Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

О. А. Мельчакова
Архив города Перми

«…И НАШ БРОНЕПОЕЗД».
ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ

Аннотация. В статье приводится краткая характеристика документов Федора Николаевича Нечаева, участника революций 1905 и 1917 годов и Гражданской войны. В фокусе авторского внимания – вопросы об изготовлении бронепоездов в Перми, их боевой путь и отношение к ним Ф. Н. Нечаева.

Ключевые слова: революция, Гражданская война, бронепоезд, 29 стрелковая дивизия, Ф. Н. Нечаев.


В 2005 году Архив города Перми получил документы фонда личного происхождения Нечаева Федора Николаевича (1889–1973), участника трех революций 1905-го и Февральской и Октябрьской 1917 года, участника Гражданской войны, партийного, советского и хозяйственного руководителя Пермского края. Казалось бы, уж о революции и Гражданской войне все давно сдано в архивы, все описано, сказано, даже с преувеличением, и в XXI веке «на руках» таких документов не осталось. И вдруг – Бронепоезд!..

Что за бронепоезд? В какой период действовал? В год 100-летия революции мы решили подробнее изучить документы Ф. Н. Нечаева. Поставили перед собой скромную задачу: определить, что за поезд изображен на фотографии и отношение к нему Нечаева. Полученные результаты нашего исследования оказались неожиданными.

Пятнадцатилетним пареньком начал Федор Николаевич Нечаев свою трудовую жизнь. Шел 1904 год, зрела революция 1905 года. Бурные события сразу же вовлекли молодого рабочего в свой круговорот. Возможно, и несознательно, но уже тогда он участвовал в демонстрациях и маевках, позднее втянулся в подпольную работу. В 1910 г. Ф. Н. Нечаев стал руководить революционным кружком на Мотовилихинском заводе [1]. Хотя, и в этом чувствуется преувеличение, ведь он окончил лишь начальную школу Тем не менее, должны признать, что левое влияние в Мотовилихе было сильно. В 1917 году, в дни Февральской революции, Нечаев вступил в ряды Большевистской партии, а затем в Красную гвардию.

В Перми и губернии обстановка складывалась сложной для большевиков. Из биографических документов Ф. Н. Нечаева узнаем, что уже весной и летом 1917 года он принимает участие в разоружении казаков и офицеров старой армии, следующих после демобилизации в Сибирь через станцию Пермь II. Весной, пожалуй, нет, а вот летом и осенью всем известны открытые выступления противников различных политических сил.

В октябре 1917 года большевики приходят к власти. После роспуска вооруженных сил царской армии, сосредоточенных в Перми, единственной вооруженной силой в городе оказался отряд Красной гвардии Мотовилихинского завода. Городская милиция была слабой и малочисленной.

К концу 1917 года на Южном Урале атаман Дутов объявляет войну Советской власти. К январю 1918 года Дутов уже имел восьмитысячное войско. На Южный фронт был отправлен из Самары отряд под командованием В.К. Блюхера, из Екатеринбурга отряд В. Т. Ермакова. В декабре 1917 года из Петрограда через Пермь на Южный Урал отбыл сводный отряд балтийских моряков и революционных солдат. Пермяки приняли срочные меры для борьбы с Дутовым, особенно отличились мотовилихинцы. Рабочие Мотовилихи организовали крупный красногвардейский отряд, вооружив его полевыми орудиями и пулеметами. Мотовилихинцы оборудовали и вооружили несколько бронеавтомобилей для питерского бронеотряда Станкевича [2. С. 8]. Уже 20 декабря 1917 года этот отряд во главе с председателем Пермского Совета А. Л. Борчаниновым отбыл на фронт под Челябинск. В составе красногвардейского отряда находился Федор Нечаев. Со всей страны были стянуты силы на Дутовский фронт, в результате чего в феврале 1918 года войска Дутова потерпели поражение.

К сожалению, воспоминания Ф. Н. Нечаева не точны, возможно – в силу возраста, а возможно, он и не разбирался в той сложной политической обстановке.

Ф. Нечаев пишет: «С Шумковской батареей ушел на Дутовский фронт. В мае, по ликвидации фронта, вернулись в Мотовилиху. В июне 1918 года в Челябинске восстали эсеры и меньшевики, и при помощи чехословаков в городе захватили власть. Нашу батарею направили в распоряжение Свердловского обкома ВКП(б), который направил нас на фронт против Колчака под Челябинск» [3]. При чем тут Шумковская батарея – ведь это серьезное военное подразделение, а Нечаев входит в Мотовилихинский отряд Красной гвардии? Зачем отправили Нечаева в составе батареи в Екатеринбург, если и Перми угрожает опасность, и если Мотовилихинский отряд в Перми? Позднее в районной газете о Нечаеве писали: «При расстреле царя Николая II находился в частях Екатеринбургского гарнизона» [4], – даже не участие, а близость присутствия к уничтожению царизма считалась почетной.

