеллигенция летом 1917 года пыталась осуществить так долго обсуждавшийся проект реформирования народной жизни на началах свободы, демократии и рациональной организации экономической жизни. Растущее сопротивление и непонимание со стороны «народа», т. е. крестьянских масс, вызывало удивление и шок у образованных людей, считавших, что они делают всё возможное для «народного блага».
Показательна телефонограмма начальника Рождественской милиции 1-го участка Потапова Пермскому губернскому комиссару Временного правительства об антиправительственном выступлении крестьян села Кочебахтинского от 15 августа 1917 года: «Прибыв 15 сего августа с 4-мя солдатами и милиционерами и начальником 2 уч[астка] в с. Кочебахтинском, где гражданка Татьяна Васильевна Коковина по вызову явиться в пожарный сарай отказались, в дом вооруженных солдат не впускает, запершись кругом, муж же ее, Егор Еремеевич Коковин, также не впускает в дом и кричит, что долой правительство, оно только распускает воров. Приведенная и арестованная Мартемьяна Васильевна Ревхдина заявила, что новое правительство не нужно, а нужно нам царя, т. к. при царе были порядки и не было воров. Положение наше критическое. Что прикажете делать? Мужики Коковину не выдают. Прошу Вас выехать или дать распоряжение, как поступить с Коковиной. Применить оружие в деле нет возможности без Вашего разрешения».
Речь в телеграмме об открытом сопротивлении сельскохозяйственной переписи, проводимой по инициативе Временного правительства. Ситуация с точки зрения интеллигента довольно дикая: народ бунтует против Временного революционного правительства, состоящего уже к этому времени из социалистов, защищающих народные интересы, и требует вернуть царя, старый порядок – времена народного горя и несвободы.
Ценность свободы, которая считалась главным достижением революции, оказалась почти сразу поставленной под сомнение в ситуациях, подобной той, что описана ниже. В рапорте Чердынского уездного комиссара Временного правительства Пермскому губернскому комиссару от 11 июня 1917 года описывается запутанная история с арестом и освобождением священника с. Гайны Ипполита Фофанова:
«Вследствие предложения от 30 мая минувшего года за № 6231 доношу, что в с. Гайны был подвергнут домашнему аресту священник Ипполит Фофанов (а не Русланов), причем из собранных мною лично на месте сведений, а также и из протокола бывшего старшего милиционера Алина усматривается, что означенный арест был применен исключительно с целью охраны Фофанова от населения, крайне возбужденного выступлениями названного священника, человека в высшей степени нервного, распространявшего явно необоснованные сведения о взятии Риги, Петрограда, о восстановлении старого правительства и т. д. Тем не менее, получив от милиционера Алина сообщение об аресте священника Фофанова, я распорядился о немедленном его освобождении и, пользуясь присутствием в Чердыни Соликамского Преосвященного, исхлопотал ему, Фофанову, отпуск для поездки в Пермь по личным делам. В настоящее время о[тец] Фофанов выехал из Гайн вместе с семейством и имуществом.
Все действия старшего милиционера Алина, как по этому делу, так и по иным в волости, были направлены исключительно к поддержанию порядка и спокойствия среди населения. К сожалению, г. Алин в настоящее время от должности старшего милиционера отказался» [1].
Арест с целью обеспечения безопасности арестовываемого – эта практика уже опробованная. Например, в Перми в начале мая в тюрьме оказался один из членов правления Потребительского общества железнодорожных служащих, которого обвиняли в порче партии мяса, находившегося на складах Общества. Члены правления обратились к губернскому комиссару с просьбой посадить его в тюрьму, хотя обстоятельства дела не были ясны и вина не установлена, потому что опасались расправы со стороны оставшихся без мяса железнодорожников. Тюрьма для некоторых граждан в 1917 году была самым безопасным местом.
Не менее странно с точки зрения привычной логики ученых-обществоведов ХХ века вела себя буржуазия Пермской губернии в условиях разворачивающейся «буржуазно-демократической революции». Характерный пример вполне абсурдной ситуации содержит рапорт Шадринского уездного комиссара Временного правительства Пермскому губернскому комиссару по делу о реквизиции товара И. В. Смирнова от 9 июня 1917 года:
- «Комиссариат честь имеет сообщить г[осподину] губернскому комиссару Шадринской уездной продовольственной управы следующие сведения по делу о реквизиции товара И. В. Смирнова:
- Из представленного на рассмотрение комиссариата Шадринской уездной продовольственной управы дела видно, что 27 апреля с. г. служащими фирмы Ивана Васильевича Смирнова было подано заявление в Шадринское общество взаимопомощи приказчиков с указанием на их тяжелое материальное положение и с просьбой помочь им. В заявлении указывалось, что они получали нищенское жалованье от 55 до 10 рублей, что просьбу о прибавке жалованья хозяин полностью не удовлетворил, а согласился лишь до 5 рублей в месяц и выдал наградные от 10 до 30 рублей. Вследствие этого все служащие попросили расчет. 28 апреля служащие обратились к Смирнову с письмом, в котором предлагали уладить конфликт мирно, соглашаясь возобновить службу в случае, если им будет дано жалование в размере от 20 р. до 80 руб. Требование это, безусловно, скромное: на 9 человек служащих приходилось в месяц 435 рублей. В заявлении от 27 апреля служащие Смирнова указали, что за время пребывания его на военной службе они выручили 218 000 рублей, продав товару, по их подсчету, на 50 000 руб., т. е. доставили хозяину прибыли 168 000 рублей. В письме же от 28 апреля служащие угрожали Смирнову, в случае отказа дать им жалование в размере от 20 р. до 80 руб., передать дело окончательно О[бществу] Приказчиков «с указанием суммы, вырученной без Вас и определения правильной прибыли» вследствие чего «Вы должны уплатить казне с рубля прибыли 50%, что составит кругленькую сумму 20 000 рублей».
