Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

И. А. Изотов
Казанский (Приволжский) федеральный университет

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г.
И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ
ЖИЗНИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
И ОБЪЕДИНЕНИЙ: ЦЕРКОВЬ, АДВОКАТУРА
И ЖЕНСКИЕ СОЮЗЫ (НА ПРИМЕРЕ СИМБИРСКА)

Аннотация. Статья посвящена изменениям в повседневной жизни общественных институтов и объединений Симбирска после Февральской революции 1917 года. На примере деятельности Русской православной церкви, адвокатуры и женских союзов рассмотрены системные изменения отдельных институтов гражданского общества в год общественно-политического кризиса. В статье представлен комплексный анализ исторических фактов, характеризующих общественно важную деятельность разнонаправленных социальных институтов и объединений.

Ключевые слова: адвокатура, городская дума, гражданское общество, женские союзы, православная церковь, присяга.


Февральская революция 1917 года произвела масштабные перемены в России не только в политической, но и в других сферах жизни общества. Социальные институты и объединения, освободившись от перманентного контроля со стороны самодержавия, начали активно работать на благо своей страны. Симбирская митрополия, адвокатура губернского города и появившиеся с нуля женские объединения служат наглядными примерами того, что дал резкий политический переворот общественной жизни Симбирской губернии.

Слабо изучена проблема деятельности Русской православной церкви во время Февральской революции 1917 года в Симбирске, а также ее роль в новом постреволюционном обществе. Русская православная церковь активно поддержала политическую революцию в стране. 23 марта 1917 года в Спасо-Вознесенском соборе Симбирска была отслужена торжественная панихида по погибшим в дни революции. После молебна около собора состоялась масштабная манифестация [1. С. 1], 25 апреля 1917 года типография города Симбирска в 150 экземплярах издает «Воззвание архиепископа Симбирского Вениамина и председателя съезда Симбирской епархии к православным русским прихожанам Симбирского края о повиновении Временному правительству» [2. С. 1]. По неизвестным причинам историки не уделяли должного внимания этому документу. Русская православная церковь всего лишь после двух месяцев начала Февральской революции в России остро критикует свергнутую власть, не стесняясь в выборе эпитетов, хотя именно Русская православная церковь несколько столетий была одной из опор самодержавия в России.

Симбирский архиепископ Вениамин пишет: «Желаю здравия Отечеству после ниспровержения тьмы и всего самодержавного правления. Поздравляю со светом и великим праздником!». Он называет правление Романовых в России «долгими годами рабства» и «владычеством царского самодурства». Войну с Германией архиепископ Вениамин называет «священной», он полагает, что «свобода приведет к победе над немцами». Власть Временного правительства архиепископ Вениамин признает и дает ей советы по управлению страной. Он пишет: «Власть должна управлять своими народами великой свободой против насильственного самодержавия, от которого избавился русский народ». Приводя несколько примеров из книги «Второзаконие» архиепископ Вениамин отрицает возможность только монархической власти. Он тверд в своей позиции и полностью уверен в ней. Симбирский архиепископ продолжает: «Нигде в Священном писании нет того указания священного, что Власть должна иметь одну форму царского правления». Сторонникам монархической формы правления архиепископ Вениамин советует «не создавать себе кумира на земле». Повиновение Временному правительству он объясняет так: «И вот теперь наше Временное правительство, избранное Государственной Думой, добро будет творить. Повиноваться нужно законному слову их». Выборы в Учредительное собрание также легитимизуются Русской православной церковью. Архиепископ Вениамин пишет: «Если Учредительное собрание оставит на выбор разные формы правления для нашей нации и не поставит во главе государства монарха, а изберет временного, на известный срок, и после ему сопротивление будет, то православные христиане должны смириться этому, да не смущает церковь, что нет царя». В эпилоге своего «Воззвания» Вениамин рассуждает так: «Будем повиноваться своему Временному правительству безропотно, как раньше повиновались царю, и до нас и не будет у нас больше тьмы, чтобы настоящее великое дело шло нам в благо и успешно» [3. Л. 37].

Февральская революция 1917 года в Петрограде имела влияние и на работу судебных защитников в провинциальных губернских городах. Недостаточное количество квалифицированных юристов, загруженность присяжных и частных поверенных, постоянный бдительный контроль со стороны государства были реальностью для Симбирской губернии в год общественно-политического взрыва.

Масштабными изменениями можно считать присягу присяжных поверенных новым властям и устранение практики предыдущего режима препятствовать деятельности присяжных и частных поверенных по политическим мотивам, которая была широко распространена ранее, например, 21 февраля 1915 года Симбирский окружной суд был уведомлен министерством юстиции Российской империи, что 25 известнейших присяжных поверенных, в том числе, А. Ф. Керенский, Н. Д. Соколов, П. Н. Переверзев, были лишены возможности осуществлять свою деятельность в течение 6 месяцев по «политическим причинам» [4. Л. 1]. С крушением монархии ситуация кардинально меняется. Уже 10 марта 1917 года товарищ (заместитель) министра юстиции Временного правительства России А. С. Зарудный поставил свою подпись над телеграммой, посланной во все окружные суды, где он объявлял об «всеобщей политической амнистии» и требовал «прекратить и предать навсегда забвению дела по политической причине» [5. С. 3]. Присяжные и частные поверенные должны были в кратчайшее время присягнуть новым властям со словами: «Обязуюсь повиноваться Временному правительству и Российскому государству вплоть до установления Собрания… Осеняю себя крестным знамением» [6. С. 5].