Военный историк, писатель Быховский кратко описывает происходящие события. В мае 1918 года на Урале, в Сибири и в Поволжье вспыхнул контрреволюционный мятеж чехословацкого корпуса. Летом над Пермью и всем районом Верхнего Прикамья нависла реальная опасность захвата их войсками чехословацкого корпуса, уже наступавшими на Екатеринбург и активизировавшимися белогвардейско-эсеровскими бандами. Положение в Перми крайне обострилось. Противник стремился захватить центр Прикамья. Объявлена мобилизация в Красную Армию. Срочно создавались отряды Красной гвардии из городских рабочих. К осени 1918 года в Сибири и Дальнем Востоке была мобилизована крупная военная сила адмирала Колчака [2. С. 9].

К сожалению, по документам Нечаева нам не удается проследить, перебрасывался ли Нечаев из Челябинска в Пермь, затем – в Екатеринбург и вновь под Челябинск.

Еще 15 января 1918 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В соответствии с декретом военный отдел Пермского губисполкома был реорганизован в военный комиссариат, а первым военкомом Перми стал мотовилихинский большевик Ф. Н. Лукоянов. На территории Пермской губернии формировались различные красноармейские подразделения, в том числе знаменитая 29 стрелковая дивизия.

Отряд Красной гвардии Мотовилихинского завода был пополнен и преобразован в батальон Красной Армии [2. С. 9]. Очевидно тогда и была сформирована Шумковская батарея, прикомандированная к 29-й стрелковой дивизии, к первому легкому артиллерийскому дивизиону второй коммунистической батареи.

Ф. Н. Нечаев пишет: «[от Челябинска] С боями отступали до Перми. После сдачи Перми отступали до Верещагино. Нашу батарею прикомандировали к 29-й (Стрелковой. – Прим. О. М.) дивизии, второй коммунистической батарее. В батарее неоднократно избирался секретарем ВКП(б). После отдыха нас отправили на фронт против Колчака, с боями отступали до Вятских полян» [3]. К уточнению, что Нечаев служит в 29-й стрелковой дивизии, имеется документ: «Удостоверение. Предъявитель сего действительно красноармеец второй батареи 1-го легкого артиллерийского дивизиона 29-й стрелковой дивизии, что подписью с приложением батарейной печати удостоверяется. Настоящее удостоверение действительно (со второго июня) по 1 августа сего 1920 года» [5].

А поезд где? В воспоминаниях Ф. Н. Нечаева 1961 (Нечаеву 72 года) и 1971 (82 года) годов нет ни слова о бронепоезде. Дочери пишут о его активности и здравом уме в 80 лет. Но есть газетная статья. Есть фотография.

В отмеченной нами статье о Нечаеве сказано: «…затем громил белогвардейцев с бронепоезда, изготовленного рабочими Мотовилихи. Бронепоезд курсировал по Горнозаводской линии. Изматывая силы противника, 29-я дивизия отступала до Вятских полян» [4]. По времени это период отступления красных отрядов из Перми.

Обратимся к истории 29-й стрелковой дивизии и истории бронепоездов.

К сожалению, имеется очень мало литературы о бронепоездах. Среди наиболее полных работ выделяется книга Леонида Амирханова «Броненосцы железных дорог». Хотя автор лишь незначительно касается периода Гражданской войны, посвящая свою работу Великой Отечественной войне. Л. Амирханов указывает, что «одной из важнейших проблем остается идентификация фотографий бронепоездов. Лишь незначительная часть их атрибутирована достаточно точно. Одна из причин заключается в том, что бронепоезда слишком часто при ремонтах перестраивались, изменяя подчас до неузнаваемости свой внешний вид». В работе «Боевой путь Камских бронефлотилий» авторы И. Быховский и Ю. Ракитн уделяют внимание и бронепоездам, в частности «Первому морскому бронепоезду имени В. И. Ленина». В большинстве же статей лишь указывается на количество пермских бронепоездов: «О бепо (бронепоезд. – Прим. О. М) РККА есть хотя бы очень скудные данные о количестве построенных единиц, 4 или 5 только на одной на Мотовилихе, что тоже требует уточнения» [6].

