Михаил II – император Российской империи (1917–1918 гг.):
документы о статусе Михаила Александровича Романова
Н. А. Зенкова,
Директор книжного издательства «Пушка»,
А. Б. Мощанский,
полковник полиции в отставке
В обстоятельствах убийства членов императорского Дома Романовых в 1918–1919 годах особое место занимает первый эпизод – похищение и убийство Михаила Александровича Романова и его секретаря Брайана (Николая Николаевича) Джонсона в ночь с 12 на 13 июня (по новому стилю) 1918 года в г. Перми.
Расследование любого преступления предполагает установление его субъективной стороны, т. е. мотива и цели. Главенствующая сегодня историческая концепция «гнева мотовилихинских рабочих», сводящая все к эмоциональному отношению, при ближайшем рассмотрении архивных документов представляется преждевременной и принижает сам объект преступления.
Для установления истины восстановим хронологию событий того времени:
– 22 февраля (7 марта – по н. ст.) 1917 года, несмотря на волнения в столице, император Николай II, принявший на себя Верховное Главнокомандование, неосмотрительно покидает Петроград и направляется в свою Ставку в Могилев. Уже на следующий день антивоенные митинги в городе стали перерастать в массовые стачки и демонстрации, возникли стычки с полицией и войсками.
– 24 февраля началась Всеобщая стачка. На сторону демонстрантов начали массово переходить войска.
– 25 февраля император Николай II в соответствии со ст. 4 гл. 1 кн. 1 ч. 2 Свода законов Российской Империи подписал Указ о прекращении занятий Государственной Думы до апреля месяца. Однако Дума отказалась подчиниться, ее члены стали собираться в частных совещаниях.
– 27 февраля в столице Всеобщая забастовка переросла в Вооруженное восстание. Солдаты учебных батальонов и примкнувших к ним войск заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Начались убийства офицеров и представителей власти. Царское правительство и городские власти не смогли принять действенных мер по прекращению анархии. Зато стала организовываться противоположная сторона. В Таврическом дворце, захваченном восставшими, рабочими совместно с членами меньшевистской фракции Думы, представителями других социалистических партий, деятелями легальных профсоюзов, кооперативов и других организаций был образован инициативный орган по созыву Учредительного собрания Совета рабочих депутатов под названием «Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов». В его состав вошли представители социалистов и прежде всего меньшевики. Большевиков в составе Временного исполкома не было.
Днем 27 февраля, учитывая складывающуюся обстановку, думцами был сформирован Временный комитет Государственной Думы («Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями»), который возглавил М. В. Родзянко. В его состав вошли представители партий, объединенных в Прогрессивном блоке, и левых партий, а также президиума Государственной Думы, т. е. в основном политические сторонники конституционной монархии.
В это же время Временный исполком Совета рабочих депутатов создал Продовольственную комиссию, которая установила контакты с Временным комитетом Государственной Думы. Создание Объединенной продовольственной комиссии облегчило достижение соглашения между исполкомом Совета и Думским комитетом об образовании Временного правительства.
Первое заседание Петроградского Совета открылось в 9 час. вечера в Таврическом дворце. На нем избрали первоначальный состав постоянного Исполнительного комитета численностью 15 депутатов, председателем которого стал Н. С. Чхеидзе. Солдатские представители были допущены в состав Совета рабочих депутатов, составив в нем отдельную секцию. Н. С. Чхеидзе и А. Ф. Керенский, будучи одновременно депутатами Думы, были назначены Петросоветом его представителями во Временном комитете Государственной Думы.
После избрания постоянного исполкома Петроградского Совета в состав повстанческого штаба, получившего название «Военная комиссия», вошли Чхеидзе, Скобелев, Керенский и другие члены Исполкома. В ночь на 28 февраля аналогичный военный орган был создан и Временным комитетом Государственной Думы. Руководство Петросовета также согласилось на слияние военных комиссий. В Объединенной комиссии, председателем которой стал Энгельгардт, преобладание получили ставленники Думского комитета.
Таким образом началось формирование новых органов власти.