- […][2]
- Вследствие последовавшего со стороны начальника уездной милиции распоряжения расследовать продажу и покупку товаров фирмой Смирнова, начальник милиции 2 части г. Шадринска подослал двух милиционеров купить товару в магазинах Смирнова. Был куплен красный кумач набивной по 78 коп. за аршин, травчатый по 65 коп., серый в полоску [по] 75 к., красный с черными полосками по 70 коп. Приглашенными экспертами-служащими мануфактурных фирм Ижболдина, Рубина и Сурикова оптовая цена вышеуказанных ситцев определяется в следующем размере: красн[ый] наб[ивной] – 48 коп. (прод[ается] – 78 к.), красн[ый] травч[атый] – 35 коп. (прод[ается] – 65 коп.), сер[ый] в пол[оску] – 45 коп. (прод[ается] 75 коп.) и красн[ый] в пол[оску] – 35 к. (прод[ается] – 70 к.), а если эти ситцы приобретены полгода тому назад, то цены их должны быть еще на 10% ниже. […]
- Найдя в действиях Смирнова спекуляцию с товаром, продовольственное совещание от 9-го мая постановило: реквизировать товар Смирнова, а совещание при Шадринской продовольственной управе 26 мая в составе: председателя уездной продовольственной управы Н. А. Никулина, председателя Пермского губернского продовольственного комитета П. А. Зырянова, членов Шадринской продовольственной управы Р. И. Ефимова, И. Ф. Меденникова и А. Крылова, председателя Шадринского Союза потребителей обществ И. С. Распутина, члена этого Союза Черных, члена Союза кредитных т[оварищест]в М. И. Жалобова, членов о[бщества] Приказчиков М. У. Данилова и И. В Шевелина и экспертов, служащих в мануфактурных магазинах Розаева, Гусева, Салазкина постановило: «реквизированные у торговца Смирнова мануфактурные товары распродать через Шадринский Союз Потребительских о[бщест]в и Шадринское о[бщест]во потребителей в настоящее время [по] твердым ценам с установленной наценкой. Смирнова рассчитать за взятые у него товары по твердым ценам с 50% скидкой, согласно постановлению уездного продовольственного Совещания от 9 мая, причем удержанную с него сумму (50%) за товар внести в депозит уездной продовольственной управы […]»[3].
Поведение Смирнова представляется вполне абсурдным – в погоне за сверхприбылями он отказался повысить жалованье служащим хотя бы до минимально приемлемого уровня. 20 рублей в месяц – это мало даже в 1914 году. Для 1917 года это очень мало. Сэкономив несколько сотен рублей, он в итоге потерял весь свой сверхприбыльный бизнес. Примеров подобного нерационального поведения деловых людей в этот период можно найти еще немало. Что уж говорить о рабочих!
В современной исторической науке сохраняется закрепившийся еще в XIX веке принцип, требующий от ученого рационально объяснить происходившее – выявить причинно-следственные связи, показать логику в действиях людей и социальных групп. Слабость такого традиционного подхода заключается в искусственной рационализации событий, которая совсем не обязательно имела место быть в реальности. Они могли быть абсурдны, а мотивы поведения их участников – иррациональны.
Примечания:
↩1. Характерный момент – отказ должностного лица выполнять свои обязанности. Новой власти было непросто находить кандидатов на ответственные должности – серьезные и авторитетные люди в 1917 году часто избегали участия во властных институтах.
↩2. Здесь и далее в документе опущены сведения о передаче дела Смирнова на рассмотрение продовольственного комитета, о финансовой проверке Смирнова, передаче заявления служащих Смирнова о бедственном положении в продовольственную управу, об основаниях реквизиции товара у Смирнова (вследствие спекуляции, сокрытия товара и повышения цен), о приостановке реквизиции до решения Губернского продовольственного комитета, выдаче удостоверения Смирнову о временной приостановке реквизиции товара, об обстоятельствах взлома замков…
↩3. По Постановлению Пермской губернской продовольственной управы от 17 июня 1917 г. (см.: ГАПК. Ф. 167. Оп. 1. Д. 34. Л. 36) весь мануфактурный товар торговца Смирнова был реквизирован и передан для распределения уездной продовольственной управе. Сам И. М. Смирнов был привлечен к уголовной ответственности. За реквизированный у него товар было решено рассчитаться по твердым, установленным уездной продовольственной управой, ценам.