Одной из проблем является тот факт, что путают бронепоезда. Например, в период Гражданской войны было несколько бронепоездов имени В. И. Ленина. Первый, именно он нас интересует, т. к. он воевал на территории Пермского края, был изготовлен на Мотовилихинском заводе и получил название «Первый морской бронепоезд им. В. И. Ленина». К его истории мы еще вернемся. Командиром его был балтийский матрос С. И. Деревцов. При отступлении от Перми поезд был оставлен в «пробке» на железной дороге. Деревцов продолжил воевать на бронепоезде № 36, но изготовленном в январе 1919 года на Сормовском паровозостроительном заводе, позднее названным им. Ленина Существовал и третий бронепоезд № 6, изготовленный в Петрограде, носивший имя «Сормовцы», затем названный имени В. И. Ленина, встречается и название «бронепоезд Ленин». Но последние бронепоезда никакого отношения ни к Перми, ни к Ф. Н. Нечаеву не имеют.

Вот другая путаница. Знаменитый бронепоезд № 2 и бронепоезд «Чусовской рабочий», оба изготовленных на Чусовском металлургическом заводе, но один – в ноябре 1918 года, а второй 13 апреля 1942 года. Из аннотации к фотографии узнаем: «Бронепаровоз, изготовленный рабочими депо станций Чусовая. Восточный фронт. Иркутская губерния. 1918 г.». Отметим, что Восточный фронт в конце 1918 года проходил по территории Перми, где воевал бронепоезд № 2 с конца ноября по 2 декабря 1918 года, где и погиб, и, соответственно, в Иркутской губернии он никогда не был.

Первым на территории Пермской губернии появился бронепоезд № 2. В конце ноября 1918 года бронепоезд маневрировал на Западно-Уральской ветке железной дороги, поддерживая здесь части Особой бригады. Едва успев выручить из окружения интернациональный батальон, он был срочно брошен на помощь 1-ому Лесновско-Выборгскому полку. Бой прошел удачно, но при возвращении бронепоезд попал в ловушку [7]. «В этих боях серьезной помехой для «белых» был бронепоезд № 2. Его команду составляли лысьвенские железнодорожники и революционные матросы, в т. ч. с крейсера «Аврора». Бепо не только не позволял перерезать железнодорожное сообщение, но и отвлекал на себя большое количество живой силы противника. В этих боях ни один из двух бронепоездов «белых» не мог противостоять броневику «красных», потому что был взорван железнодорожный мост через реку Кын. 1 декабря под ст. Кумыш в очередной раз были окружены две роты Лесновско-Выборгского полка. Бронепоезд помог окруженным лесновцам прорваться, но сам оказался в ловушке. «Белые» использовали уже неоднократно применяемый прием: вытащили из деревянных шпал железные костыли, чего не могли заметить машинисты, и в результате многотонная машина сошла с рельсов. Шквальный ружейно-пулеметный огонь «белых» не позволял команде бронепоезда отремонтировать железнодорожный путь. Бой, начавшийся 1 декабря около 11 часов утра, продолжался весь день до темноты. Израсходовав боезапас и потеряв часть команды, в том числе помощника командира И. Шерстобитова (командир бепо И. Деменев в тот момент находился в Лысьве), команда приняла решение взорвать один броневой вагон. Оставшиеся в живых члены экипажа вели бой из второго вагона. Как отмечалось в приказе по войскам 3-й армии Восточного фронта за № 503 от 7 декабря 1918 года: «…около 15 часов 2 декабря в указанном месте все еще была слышна пулеметная стрельба… Не рассчитывая на помощь, оставшиеся в живых бойцы бронепоезда взорвали второй вагон и паровоз и под покровом ночи лесом ушли в Лысьву». Гибель бронепоезда № 2 до предела обострила оперативную обстановку на Лысьвенском направлении. В боях за ст. Кын оборона «красных» была разрушена. 58-й Владимирский полк понес большие потери и был разорван на две части. Одна из них, вместе с остатками Лесновско-Выборгского полка, отошла к Кыновскому заводу, другая, вместе с отдельным батальоном особого назначения под командованием Гуйского, – к Лысьве. Три роты Владимирского полка, попав в окружение без боеприпасов, сдались в плен без боя» [8].

Вывод 1: Т. о. бронепоезд № 2 воевал с конца ноября по 2 декабря 1918 года, т. е всего несколько дней. Этот бронепоезд нас мало интересует, ведь Нечаев должен находиться на мотовилихинском бронепоезде.

