Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Контрразведывательная деятельность исполнительных органов политической полиции Российской Империи накануне и в годы Первой мировой войны

А. О. Коптелов,
Гуманитарный университет (г. Екатеринбург),
магистр права

Аннотация

Во время Первой мировой войны активизировалась деятельность противоправительственных сил внутри России, а также увеличилось число разведывательных мероприятий ее потенциальных противников. Политическая полиция, помимо обеспечения государственной безопасности, выступала и в качестве контрразведывательного ведомства, поскольку обладала разветвленной сетью периферийных жандармских органов и могла осуществлять контрразведку на территории всей страны. Именно этот фактор сделал политическую полицию в лице ее жандармских органов накануне и в годы Первой мировой войны незаменимой исполнительной структурой контрразведывательного аппарата империи.

Ключевые слова: политическая полиция, шпионаж, Российская империя, Первая мировая война, контрразведка, жандармы, Департамент полиции.



После поражения в Русско-японской войне встал вопрос об усовершенствовании российского «антишпионского» законодательства и контрразведывательной деятельности государственного аппарата Российской империи.

В 1908 году Особой комиссией в Российской империи создается система контрразведки в мирное время, согласно которой ею должны были заниматься чины Отдельного корпуса жандармов, а также подчиненные Министерству финансов Пограничная и Таможенная стражи, под руководством старших адъютантов Разведывательных отделений штабов военных округов.

До 1911 года все полученные сведения о деятельности иностранных шпионов в России начальники жандармских управлений сообщали главам военно-окружных штабов.

Рубежным является июнь 1911 года, когда военный министр В. А. Сухомлинов утвердил два важнейших документа по контрразведке – «Положение о контрразведывательных органах» и «Инструкция начальникам контрразведывательных органов».

В сентябре 1911 года при Главном управлении Генерального штаба во всех крупных городах и при штабах военных округов были учреждены особые контрразведывательные отделения (КРО). Окружные отделения были сформированы при штабах Петербургского, Московского, Варшавского, Виленского, Киевского, Одесского, Тифлисского, Туркестанского, Иркутского и Приамурского военных округов. Начальниками КРО назначались офицеры Отдельного корпуса жандармов [1. С. 467].

В апреле 1912 года Государственная Дума утвердила изменения существующего российского законодательства о государственной измене в сторону ужесточения.

После начала Первой мировой войны и до конца 1915 года в армию был направлен каждый пятый офицер из всего штатного состава Отдельного корпуса жандармов. Образовавшийся кадровый голод отдельных губернских жандармских управлений (ГЖУ) сохранялся вплоть до Февральской революции.

Возможно поэтому, согласно указанию министра внутренних дел П. Г. Курлова, на Департамент полиции и подведомственные ему органы – ГЖУ и охранные отделения (пункты) – возлагалось лишь содействие и оказание помощи КРО в их работе [2. С. 132].

Объявление Германией войны России поставило масштабные задачи перед военной контрразведкой и территориальными органами государственной безопасности империи, потребовав от них тесного взаимодействия, новых форм и методов совместной работы. В годы войны происходит функциональное срастание контрразведывательных органов с жандармской полицией.

«Тремя основными направлениями работы жандармерии в годы войны были контрразведывательная деятельность; предотвращение революции, как ее представляли себе руководители МВД, в том числе обеспечение политической безопасности войск и подавление революционных выступлений в городах; содействие армии в организационных вопросах: доставка новобранцев, усиление офицерского состава штабов фронтов, конвоирование и слежка за военнопленными, работа на оккупированных территориях Турции и Австро-Венгрии и более мелкие нужды. Жандармские управления, находившиеся в пределах театра военных действий, были мобилизованы и перешли в двойное подчинение МВД и местных военных властей» [3. С. 19].

Корпус жандармов во время войны занимался своим обычным делом – охраной государственной безопасности. Но поскольку революционеры использовали проблемы военного времени для антигосударственной пропаганды и даже сотрудничали с противником, политическая полиция, выполняя свои основные функции, во многом осуществляла и контрразведывательную деятельность.

Проблема осложнялась тем, что в 1915 году война на российско-германском фронте переросла из маневренной в позиционную. Солдаты месяцами сидели в окопах и от безделья читали всевозможные газеты, в том числе и революционные, призывавшие к антигосударственным действиям [4. С. 262].

В связи со сложившейся ситуацией, летом 1915 года по инициативе Главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича создается Комиссия для выработки мер повышения эффективности борьбы с разведывательной деятельностью спецслужб Германии и АвстроВенгрии.

