
Уральские земства и социально-экономические вызовы Первой мировой войны
Л. В. Женина,
Пермский государственный
гуманитарно-педагогический университет
Аннотация
В статье анализируются мероприятия уральских земств в условиях начавшейся Первой мировой войны. Внимание сфокусировано на действиях земств в рамках реализации задач по освоению средств «местных нужд и польз», отмечается необходимость выстраивания диалога с губернскими властями и общеземской организацией для реализации задач, вызванных условиями военного времени.
Ключевые слова: земства, общеземская организация, губернская власть, мероприятия земств, социальная помощь, Первая мировая война.
Историографический интерес к событиям Первой мировой войны определился традиционной моделью обращения к юбилейным датам накануне или во время социально значимых событий прошлого, появился массив публикаций, характеризующих данный период, в том числе и земской тематики [1]. Традиционный региональный принцип анализа земских мероприятий 1914–1917 годов представлен в работах А. В. Патрушева [2], А. В. Молодчика и М. С. Нагорной [3]. Проблемы благотворительной, социально-культурной, экономической сфер деятельности земств рассмотрены в работах М. К. Елисафенко [4], Н. Н. Кайдышева [5] и других.
Хотелось остановиться на одном аспекте: деятельность земств Урала в контексте тех границ, которые были определены законодателем как «местные польза и нужды». Обязательные расходы были призваны реализовать, прежде всего, потребности государства: содержание правительственных учреждений, почтовых станций; устройство дорог между губерниями; содержание мест заключения и пр. Необязательные расходы предполагали выделение средств на мероприятия, реализующие потребности общества в хозяйственно-бытовой сфере, образовании, здравоохранении и др. При этом сфера необязательных расходов лишь частично регламентировалась государством. Новые явления периода Первой мировой войны расширили, прежде всего, статьи необязательных расходов, в дополнение к традиционным для земских органов функциям добавились новые социальные задачи.
Условно, с точки зрения организационного потенциала земств как органов местной власти, можно выделить две группы социальных мероприятий земств, обусловленных обстоятельствами военного времени.
Первая группа – организационная и финансовая деятельность земств, которая расширила уже ранее сформировавшиеся направления: поддержка социально незащищенного населения, организация медицинской и санитарной помощи, материальная поддержка работников земств, только теперь эти направления добавили адресата – главное внимание уделяется жителям губернии, которые так или иначе связаны с обслуживанием задач военного времени. Это не означало, что земства отказывались от ранее взятых на себя обязательств, например в сфере образования, однако перераспределение средств в условиях естественного сокращения бюджетных поступлений требовало от земств выстраивания приоритетов в соответствии с потребностями времени.
С точки зрения управленческих мероприятий данная группа не требовала от земства сложных организационных решений. Чрезвычайные и очередные сессии губернских земских собраний Урала легко определяли деятельность в этом направлении, субсидируя как собственно губернские инициативы, так и определяя круг задач для уездных земств. Например, поддержка социально незащищенных категорий населения, чьи кормильцы ушли на фронт, стала первоочередной задачей губернских управ уральских губерний в начальный период войны. Так, Пермская управа перечислила на эти нужды в уездные земства 150 тыс. руб., также 300 тыс. руб. было выделено на финансирование мероприятий по весеннему осеменению полей семьям призванных на войну [6]. Были мобилизованы силы земской медицины: адресная помощь воинам, госпитализация раненых солдат, медицинская поддержка инвалидов войны. Расширялась деятельность санитарных бюро в условиях роста опасности распространения эпидемий в условиях военного времени [7]. Система земского образования также повернулась лицом к детям призванных на войну, для которых была организована помощь в получении образования [4].
К этой же группе можно отнести оказание финансовой поддержки работникам земств, призванных на военную службу, и их семьям [2. С. 108]. Призыв в армию коснулся значительной части земских служащих. Так, в Пермской губернии в первый год войны была призвана половина санитарных врачей [7. С. 8]. Пермское земство выделило 6000 руб. на субсидии служащим губернского земства, призванным на военную службу. В Вятской губернии Земское собрание приняло решение о сохранении занимаемых должностей за земскими служащими, призванными на военную службу, выдаче их жалованья семьям, размер которого зависел от выполняемых в земстве функций [2. С. 116].
Вторая группа социальных мероприятий земств формировалась стихийно, как отзыв на изменение демографической ситуации в регионе, ростом численности населения требующего размещения, питания и пр. Решение вопросов помощи беженцам, переселившимся в уральские губернии из западных регионов страны, требовало новых неординарных решений и новых статей расходов бюджетных средств земств. Данная проблема стала наиболее существенной для уездных земств, где люди, бежавшие от тягот войны, оседали и их «расквартирование» стало заботой земств. Например, Уфимская земская управа, занимаясь устройством беженцев, предложила принцип паритетного распределения обязанностей за судьбы беженцев между всеми «живыми местными общественными силами», распределение беженцев по селениям производилось за счет земства, а перевозка беженцев и квартирное довольствие производились за счет казны, снабжение предметами первой необходимости производилось за счет частной благотворительности [8].
К данной группе можно отнести и решение сложного вопроса проживания пленных. Так, Пермская уездная управа арендовала частные дома и здание волостного правления для проживания пленных. Первые партии военнопленных прибывали в Пермь в 1915 году, крупный лагерь был организован в Верхних Муллах [9. С. 29].
В условиях начавшейся Первой мировой войны, возрастания социальных проблем и конфликтов, масштабности экономических затрат наметились две важные политические тенденции. С одной стороны, идет рациональный диалог и объединение усилий губернских властей и земств для совместного решения ситуаций, ставших результатом «вызова» военного времени. С другой, формирование межземского союза, стремление земств разных губерний объединиться с целью включения в решение задач государственного масштаба, выйти за пределы отведенных земству границ «местных польз и нужд».