Обратимся вновь к исследованиям И. Быховского: «Решили срочно создать на Мотовилихинском и Чусовском заводах несколько бронепоездов. Однако в ноябре 1918 года на заводах не было стали для бронирования поездов, отсутствовали орудия для их вооружения, а в резерве 3-й армии не было опытных артиллеристов для комплектования артприслуги. В подобной сложной обстановке Военный совет 3-й армии принял решение отозвать с фронта и разоружить часть бронепароходов Камской флотилии, чтобы использовать их броню, орудия и кадры для создания хотя бы одного бронепоезда. К вечеру 5 ноября 1918 года вернулись с фронта в Пермь бронепароходы «Александр» и «Медведь». В ту же ночь началось их разоружение и разбронирование» [2. С. 67].

Работы велись круглосуточно. Через три недели оборудование и вооружение бронепоезда было завершено. В начале декабря он вступил в строй. Мотовилихинцы предложили назвать его именем В. И. Ленина. «Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина» – так стали официально именовать вновь созданную подвижную бронечасть. Бронепоезд состоял из бронированного паровоза серии «СУ», оборудованного командирской бронебашней; бронированного тендера; двух бронированных площадок, созданных на базе четырехосных пульмановских вагонов; двух открытых контрольных двухосных железнодорожных платформ, груженых рельсами; двух классных пассажирских и четырех товарных вагонов. На вооружении бронепоезда имелось четыре 75-мм морских артиллерийских орудия, 16 станковых пулеметов типа «максим» и ручное оружие по числу его личного состава» [2. С. 68].

Личный состав бронепоезда состоял из бывших балтийских и черноморских матросов и пулеметной команды из красноармейцев. Все они прибыли с бронепарохода «Медведь» Камской бронефлотилии. Нечаев там быть не мог. Командиром бронепоезда был назначен бывший командир отряда и бронепарохода «Медведь» балтийский матрос Сергей Иванович Деревцов [2. С. 68].

Утром 8 декабря Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина был направлен на лысьвенский участок фронта для замены погибшего там бронепоезда № 2. В Лысьву бронепоезд прибыл, когда город начали занимать вступившие в него колчаковские войска. 29-я пехотная дивизия (Нечаев служил в 29-й стрелковой дивизии) под командованием М.В. Васильева, будучи не в состоянии выдержать натиск превосходящих вражеских сил, отходила к станции Калино. 11 декабря бронепоезд прикрывал отход 29-й дивизии Васильева к станции Селянка. С 13 декабря бронепоезд несколько суток непрерывно вел жаркие бои с противником на станции Селянка, за что командующий 3-й армией в приказе по войскам объявил благодарность команде бронепоезда. 22 декабря поступил приказ вернуться в Пермь. 24 декабря 1918 года рано утром колчаковские войска неожиданно предприняли наступление на Пермь со стороны Слободки. Чтобы не попасть к врагу, бронепоезд продвинулся от станции Пермь I до станции Пермь II и далее за железнодорожный мост, где завязались боевые действия [2. С. 69–70].

Бронепоезд попал в «пробку» на путях из паровозов и вагонов и превратился в неподвижную мишень. Командир Деревцов с командой сняли замки с орудий, оставили бронепоезд, взяв пулеметы и боезапас для них. С боями команда бронепоезда сумела соединиться с армейскими частями, отходившими к Верещагино [2. С. 71].

Вывод 2: Т. о. «Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина» воевал с 8 по 24 декабря 1918 года, всего 16 дней. На этом бронепоезде также не могло быть Нечаева.

В фонде Ф. Н. Нечаева нет документов о наступлении от Вятских полян к Перми и далее. Обратимся к истории 29 Стрелковой дивизии: «Дальнейшее движение к берегам Камы совершалось без задержек. Выйдя к берегам Камы, 22-й полк захватил три парохода, чем и обеспечил спокойную переправу всей бригаде. Перейдя Каму, наши части продолжали безостановочно продвигаться вперед, выйдя на линию р. Чусовой и Горнозаводской железной дороги… Пользуясь бронепоездом (белым. – О. М.), противник старался задержать наступление, но самодеятельность красноармейцев и здесь нашла выход. Был построен свой броневик. Открытая платформа, на ней пушка и броневик, или, по-красноармейски, «дровяник», готов. Вот этот «дровяник» и гнал перед собой бронепоезд белых, а наша пехота уже легко справлялась с пехотой противника. Преследуя отступавших по пятам, части бригады вышли в Чусовской завод… Противник, пользуясь железной дорогой, выпустил два броневика. Дождем пуль и шрапнелью он преграждал нашим частям путь к вершинам Урала, но его усилия были напрасны» [9].

