Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Влияние событий Первой мировой войны на деятельность органов городского самоуправления Пермской губернии
(1914 – февраль 1917 г.)

О. В. Ярома,
Пермская государственная сельскохозяйственная академия
им. Д. Н. Прянишникова

Аннотация

В статье рассматриваются особенности деятельности органов городского самоуправления Пермской губернии в условиях Первой мировой войны, роль городских властей в мобилизации ресурсов и региональная специфика деятельности местных комитетов Всероссийского союза городов.

Ключевые слова: Городское самоуправление, Пермская губерния, Первая мировая война, Всероссийский союз городов, городская дума, городская управа, госпиталь, беженцы, дефицит, инфляция, общественно-политический кризис.



Первая мировая война изменила жизнь всего российского общества. Местное самоуправление, являвшееся элементом этого общества, также подверглось трансформациям, связанным как с переходом экономики на рельсы милитаризации, так и с эволюцией массового сознания. В связи с мобилизацией материальных и физических ресурсов для защиты государства потребовались новые формы работы органов городского самоуправления. На существование городов Пермской губернии в новых условиях оказывали влияние следующие факторы: уральский регион являлся крупнейшим поставщиком армии и флота России, важнейшим звеном железнодорожной сети, роль которой возрастает во время военных конфликтов, а также расположение губернии в глубоком тылу позволяло развернуть здесь сеть госпиталей. Данные особенности должны были учитываться местным самоуправлением.

В первые военные месяцы ситуация в губернии не отличалась от общероссийской. Патриотический порыв объединил все круги общества. По губернии проходили спонтанные патриотические манифестации. Во всех городах служились молебны о здравии императора и даровании русскому воинству победы.

Екатеринбуржцы ходатайствовали о переименовании своего города в Екатериноград, чтобы убрать немецкое окончание из названия [1. C. 3]. Местные власти посылали в столицу телеграммы с выражением преданности и готовности встать на защиту родины. Пермская и Екатеринбургская думы отправили приветственные послания Франции, Англии, Сербии и Черногории [2. C. 366] и получили ответ. Когда в Антанту вступит Италия, Пермская дума пошлет телеграмму итальянскому королю [3. C. 3].

Государственная Дума в едином порыве приняла ряд законопроектов и утвердила кредиты, связанные с ведением войны. Местные думы также делали денежные ассигнования «на разные надобности, вызванные войной»: расквартирование воинских чинов, оборудование воинских частей принадлежностями квартирного довольства, обеспечение семей служащих городского самоуправления, призванных на войну (Пермская дума постановила выдать им полностью жалованье по 1 сентября, а в последующие месяцы выдавался половинный оклад). 5 тыс. руб. городское самоуправление выделило для семей обывателей, призванных в армию. Для организации дела призрения таких семейств в Перми был избран особый комитет [2. C. 380].

Особое внимание местные власти уделяли больничному и госпитальному делу. Уже на заседании 24 июля 1914 года было принято решение сформировать подвижной госпиталь и организовать санитарные отряды. На решение данной проблемы дума выделила 10 тыс. руб. [2. C. 368].

8–9 августа в Москве прошел съезд городских голов с целью обсуждения организации помощи мобилизованным. От Пермской губернии на съезд был делегирован заместитель пермского головы Г. В. Юрьевский. Представители Российского Красного Креста А. Д. Самарин и полковник Кочергин ознакомили городских голов с порядком эвакуации раненых с поля сражения, организации распределительных и эвакуационных пунктов, подчеркивая мысль о важнейшей роли городов в деле помощи раненым. В случае нехватки средств городам предлагалось просить пособия у казны.

И. д. московского головы В. Д. Брянский предложил организацию общегородского союза по следующей схеме: вступают все губернские и областные города, изъявившие согласие, а также города, на которые в условиях военного времени возложены особые функции. Города, вступившие в союз, организуют в пределах губернии или области связь между уездными городами, местечками, посадами и земствами. Города – окружные эвакопункты устанавливают непосредственную связь с городами, тяготеющими к ним. Главным распорядительным органом союза стал съезд.

На съезде был образован общегородской фонд – на расходы по перевозке раненых, на пособия для раненых и больных тех городов, у которых не хватает своих средств. Средства фонда состояли из: 1) отчислений городских дум; 2) взносов городов, не принимающих непосредственного участия в оказании помощи раненым; 3) возврата расходов на лечение, если они будут производиться из общегородских средств; 4) пособия государственного казначейства; 5) специальных пожертвований и сборов [2. C. 397]. Г. В. Юрьевский выступил на съезде и объявил, что Пермь выделяет в фонд союза 20 тыс. руб. [2. C. 384].