В записке, представленной в данную Комиссию руководителем Петроградского КРО В. А. Ерандаковым, «подчеркивалось, что германская разведка осуществляет не только сбор военных сведений о действующей армии, но и активно ведет дипломатическую, торгово-промышленную (экономическую) разведку, организует акты саботажа и диверсий, ведет подрывную пропаганду. По его мнению, военные власти не могли самостоятельно вести борьбу с противником, и в этом им требовалась более активная помощь со стороны Департамента полиции и его периферийных органов» [5. С. 135–136].

На Департамент полиции МВД были возложены более широкие контрразведывательные функции: наблюдение за иностранцами; надзор за военнопленными, проведение дознаний в отношении лиц, подозреваемых в осуществлении разведывательной деятельности; ведение дел по шпионажу и государственной измене, а также проведение арестов, обысков, следственных действий в отношении подозреваемых в шпионской деятельности.

В повседневную практику политической полиции в сфере борьбы со шпионажем входят: «обязательное фотографирование лиц, заподозренных или изобличенных в шпионаже, составление на них полных регистрационных карт с дактилоскопическими оттисками (как и на политических преступников). Эти карты в одном экземпляре доставлялись генерал-квартирмейстеру соответствующего окружного штаба для представления начальнику контрразведывательного отделения и в Департамент полиции» [6. С. 19].

Вступившее в силу в начале лета «Наставление по контрразведке в военное время», утвержденное Верховным Главнокомандующим Великим князем Николаем Николаевичем 6 июня 1915 года, регламентировало взаимодействие контрразведки с территориальными органами безопасности – жандармскими управлениями и охранными отделениями.

При этом формально «основной структурой, борющейся с немецким и австрийским шпионажем, все-таки оставалась контрразведка. При решении своих специфических задач … контрразведчики обращались за сведениями к жандармам губернских управлений. Губернские жандармские управления поставляли интересующую военных информацию, проверяли и уточняли присланные ими сведения. Такого рода сотрудничество имело место, несмотря на натянутые отношения между армией и жандармерией» [7].

В годы Первой мировой войны наметилось слияние органов контрразведки и жандармерии в прифронтовой зоне, особенно глубоко в области военно-морской контрразведки, поскольку практика розыска и организация контршпионажа на данной территории требовали слияния этих двух ведомств, возглавляемых жандармскими офицерами.

«Борьба с австрийским и германским шпионажем являлась одной из важнейших задач русских спецслужб на театре военных действий. В ходе развернувшегося противоборства ими совершенствовались прежние и применялись новые формы и методы борьбы с противником, прилагались силы и средства для выявления и пресечения деятельности его агентуры. Благодаря своей целенаправленной, хотя и не в полной мере скоординированной и недостаточно квалифицированной, работе органы контрразведки и политического розыска смогли выявить многих австрийских и германских шпионов и тем самым, вероятно, перекрыть каналы утечки секретной информации» [8. С. 16].

Таким образом, политическая полиция Российской империи сыграла важную роль в борьбе со шпионажем в годы Первой мировой войны. Фактически, помимо обеспечения государственной безопасности, она выступала и в качестве контрразведывательного ведомства, поскольку обладала разветвленной сетью периферийных жандармских органов и могла осуществлять контрразведку на территории всей страны. Именно этот фактор сделал Отдельный корпус жандармов незаменимой исполнительной структурой контрразведывательного аппарата империи.

Список литературы:

1. Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. Уникальная энциклопедия. М.: Эксмо-Яуза, 2010. 768 с.

2. Курлов П. Г. Гибель Императорской России. М.: Современник, 1992. 255 с.

3. Хутарев-Гарнишевский В. В. Отдельный корпус жандармов и Департамент полиции МВД: органы политического сыска накануне и в годы Первой мировой войны, 1913–1917 гг.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М.: Изд-во МГУ, 2011.

4. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880–1917 гг.). М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. С. 262.

5. Хлобустов О. М. Госбезопасность от Александра I до Путина. М.: Эксмо-Яуза, 2005. 480 с.

6. Канаев И. Н. Деятельность органов контрразведки в российской провинции начала ХХ в. (на примере Тамбовской губернии 1904–1917 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Белгород: Изд-во БелГНИУ, 2011. 26 с.

7. Гронский А. Д. Российская контрразведка в период Первой мировой войны: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.zapadrus.su (дата обращения: 25.02.2015).

8. Кирмель Н. С. Некоторые аспекты контрразведывательной работы спецслужб России на театре военных действий в годы Первой мировой войны // Вторая мировая война: предыстория, события, уроки: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию Великой Победы над немецким фашизмом и японским милитаризмом. 11–12 сентября 2015 г. В 2-х ч. Ч. 1. Забайкальский гос. ун-т. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2015. С. 12–16.