Вечером этого же дня Совет Министров направил Николаю II телеграмму, извещая, что собирается уйти в отставку в пользу Думского кабинета, поскольку не контролирует положение в столице. Царь отклонил прошение и по предложению Н. Д. Голицына назначил командующим для подавления восстания генерала Н. И. Иванова. Забегая вперед, следует сказать, что по субъективным и объективным причинам генерал Н. И. Иванов миссию свою выполнить не только не смог, но и, отступив в Вырицу, не обеспечил охрану Царского Села, где в это время находилась царская семья, чем существенно ослабил позиции императора.
– 28 февраля Петросовет и Временный комитет Государственной Думы в первом номере «Известий Петроградского Совета рабочих депутатов» публикуют свои воззвания.
Содержание этих документов свидетельствует о том, что в этот период восставшие не выдвигали лозунга о ликвидации монархической формы правления в стране. Их ожидания ограничивались созывом Учредительного собрания и возможным дальнейшим переходом к конституционной монархии.
В тот же день Временный комитет Государственной Думы назначил генерала Л. Г. Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа, разослал своих комиссаров во все министерства и вступил в переговоры с начальником штаба Верховного Главнокомандующего генералом М. В. Алексеевым на предмет поддержки новой власти вооруженными силами. Одновременно Петроградский Совет обратился к солдатам с воззванием избирать своих представителей в Совет рабочих депутатов.
– 1 марта Временный комитет Государственной Думы приступил к работе по формированию нового состава Совета Министров, а начальник штаба Ставки генерал М. В. Алексеев и Главнокомандующий Северным фронтом генерал Н. В. Рузский вступили в новые переговоры с Николаем II по поводу формирования «ответственного перед Государственной Думой» правительства.
В столице в течение дня образованный из представителей Петроградского гарнизона Совет солдатских депутатов объединился с Советом рабочих депутатов. Объединенный Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов утвердил Приказ № 1, которым фактически переводил столичные войска под контроль солдатских комитетов и подчинял Петроградский гарнизон Петросовету. Таким образом, возникла ситуация, при которой сторонники конституционной монархии, находящиеся у власти, вынуждены были ориентироваться на требования социалистов.
– 2 марта дезинформированный генералами и окружением, а также мнением Великого Князя Николая Николаевича, под давлением Главнокомандующего Северным фронтом генерала Н. В. Рузского император Николай II принимает решение об отречении в пользу своего брата Великого князя Михаила Александровича. На свет появляется Манифест об отречении [1].
Император одновременно подписал и указы о назначении председателем Совета Министров князя Львова и Верховным Главнокомандующим Великого князя Николая Николаевича.
При этом необходимо обратить внимание на ту часть Манифеста Николая II, где говорится об основаниях организации работы с законодательными учреждениями, на тех основаниях, «кои будут ими установлены».
Таким образом, в своем Манифесте Николай II фактически изменил форму монархии, определив принципиальную возможность изменения начал государственности, минуя решение самого императора, т. е. отказался от принципа «самодержавия», закрепленного ст. 4 гл. 1 разд. 1 Основных государственных законов. Обладал ли он такими полномочиями?.. Да, обладал! Ст. 8–11 гл. 1 разд. 1 Основных государственных законов позволяли ему это.
Следовательно, своими действиями 2 марта 1917 года добровольно и юридически правомерно Николай II:
– передал власть в стране своему брату Михаилу Александровичу Романову;
– одновременно принял решение об ограничении монархии и предоставлении полномочий законодательным учреждениям самостоятельно устанавливать начала управления;
– легитимно назначил фактического исполнительного руководителя государства – премьер-министра князя Г. Е. Львова.
Что же происходит с властью в стране дальше?
Ст. 37 гл. 2 разд. 1 Основных государственных законов предусматривает возможность отречения: «37. При действии правил, выше изображенных, о порядке наследия Престола, лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола».
Великий князь Михаил Александрович не объявил о своем «отречении». А это значит, что, основываясь на формальном толковании ст. 53 гл. 4 разд. 1 Основных государственных законов Российской Империи, которая гласит, что «Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на Престол Императора считается со дня кончины Его предшественника», с момента подписания Манифеста об отречении от престола императором Николаем II, т. е. со 2 марта 1917 года является «Михаилом II, Императором и Самодержцем Всероссийским, Царем Польским, Великим Князем Финляндским и прочая, и прочая, и прочая» (ст. 60 гл. 6 разд. 1 Основных государственных законов).