На заседании Пермской городской думы 26 августа 1914 года было решено созвать губернский съезд для установления связи между городами, согласовать деятельность городов с деятельностью земств, объединить при городской управе все общественные и частные пожертвования на раненых, прислать комитету союза смету оборудования кровати и содержания раненого в течение одного месяца, сообщить в деталях о деятельности городского самоуправления губернии в связи с нуждами военного времени. Особенно на примере организации госпитального дела видно, что сотрудничество городского и земского самоуправлений губернии становится более тесным, чем до войны. Земское самоуправление, тем не менее, достигло большего успеха, чем городское. По данным на начало 1915 года из общего количества 5957 госпитальных коек, созданных и содержавшихся в Пермской губернии, на долю Всероссийского земского союза приходилось 85,3%, на долю Всероссийского союза городов (ВСГ) – 3,7% [4. C. 16].

Предполагалось, что городские управления, вошедшие в союз, будут иметь возможность получать от военного ведомства 80 коп. за содержание каждого раненого нижнего чина, 1 руб. 20 коп. – за офицера и за перевозку грузов.

Вскоре Пермь становится одним из окружных пунктов (наряду с Москвой, Самарой, Воронежем и Ростовом), где раненых распределяли по госпиталям. С целью поиска средств на принятие, размещение, лечение раненых 28 августа в Перми состоялось совещание городских голов всей губернии, а также Тюмени, Омска, Тобольска, Глазова, Саратова, Елабуги [2. C. 399].

В Пермский комитет Всероссийского городского союза вошли: П. А. Рябинин – председатель, П. С. Петухов, В. П. Звягин, Е. П. Пермяков, А. М. Варов, Д. С. Лоскутов, В. А. Марков. В уездных городах также открылись местные отделения ВСГ. Взносы в ВСГ, как правило, составляли 0,1% городского бюджета. Например, в Осе он равнялся 55 руб., в Красноуфимске – 150 руб. [5. C. 3]. Впоследствии губернские городские управы нередко кредитовали местные отделения ВСГ, в связи с недостатком средств, выделяемых головными организациями.

Пожертвования на госпитали делали как частные лица, так и различные общества, в том числе и в другие города (например, на лазарет имени членов Государственной Думы) [2. C. 422]. Великая Княгиня Татьяна Николаевна прислала рескрипт с изъявлением благодарности Пермской думе. Пермяки отправили по 1000 руб. для жителей Царства Польского и Бельгии и 500 руб. для жителей Сербии. Письмо с благодарностью было получено и от бельгийского посланника [2. C. 537].

В годы войны особую остроту приобрели финансовые вопросы. В городские бюджеты включаются новые расходные статьи: на пособия вдовам и сиротам погибших солдат и офицерских чинов, инвалидам, на организацию и содержание госпиталей, формирование санитарных отрядов.

С 1914 года дефицитными оказались почти все городские бюджеты губернии, за исключением Верхотурья, Дедюхина и Чердыни. Такая ситуация связана не только с появлением новых расходных статей и увеличением старых, но и с внедрением «сухого» закона. Закрытие питейных заведений дало, по мнению некоторых гласных, блестящие результаты в деле поддержания общественного порядка. С этим согласились даже владельцы пивных лавок, несмотря на солидные убытки. Но в экономическом смысле реформа больно ударила по городским карманам. Дефицит бюджета по всем губернским городам возрастает более чем в 3 раза (по сравнению с 1913 г.), а важный источник дохода больше не используется.

В условиях военного времени особое значение приобретает регулирование городскими думами торговли товарами первой необходимости, согласно п. 12 ст. 63 Гор. пол [2. C. 379]. Таксы на продукты, как правило, действовали в течение полугода, потом менялись [6. C. 3]. Регулируя городскую торговлю, органы самоуправления добивались того, чтобы горожане всегда могли приобрести необходимые товары, в первую очередь продовольственные. В Перми и Екатеринбурге этим вопросом ведали специальные продовольственные комиссии. Гласные предлагали следующие пути решения продовольственной проблемы: разведение большего числа огородов, изготовление кровяной колбасы, введение карточной системы и распределительных пунктов [7. C. 2].

Таксы устанавливались и на перевозку грузов и пассажиров. Такая практика была характерна и для довоенного времени, но с 1914 года за ее соблюдением следили особенно строго [8. C. 5].

Инфляционные процессы вынуждали городское самоуправление заботиться о своих служащих. Для них вводились прибавки на дороговизну. В Екатеринбурге действовали две системы таких прибавок: первая предусматривала повышение жалованья служащим думы и управы на 35% в год; вторая – на 50% [9. C. 48].