Нельзя также забывать, что двое знаменитых присяжных поверенных, постоянно проживающих в Симбирске, М. А. Малиновский и А. М. Астахов, были членами Симбирского комитета по организации помощи пострадавшим от старого режима, который 15 марта 1917 года обратился к жителям губернского центра через прессу за материальной поддержкой бывших политических заключенных. Они подписались под обращением со словами: «Граждане! Отзовитесь, придите на помощь возвращающимся. Пожертвования принимаются в кассе Симбирской городской управы» [7. С. 1].

«Женский вопрос» был одним из центральных после свержения монархии. В российском обществе давно назрела потребность активного включения женщин в общественную и политическую жизнь страны. Первая мировая война заставила максимально использовать весь человеческий капитал на благо России. Нельзя недооценивать и усиление всероссийского феминистического движения в предреволюционную эпоху. Образование и деятельность женских союзов и объединений – центральная тема изучения борьбы женщин за социальное равенство с мужчинами. Другая проблема – проблема уважения элементарных прав женщин, улучшения ее положения в обществе особо остро стояла в провинциальных городах.

В Симбирске решили радикальным способом побороть одно из древнейших социальных зол – сексуальную эксплуатацию женщины. Решением Симбирского губернского исполнительного комитета постановлено «закрыть дома терпимости, уничтожить договора и желтые билеты, оказать поддержку освобождающимся из гиблых ям женщинам и больных из них положить в больницу» [8. С. 1].

Другим абсолютным революционным актом стало появление женщины в составе гласных Симбирской городской думы. Это произошло 28 апреля 1917 года под влиянием городской общественности. Местная газета назвала это «торжественным днем» и «актом равноправия с мужчинами» [9. С. 1].

Спустя всего два дня в губернском городе образовался союз женщин. Возглавила его знаменитая эсерка А. А. Знаменская. На общем собрании был избран президиум в составе 7 членов. Главной целью своего объединения они назвали культурное просвещение женщин. Интересный факт, что в его работе принимали участие не только женщины, но и мужчины, которые «сочувствовали пробуждению сознания женщин» [10. С. 1].

А. А. Знаменская 24 июня 1917 года организовала отправку на фронт женского батальона из Симбирска. Этот факт говорит о том, что женское движение в губернском городе приобрело значительный размах. Утром они собрались на Соборной площади со знаменами, на которых было написано: «Если наши мужья не идут – то мы пойдем!». На смотре присутствовал Симбирский губернский комиссар Ф. А. Головинский и митрополит Вениамин. Сама А. А. Знаменская писала, что «мы оказались храбрее многих мужчин, позорно прятавшихся за нашими спинами и занимавшихся пустыми разговорами» [11. С. 1]. Эта общественно-политическая акция вызвала неоднозначное восприятие среди местных жителей. Современник тех событий, Н. Г. Самойлов, в своих воспоминаниях напишет, что «явившиеся на площадь солдаты 97 полка подвергли «ударниц» всяким насмешкам. «Торжество» было испорчено» [12. С. 104]. Судьба симбирского женского батальона неизвестна.

Таким образом, Февральская революция 1917 года имела различное влияние на изменение повседневной жизни различных слоев населения, рода занятий. Безусловно, реакция на резкий общественно-политический переворот была неоднозначной у жителей Симбирска. Социально активные местные жители пытались воспользоваться моментом ослабления российского государства, чтобы использовать энергию масс для построения структур гражданского общества.

Список источников и литературы

1. Памяти бывших борцов // Симбирянин. – 1917. – 24 марта.

2. Слово митрополита // Симбирянин. – 1917. – 16 апреля.

3. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 677. Оп. 2. Д. 54.

4. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 454. Оп. 46. Д. 12.

5. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 454. Оп. 48. Д. 3.

6. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 454. Оп. 48. Д. 6.

7. Обращение Смибирского комитета по организации помощи пострадавшим от старого режима // Симбирянин. – 1917. – 17 марта.

8. Постановление Симбирского губернского исполнительного комитета // Симбирянин. – 1917. – 26 апреля.

9. Заметка «Из женских настроений» // Симбирянин. – 1917. – 24 мая.

10. Заметка «В женском союзе» // Симбирянин. – 1917. – 3 мая.

11. Заметка «Короткий ум» // Симбирская народная газета. – 1917. – 28 июня.

12. Самойлов Н. Г. Год революционной борьбы за власть Советов. / Н. Г. Самойлов. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1957. – 324 с.

THE FEBRUARY REVOLUTION OF 1917 AND IT’S
IMPACT ON CHANGES IN THE DAILY LIFE OF PUBLIC
INSTITUTIONS AND ASSOCIATIONS:
THE CHURCH, THE BAR AND WOMEN’S UNIONS
(ON THE EXAMPLE OF SIMBIRSK)

Izotov I. A., master of 2nd course

Abstract. The article is devoted to the changes in the everyday life of the social institutions and associations of Simbirsk after the February Revolution of 1917. On the example of the activities of the Russian Orthodox Church, the Bar and women’s unions, systemic changes of certain civil society institutions in the year of the socio-political crisis. The article presents a comprehensive analysis of historical facts characterizing the socially important activity of differently directed social institutions and associations.

Keywords: bar, City Duma, civil society, women’s unions, the Orthodox Church, oath.