Обратимся теперь к Манифесту Михаила Александровича Романова [2], который принято называть «Актом о непринятии престола великим князем Михаилом Александровичем», подписанного им 3 марта 1917 года.
Данный документ свидетельствует не «о непринятии престола», о непринятии «Верховной власти» в стране до тех пор, пока «образ правления» не будет установлен на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительным собранием. Этим же документом он передает всю полноту власти до принятия решения Учредительным собранием Временному правительству, созданному Государственной Думой.
Таким образом, Михаил II, юридически обладая соответствующими правами (ст. 8–11 гл. 1 разд. 1 Основных государственных законов):
– подтвердил свою приверженность наказу старшего брата (Николая II) об изменении формы монархического правления;
– отложил свое личное руководство государством до решения Учредительного собрания и передал всю полноту власти Временному правительству, созданному Государственной Думой;
– назначил проведение Учредительного собрания в форме всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
При всем этом он де-юре остался легитимным руководителем Российской империи, русской монархии и главой Императорского Дома, а де-факто отстранил себя от любой политической деятельности.
Уже 7 марта Временное правительство приняло решение об аресте Николая II и его супруги Александры Федоровны [3].
Формальной причиной этого являлось частное обвинение императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в деятельности в пользу немцев, проверка которого производилась «Чрезвычайной следственной комиссией для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств» (ЧСК), учрежденной Временным правительством 4 марта 1917 года. Необходимо отметить, что ЧСК не смогла подтвердить никаких обвинений ни в адрес царя, ни царицы, ни министров царского правительства (кроме генерала В. А. Сухомлинова, бывшего (до июня 1915 г.) военным министром, который был признан виновным в неподготовленности русской армии к войне (кстати, расследование по его делу велось еще с 1916 г.).
Но для сохранения монархии это уже не играло принципиальной роли. Вместе с тем, следует отметить, что уже 7 марта социалистами было инициировано и направлено в исполком Петросовета заявление 95 членов Петросовета об аресте всех членов Дома Романовых. Между тем, в этот период официальной властью это решение поддержано не было. Фактически была арестована только царская семья.
С 7 июля 1917 года А. Ф. Керенский сменил Г. Е. Львова на посту министра-председателя, сохранив пост военного и морского министра. Таким образом в конституционном правительстве к власти пришли социалисты. Одновременно закончилось и двоевластие в Петрограде.
Между тем, продолжая деятельность по организации созыва Учредительного собрания, 20 июля 1917 года Временное правительство выпустило Постановление «Об утверждении раздела I Положения о выборах в Учредительное собрание» [4].
Однако, вероятно, опасаясь политической активности монархистов, в тот же день, 20 июля, Временным правительством было вынесено Постановление о лишении избирательных прав Дома Романовых [5]. Это было первое парадоксальное законодательное решение власти об истреблении политической свободы членов Императорского дома в юридически существующей империи (!).
Продолжая эту политику, 21 августа управляющий Военным министерством Б. В. Савинков направил приказы об аресте Михаила Александровича и его жены графини Н. С. Брасовой [6].
В конце августа тот же А. Ф. Керенский, используя интригу, получившую название в истории как «Корниловский мятеж», фактически совершает государственный переворот – 1 сентября 1917 года издает «Постановление о провозглашении России республикой». Партия кадетов терпит политический крах.
Характерно, что, несмотря на то, что выпуск этого Постановления противоречил действовавшему законодательству и обязательствам самого Временного правительства, каких-либо существенных возражений и волнений в народе не возникло.
Таким образом, к де-факто отстранения от власти легитимного правителя Русской империи, де-факто добавилась и собственно ликвидация монархической формы правления в России, произведенная волюнтаристски, без решения всенародного Учредительного собрания. И 13 сентября лишенного всех прав Михаила Романова выпускают из Смольного, где он находился под арестом.