В июле 1915 года ВСГ объединился с Всероссийским земским союзом, образованным 30 июля 1914 года. Новый союз получил название «Земгор». Первоначально «Земгор» также занимался, в основном, организацией помощи больным, раненым и членам их семей. Но затем последовала попытка контролировать армейское снабжение в целом, вследствие чего правительство сократило полномочия «Земгора», оставив ему функции посредника при распределении казенных заказов и контроль над мобилизованной на военные нужды кустарной промышленностью.

В условиях экономического и политического кризиса 1916 года представители уральской буржуазии поддерживали курс на войну до победного конца, так как она позволяла им усилить независимость от центра, оказывать влияние на экономику и политику страны. Городское самоуправление также поддерживало данный курс, что способствовало отчуждению основной массы городского населения от органов общественного управления по мере углубления кризиса, вызванного войной.

Еще одной новой тенденцией в сфере городского самоуправления становится стремление представительниц женского движения подключиться к активной работе по городскому хозяйству. Екатеринбургская городская дума поддержала ходатайство об этом местного отделения Российской лиги равноправия женщин.

Осинские гласные ходатайствовали перед Министерством торговли и промышленности о привлечении в Главный продовольственный комитет представителей от городского и земского союзов в качестве равноправных членов, что говорит о понимании на провинциальном уровне той роли, которую должно было играть местное самоуправление в годы войны [5. C. 3].

В конце 1915 года на частном совещании гласных Перми была сформирована «Деловая группа». Ее основными целями являлись: поднятие интенсивности в думской работе, планомерное и быстрое решение насущных задач самоуправления. Для управления делами группы было избрано бюро: председатель, два его товарища, казначей и секретарь. В работе группы могли участвовать все желающие гласные через заявления в бюро. Городской голова и члены городской управы могли принимать участие только с правом совещательного голоса. Работа должна была проводиться на началах гласности [10. C. 3].

Затяжная война ставит перед государством и проблему беженцев. ВСГ выделял средства на их размещение. Екатеринбургская дума вела переписку с председателем Петроградского комитета союза И. Л. Толстым и посылала своего представителя на заседание Комитета по продовольственному и топливному снабжению городов. Местные комитеты союза подвергались гонениям со стороны губернских властей, намекавших думам о нежелательности сотрудничества с комитетами. Идея мобилизации всех тыловых сил утрачивала популярность по мере затягивания военных действий, что оказывало влияние на отношение общественности к деятельности городских организаций.

В условиях глубокого политического кризиса представители верхушки «Земгора» пытались влиять на властные государственные структуры, с чем были связаны правительственные гонения на них в конце 1916 года [11. C. 115].

Много позже, уже в эмиграции, один из крупных деятелей Всероссийского земского союза кн. С. Е. Трубецкой писал о преувеличении роли общественных организаций в годы войны и общественно-политического кризиса: «…Особенно гордиться перед военными бюрократами нам не приходилось. Общественные организации обладали, бесспорно, большею гибкостью, чем громадная и неуклюжая военно-хозяйственная организация. Но уж если ценить особенно хозяйственную гибкость, то частный предприниматель <…> обладал ею в гораздо большей степени, чем всякие Земские и Городские союзы…» [12. C. 130].

Тем не менее, союзы сыграли свою значительную роль в истории страны. Их важную роль отмечали командующие фронтами. Первый летописец союзов профессор М. Д. Загряцков уже в 1915 году называл их интереснейшими социальными организациями, являющимися признанными центрами общественной самодеятельности, и единственной формой, в которой допускается деятельное участие русского общества в переживаемых событиях [11. C. 109].

В Пермской губернии наибольшую активность проявляли комитеты ВСГ Перми и Екатеринбурга, финансовые возможности которых намного превосходили возможности уездных городов.

Каждая победа России и союзников вызывала непременный отклик. Городские думы губернии посылали телеграммы Верховному Главнокомандующему Великому князю Николаю Николаевичу, генералам Н. И. Рузскому и А. А. Брусилову, приветствуя победу русского оружия под Львовом и Галичем [2. C. 383]. Когда 22 августа 1915 года Верховным Главнокомандующим стал Николай II, городские думы послали телеграммы, выражавшие верноподданнические чувства [13. C. 2].

В последующие годы войны патриотический восторг резко уменьшился: обыватель устал от войны, и в городском самоуправлении отражались эти настроения. Тем не менее, общественность губернии продолжала проявлять заботу о раненых и бойцах на передовой.

Даже в финансово тяжелые военные годы городские думы находили средства на пособия детям и сиротам Георгиевских кавалеров [14. C. 3]. Более молодые гласные и сами воевали на фронте (например, екатеринбуржец А. В. Линдер) [9. C. 55].

