С. В. Филатов
Пермское общество филателистов
ОБРАЗ ЛЕНИНА НА ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ
ОТКРЫТКАХ И ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫХ БИЛЕТАХ
СССР КО ДНЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Аннотация. В фокусе представленной статьи находится образ В. И. Ленина, чье имя красной нитью проходит сквозь революционные и постреволюционные события нового Советского государства. Автор отмечает, что зародившийся в первые годы после образования Советского Союза и тиражируемый все семьдесят лет советской власти, образ В. И. Ленина был, пожалуй, самым узнаваемым из тех, которые когда-либо печатались в издательствах и типографиях. В статье представлен профессиональный филателистический анализ образа «вождя революции», представленного на поздравительных открытках и пригласительных билетах СССР ко дню Великой Октябрьской социалистической революции. Описательная часть работы основывается на авторском анализе собственной коллекции мандатов, пригласительных билетов, поздравительных открыток с изображениями первого руководителя советского государства. Автор подчеркивает, что В. И. Ленин за годы советской власти изображался сотни тысяч раз в совершенно различных контекстуальных обстоятельствах, что позволяет сделать вывод о разнообразии и многоаспектности его презентуемого образа.
Ключевые слова: В. И. Ленин, революция 1917 г., образ вождя, филателистический анализ, почтовые открытки, советская власть.
«Ленинград, 21 января. Сегодня в помещении Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова состоялось торжественно-траурное заседание Ленинградского областного и городского комитетов ВКП(б), исполкомов областного и городского Советов депутатов трудящихся, областного совета профессиональных союзов, областного и городского комитетов ВЛКСМ совместно с представителями партийных, советских и общественных организаций, частей Советской Армии и Военно-Морского Флота, посвященное 28-й годовщине со дня смерти Владимира Ильича Ленина.
Председатель исполкома горсовета, открыв заседание, предлагает почтить память В. И. Ленина вставанием. Все встают. В торжественной тишине несутся звуки траурного марша. Их сменяют звуки Государственного гимна Советского Союза.
Избирается почетный президиум во главе с тов. Сталиным. С докладом «28 лет без Ленина, под руководством товарища Сталина – по ленинскому пути» выступил секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) тов. Казьмин.
Торжественно-траурное заседание закончилось исполнением партийного гимна «Интернационал».
Такое описание ритуального мероприятия мы встречаем в статье «Страна чтит память В. И. Ленина» в газете «Звезда» от 23 января 1952 года. После описания церемониала в Ленинграде идет описание точно таких же мероприятий в Киеве, Минске, Тбилиси, Алма-Ате, Ашхабаде, Риге.
И везде собирается верхушка партийной, советской и военной власти, общественники. Минута молчания, выборы президиума во главе с тов. Сталиным, доклад «28 лет без Ленина, под руководством товарища Сталина – по ленинскому пути», гимн, занавес.
На последней странице этой газеты описание торжественно-траурных мероприятий по случаю 28-й годовщины смерти вождя мирового пролетариата в столицах Восточной Европы: Прага, Варшава, Будапешт, Бухарест, София.
Во всех городах Советского Союза, а после Великой Отечественной войны и по всей Восточной Европе все органы власти и управления ежегодно отмечали день памяти любимого вождя революции. А в кармане каждого приглашенного на такое мероприятие лежал именной пригласительный билет с профилем Ильича.
Так в первые годы после образования Советского Союза зародился и все семьдесят лет советской власти тиражировался, пожалуй, самый узнаваемый образ, когда-либо печатавшийся в издательствах и типографиях. Профиль Ленина был визитной карточкой всего мирового коммунистического движения, политического строя, победившего фашизм.
В моей коллекции собрано много сотен мандатов, пригласительных билетов, поздравительных открыток с изображениями первого руководителя советского государства. В. И. Ленин за годы советской власти изображался сотни тысяч раз в профиль и анфас, с детьми и рабочими, как живой, как памятник, как орден.
На первых открытках, появившихся сразу после смерти Ленина, за основу брались многочисленные фотографии, затем появились коллажи, затем высокохудожественные рисунки. Сотни и тысячи авторов не уставали тиражировать образ вождя. В первые годы советской власти профиль Ленина появляется на официальных документах: мандатах, пропусках, приглашениях.
За десятилетия советской власти сформировались каноны изображения Ленина, появились любимые сюжеты художников, оформителей, дизайнеров, издателей.
Со временем советская власть развивалась, крепла, «бронзовела». В тридцатые годы на официальных документах к профилю Ленина добавляется профиль Сталина. Так, плечо к плечу, реже поодиночке, они просуществуют на документах до эпохального XX съезда партии.