25 октября 1917 года, учитывая требования общества, они выбрали курс на легитимизацию своей власти через созыв Учредительного собрания. Так как указанная идея была очень популярна в обществе, новая власть ускорила намеченные Временным правительством выборы. Уже 27 октября Совнарком принял и опубликовал за подписью В. И. Ленина Постановление «О созыве Учредительного собрания в назначенный срок», а именно о проведении всеобщих выборов в Учредительное собрание 12 ноября 1917 года [7].
Большевики не забыли и о легитимном правителе империи – 13 ноября 1917 года Петроградский ВРК принял решение о переводе Михаила Александровича под домашний арест в Гатчину [8].
Между тем, выборы состоялись, и Учредительное собрание открылось 5 января 1918 года в Таврическом дворце в Петрограде. Открыл заседание, по поручению ВЦИК, его председатель Я. М. Свердлов, который выразил надежду на «полное признание Учредительным Собранием всех декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров» и предложил принять написанный В. И. Лениным проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», первый пункт которой объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», которая, в свою очередь, повторяла резолюцию съезда Советов об аграрной реформе, рабочему контролю и миру. Однако Учредительное собрание большинством в 237 голосов против 146 отказалось даже обсуждать большевистскую декларацию. Большевики не добились легитимизации своей власти, и Учредительное собрание было разогнано.
9 марта 1918 года состоялось Специальное заседание Совнаркома РСФСР, которое вынесло Постановление о высылке Михаила Романова, Н. Н. Джонсона, А. М. Власова и П. Л. Знамеровского в Пермскую губернию [9]. Михаил Александрович был доставлен в г. Пермь, где в ночь с 12 на 13 июня 1918 года был похищен из гостиницы «Королёвские номера» вместе со своим секретарем Николаем Николаевичем Джонсоном и расстрелян в неустановленном месте за р. Малая Язовая по Соликамскому тракту.
Примечательно то, что за 4 дня до убийства в Самаре собралось первое антибольшевистское правительство России, организованное членами Учредительного собрания, не признавшими разгон Собрания Декретом ВЦИК от 6 января 1918 года, и создавшее свою армию, начавшую успешные военные действия, что фактически означало начало Гражданской войны в России.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
– объектом преступления, совершенного в г. Перми в ночь с 12 на 13 июня (по н. ст.) 1918 года, явился не просто Великий князь Михаил Александрович Романов, а принцип государственной власти Российской империи и ее последний легитимный руководитель, который юридически вступил в управление монархией и, в соответствии с действовавшим законодательством, должен был именоваться как «Михаил II, Император Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая» (титул «Самодержец» – исключен по сути Манифеста о передачи власти);
– ограничение власти Михаила II было произведено им самим до принятия решения о форме государственной власти Учредительным собранием в целях недопущения гражданского противостояния в условиях Первой мировой войны;
– Учредительное собрание, собранное на основе демократической процедуры, отражающей мнение всех слоев российского общества того периода, не поддержало предложенной большевиками формы власти и было разогнано;
– с момента прихода к власти социалистов (в том числе и большевиков), т. е. противников монархии, император Михаил II без правовых оснований подвергался репрессиям, из чего можно заключить, что противники монархии, захватившие власть, реально опасались изменения его политической позиции в отношении его добровольного временного ограничения своей власти;
– особого рассмотрения и оценки требует тот факт, что похищение и убийство Михаила II в г. Перми произошло через 4 дня после создания первого Всероссийского антибольшевистского правительства членов Учредительного собрания.
Полагаем, что указанные обстоятельства могут быть основанием для органов следствия о назначении соответствующей экспертизы силами специалистов по теории государства и права, принятием по ее результатам правильных выводов об объекте преступления и его субъективной стороне, что должно в целом послужить установлению исторической истины и справедливости.
Список источников:
↩1. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 601. Оп. 1. Д. 2100а. Л. 5.
↩2. Там же. Л. 7.
↩3. ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 1. Ч. 1. Л. 15, 24 об.
↩4. СУ Временного правительства. 1917. Ст. 916.
↩5. Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 20 июля.
↩6. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2472. Л. 8, 12.
↩7. СУ Правительства РСФСР. 1917–1918. Ст. 8.
↩8. ГА РФ. Ф. 1236. Оп. 1. Д. 1. Л. 83.
↩9. Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 578.