Уполномоченные Главного комитета ВСГ и гласные Петроградской городской думы выпустили воззвание к органам самоуправления Российской империи об оказании помощи армии. В Пермской губернии в ответ на воззвание собрали средства на формирование двух передовых питательно-перевязочных отрядов имени ВСГ. Пермское самоуправление пожертвовало 1000 руб. единовременно и 200 руб. ежемесячно вкладывало в смету 1915 года [2. C. 646]. Под эгидой ВСГ организовывались и санитарные поезда, ходившие между фронтами и эвакопунктами.

В начале июня 1916 года в Перми при местном комитете ВСГ был организован юридический отдел для оказания помощи лицам, пострадавшим от военных действий. Для организации отдела из Петрограда прибыли приват-доцент А. Г. Гойхбарг и секретарь областного комитета ВСГ Штарк [15. C. 4]. Председателем отдела стал член Пермского окружного суда М. Ф. Процеров, товарищем председателя – присяжный поверенный М. Ф. Бутаков [16. C. 3].

Планировка городов губернии изменялась во время войны, не только дополняясь новыми госпиталями, казармами, стрельбищами, но и появлением новых названий улиц. Так, в Перми улица Безымянная в Старой Слободке была переименована в Офицерскую [2. C. 646]. Городская дума выделила также место для братского кладбища, где хоронили воинов, умерших в Перми.

В военные годы городские власти не имели возможности уделять больше внимания развитию просвещения и образования. В помещениях учебных заведений размещались госпитали. Запланированное на 1914 год строительство Горного института в Екатеринбурге было отложено. Но проблему высшего образования в губернии война все-таки помогла решить: в Перми открылось отделение Петроградского университета [17. C. 209].

К началу 1917 года масштабный кризис, охвативший все стороны жизни, определял ситуацию и на Урале. Городские думы Пермской губернии в основном заботили экономические проблемы городов: продовольственный вопрос, нужда в стройматериалах, инфляция. Пермское городское общество было озабочено и выборами в думу на новое четырехлетие. 1 марта 1917 года, когда в столицах уже несколько дней разворачивались революционные события, в Перми на думском заседании обсуждались вопросы о сдаче в аренду театра и распределении продовольствия. Только 4 марта городские думы выпустили воззвания к населению с призывом сохранять спокойствие и работать.

Таким образом, с началом Первой мировой войны городское самоуправление Пермской губернии стало частью общего мобилизационного механизма, направляющего все усилия для защиты государства.

В условиях войны и порожденного ею общественно-политического кризиса органы городского самоуправления Пермской губернии вынуждены учитывать расходы на помощь больным и раненым, размещение беженцев, пособия сиротам, вдовам и инвалидам и т. п., потерю доходов от продажи алкоголя. В городские бюджеты включаются взносы в ВСГ и пособия от него.

В рамках милитаризованной экономики происходит перераспределение важности сфер компетенции городских властей. Особое значение приобретает регулирование торговли продуктами первой необходимости. В связи с нехваткой рабочих рук и финансов благоустройство и уборка городских улиц уходят на второй план.

В условиях глубокого кризиса, охватившего страну, представители местного самоуправления через Всероссийский городской и земский союзы пытаются влиять на властные государственные структуры. На периферии представители дум и земств вплоть до марта 1917 года, в меньшей степени, чем в столицах, стремятся расширить рамки своей роли как элемента формирующегося гражданского общества, отдавая приоритет местным хозяйственным проблемам.

Список литературы:

1. Пермские ведомости. 1915. № 115. 2 мая. С. 3.

2. Журналы заседаний Пермской городской думы за 1914 г. Пермь, 1915.

3. Пермские ведомости. 1916. № 136. 24 мая.

4. Баженова К. Е. Деятельность организаций Всероссийского Земского Союза и Всероссийского Союза городов на Среднем Урале в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917 г.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2010. 23 с.

5. Пермские ведомости. 1915. № 177. 5 июля.

6. Пермские губернские ведомости. 1915. № 57. 29 окт.

7. Пермские губернские ведомости. Официальная часть. 1917. № 47. 1 марта.

8. Пермские губернские ведомости. Официальная часть. 1915. № 55. 15 окт.

9. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 8. Оп. 1. Д. 1992.

10. Пермские ведомости. 1915. № 319. 8 дек.

11. Шевырин В. На крутом спуске // Муниципальная власть. 2004. № 2.

12. Трубецкой С. Е. Минувшее. М.: ДЭМ. 1991.

13. Пермские ведомости. 1915. № 239. 5 сент.

14. Пермские губернские ведомости. 1917. № 43. 24 янв.

15. Пермские ведомости. 1916. № 22. 7 июня.

16. Пермские ведомости. 1916. № 125. 10 июня.

17. ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 205.