Взаимодействие губернской администрации и земской власти подчинялось практике, выработанной еще в конце XIX века, и строго в соответствии с границами, заданными Земским положением 1890 года. При сохранении надзорной власти губернатора над местными органами самоуправления (право губернатора утверждать или приостанавливать постановления земских собраний, утверждать списочный состав земских гласных от крестьян и членов земских управ, право при найме земских служащих выражать свое несогласие и т. д.) каждый губернатор как арбитр правильного понимания сути «местных нужд и нужд» получал дискреционное право определять круг интересов государства и общества. Однако в условиях войны круг интересов земств и государственных структур, особенно в периферийных регионах России, во многом совпадал.
В Пермской губернии конструктивному диалогу губернской и земской властей во многом способствовала смена лидеров в 1914 году. М. А. Лозина-Лозинский накануне Первой мировой войны стал губернатором, а вскоре скончался председатель Пермской губернской земской управы А. И. Мухлынин и был избран Е. Д. Калугин [10]. Пермский губернатор неоднократно выражал свою лояльность Пермскому земству на земских собраниях, предлагая смотреть на него как на «союзника, готового прийти на подмогу во всех ваших мероприятиях на благо населения», а через год, высоко оценивая деятельность местных органов самоуправления в годы войны, отмечал, что деятельность земств «умножилась, усилилась, потребовав расширения их кругозора, не предусмотренного Земским положением…» [10]. В Вятской губернии при необходимости тесного контакта земств с канцелярией губернатора последний пользовался своей дискретной властью более активно, часть земских мероприятий была инициирована им, значительное количество решений, принятых земскими организациями, корректировалось губернатором, требовало долгих согласований с ним [2. С. 114].
Тенденция формирования межземского союза в условиях военного времени не нова для российской политической жизни. В условиях Русско-японской войны 3 марта 1904 года при Московской губернской земской управе состоялось совещание представителей 8 земств, которое признало, что «для продуктивности работы в деле помощи раненым нужна соединенная организация земств» [11. С. 3]. Результатом обсуждения уральскими земствами вопроса присоединения к общеземской организации стало участие Уфимского и Вятского земств в организации, а Пермская управа, изъявив желание присоединиться к общеземской организации, не решилась выступить против позиции губернских властей (по мнению губернатора А. П. Наумова, «целесообразнее оказать помощь Красному Кресту через пожертвование ему средств» [11. С. 8]), оставшись в стороне от совместного финансирования земствами военных трат, осуществляло помощь самостоятельно.
В условиях Первой мировой войны Московское земство предложило вновь обратиться к опыту общеземской организации. Всероссийский земский союз стал воплощением несколько позабытой формы совместной деятельности земств в условиях военного времени. На сей раз все уральские земства приняли активное участие в его деятельности. Целевая установка организации совпадала с уже провозглашенными на земских собраниях Урала планами по организации помощи, прежде всего больным и раненым воинам [4]. Пермское губернское земство в ноябре 1914 года выделило в Фонд помощи раненым 500 тыс. руб., Вятское – 100 тыс. [12. С. 4]. При этом согласовывались действия земств и с другими общественными структурами, например с Красным Крестом, иными благотворительными организациями, действующими в губерниях [5].
Таким образом, социально-экономические вызовы Первой мировой войны расширили направления деятельности уральских земств, определив новые социальные группы, требующие дополнительной поддержки и субсидирования; появляются ранее не существовавшие направления в деятельности земств, требующие новых организационных решений. Намеченные мероприятия невозможно было решить без консолидированного участия разных властных структур, что определило выстраивание конструктивного диалога губернской и земской власти внутри губернии и создание межгубернского земского органа, призванного решать задачи данного исторического периода.
Список литературы:
↩1. Первая мировая война и военно-мобилизационные мероприятия в Среднем Поволжье и Центральном Черноземье: монография / Под ред. М. М. Есиковой, П. С. Кабытова, К. В. Самохина. М.: Новый хронограф, 2015. 288 с.
↩2. Патрушев А. В. Вятское земство накануне и в годы Первой мировой войны: дис. … канд. ист. наук. Йошкар-Ола, 2016.
↩3. Молодчик А. В., Нагорная М. С. Деятельность органов земского самоуправления на Южном Урале в условиях Первой мировой войны // Управление в современных системах. 2014. № 3. С. 3–16.
↩4. Елисафенко М. К. Народное образование как приоритетное направление в деятельности Пермских земств в годы Первой мировой войны // Педагогическое образование. 2014. № 12. С. 21–25.
↩5. Кайдышева Н. Н. Благотворительная деятельность как проявление гражданской активности в Пермской губернии в годы Первой мировой войны // Вестник Пермского университета. 2015. № 2 (29). С. 113–120.
↩6. Журналы Пермского губернского земского собрания 51-й Чрезвычайной сессии и доклады управы сему собранию. Пермь, 1914.
↩7. Доклад Пермской губернской земской управы Пермскому губернскому земскому собранию 46-й очередной сессии. По вопросам и ходатайствам по санитарной части. Пермь, 1915.
↩8. Коробейников Ю. В. Земская помощь нуждающимся в условиях Первой мировой войны в 1914–1917 гг. Режим доступа: http://superinf.ru
↩9. Россия в Великой войне 1914–1918 гг. // Материалы науч.-практ. конф. Пермь, 2000.
↩10. Пермская земская неделя. 1914. № 19, 28.
↩11. Журналы Пермского губернского земского собрания 35-й Чрезвычайной сессии. Пермь, 1904.
↩12. Бюллетень о ходе военных событий (Известия о ходе войны). 1914. № 2.