Вывод 3: При освобождении Перми от Колчаковских войск у красных не было бронепоездов, а лишь открытая платформа с броневиком. Вряд ли Нечаев сидел в броневике или стоял у пушки.

С середины 1919 года на мотовилихинском заводе налажен ремонт бронепоездов, но воевали они уже не на Пермском фронте.

Вывод 4: В ноябре-декабре 1918 года на Пермском фронте воевали следующие красные бронепоезда: Бронепоезд Чусовского завода № 2; Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина; в июне 1919 года упрощенный вариант бронепоезда – открытая железнодорожная платформа с броневиком и пушкой. Итого, три боевые единицы, воевавшие лишь по несколько дней. Бронепоезда, вышедшие с Мотовилихинского завода в середине 1919 года, воевали за пределами Пермского края, возможно, отбитые у белых два бронепоезда. Т. о. их цифра доходит до указанной в большинстве статей цифры 5.

Из газетной публикации о судьбе Ф. Н. Нечаева узнаем следующее: «В июле 1919 года были освобождены от колчаковцев Пермь и Кунгур. 29-я дивизия, освобождая города и села Урала, дошла до Ишима и по приказу командования была переброшена под Перекоп. После освобождения Крыма от интервентов Нечаев возвращается в Пермь и с 1920 года служит в органах губчека» [10]. Это подтверждается документами.

Когда наша страна перешла к мирному созидательному труду, Ф. Н. Нечаева направляют на партийную и хозяйственную работу. В 1924–1929 годах он работает секретарем Очерского райкома партии.

С 1929 года Федор Николаевич активно трудился на руководящей работе на Добрянском механическом заводе, на Пермском заводе «Уралсепаратор» (з-д им. Дзержинского), на механическом заводе в Невьянске.

В годы первых пятилеток партия посылает его на работу по укреплению колхозов и совхозов. В 1933–1936 годы он – директор машинотракторной станции в Челябинской области. С 1936 по 1941 год – директор одной из МТС Суксунского района. В годы Великой Отечественной войны до 1946 года Ф. Н. Нечаев работает председателем колхоза в селе Курашим, потом директором Кукуштанского дрожжевого завода. С 1971 года проживал в Перми. Ушел из жизни в 1973 году.

Не будем слишком строги к Ф. Н. Нечаеву. Он честно прожил жизнь, был участником революций, прошел всю Гражданскую войну. В годы Великой Отечественной войны внес свой вклад в Победу – руководил двумя колхозами. Он честно получал персональную пенсию. Если наш герой и прибавил себе заслуг, то только перед своей семьей да школьным учителем, опубликовавшем сведения в районной газете. Мы, конечно, тоже немного обманулись, но в его воспоминаниях нет сведений о бронепоезде. Простим директору дрожжевого завода, мечтавшего быть большим героем, чем был. А может быть, мы не до конца разобрались, ведь в событиях Гражданской войны еще много неизвестного.

И еще. В архиве есть фотография бронепоезда, и мы предполагаем, что это – Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина. Скорее всего, на фотографии нет Ф. Н. Нечаева (лица слишком мелкие), но он бережно хранил ее, как символ своей молодости, затем хранила его семья, а сейчас она многим потомкам будет говорить о героическом времени.

Список источников и литературы

1. Архив города Перми (АГП). Ф. 1041 Оп. 1. Д. 6. Л. 1.

2. Быховский И. Ракитин Ю. Боевой путь Камских бронефлотилий. Пермь, 1986.

3. АГП. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.

4. Горбунов В. (учитель Бабкинской школы). Пятьдесят лет в строю // Ленинское знамя, орган Пермского райкома КПСС и Пермского районного Совета депутатов трудящихся, 1967, 6 июня.

5. АГП. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

6. Пермские бронепоезда 1918–1945 гг. – Журнал Пикселя 009

7. Памятник бронепоезду № 2: vedmed1969

8. Погибший бронепоезд: Геокэшинг:

9. 51-я Перекопская дивизия. М., 1925.

10. АГП. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

… AND OUR ARMORED TRAIN.
TRUTH AND FICTION

Melchakova O. A., a leading specialist of the Perm State Archive

Abstract. The article gives a short description of documents of Fedor Nikolaevich Nechaev, a participant of revolutions of 1905, 1917 years and The Civil war. It also esteems inquiries of making of armored trains and their combat route in the connection with F. N. Nechaev.

Keywords: revolution, The Civil war, armored train, 29-th rifle division, Fedor Nikolaevich Nechaev.