Тогда, в пятидесятые годы, оружием пропаганды и агитации стали почтовые открытки. Коммунистическая символика, достижения советского строя в науке и технике, а также образы вождей широко использовались в массовой культуре. Над образом Ленина в изобразительном искусстве, под присмотром и по заказу партийных органов, работают знаменитейшие советские художники в стиле соцреализма. А. А. Дейнека, А. М. Герасимов, П. П. Кончаловский. Их шедевральные полотна художники Гознака тиражируют миллионами штук на почтовых открытках.
Образ Ленина был ярким и запоминающимся. Именно образу Ленина суждено было стать главным символом советской власти, вместе с красным знаменем, эмблемой «серп и молот», Красной звездой.
Самым массовым на почтовых открытках был портрет вождя в разных ракурсах. Основой изображений выступали как прижизненные портреты и фотографии Ленина, так и портреты, написанные художниками уже после смерти вождя.
Несмотря на все перипетии власти, кто бы ни стоял у власти, образ вождя был неприкасаем. С воспитателей детского сада и до партсобраний советскому гражданину всюду вкладывали в голову мысль о том, что Ленин практически заменил бога советскому человеку. Везде мелькал его образ: на красных флажках в детском саду, на октябрятских звездочках в начальных классах, на пионерских и комсомольских значках чуть позднее, на документах в кармане, на открытках в киосках «Союзпечати», на почтовых марках, которыми население увлекалось повсеместно. Агитация и пропаганда на предприятиях, улицах и площадях городов – всюду жизнь советского человека сопровождал образ Ленина.
Во время повального увлечения перепиской при помощи почты сотни почтовых открыток несли изображение вождя. Причем это были не только портреты, но высокохудожественные изображения.
Характерным жестом Ленина, запечатленным скульпторами и художниками, была яркая жестикуляция при выступлениях. К такой жестикуляции можно отнести указывающую вперед руку. В итоге появились многочисленные открытки с кинокадра выступления Ленина на Красной площади 1 мая 1919 года, на открытии временного памятника Степану Разину, где Ленин стоит живьем или в виде памятника с вытянутой вперед рукой.
Самый известный из памятников с вытянутой рукой – «Ленин на броневике» (1926 г.), у Финляндского вокзала в Ленинграде-Петербурге. Скульптор: С. Евсеев, архитекторы: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх.
Еще один известный памятник Ленина с вытянутой вперед рукой – у здания Смольного дворца в Ленинграде. Один из старейших памятников, установленный в 1927 году к 10-летию Октябрьской революции. Скульптор: В. В. Козлов, архитекторы: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх.
Широкое тиражирование получил еще один памятник вождю: памятник Ленину в Москве на Октябрьской (Калужской) площади. Памятник был открыт в 1985 году, в честь 70-летия Октябрьской революции. Скульпторы Лев Кербель и Владимир Федоров, архитектор – Глеб Макаревич.
Еще один известный образ вождя на открытках – взгляд с фотографии. На самом деле это кинокадр из хроники событий 1 мая 1920 года – Ленин на закладке памятника «Освобождение труда» на площади Свердлова в Москве: Ленин в кепке машет правой рукой.
Одним из самых тиражируемых в СССР образов Ленина был фрагмент картины худ. Александра Герасимова «Ленин на трибуне» (1930 г.). Открытки с этим изображением в 1950–80-е годы издавались миллионными тиражами.
Известным живописцем Ленинианы был худ. Владимир Серов, не путать с Валентином Серовым, который до 1917 года рисовал портреты императоров. Часто издателями открыток тиражировалась картина «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), а также «Выступление Ленина на II-м Всероссийском съезде Советов» (1955).
Начиная с 1960-х годов, тиражируется картина худ. Николая Бабасюка, ученика А. Герасимова «Первый день Советской власти» (1960).
Были открытки и к совершенно определенным праздникам, например, к Дню печати 5 мая. На таких открытках, как правило, изображалась фотография, на которой Ленин читает газету «Правда».
А еще были: Ленин в кепке, Ленин с кепкой в руке, Ленин в пальто, Ленин пишет, Ленин думает, и много-много других интересных сюжетов.
Коллекционеру почтовых открыток весьма интересно собирать такую разнообразную коллекцию.
LENIN’S IMAGE AT THE GREETINGS AND INVITATION
TICKETS OF THE USSR TO THE DAY OF THE GREAT
OCTOBER SOCIALIST REVOLUTION
Filatov S. V., Chairman of the Board of the Perm Society of Philatelists,
Member of the Presidium of the Union of Philatelists of Russia
Abstract. In the focus of this article is the image of V.I. Lenin, a Russian communist revolutionary. The author notes that the image of V.I. Lenin was the most recognizable of those that were ever printed in publishing houses and printing houses. The article presents a professional philatelic analysis of the image of the «leader of the revolution» presented on greeting cards and invitation cards of the USSR on the day of the Great October Socialist Revolution. The narrative is based on the author’s analysis of its own collection of mandates, invitation cards, greeting cards with images of the first leader of the Soviet state. The author emphasizes that V.I. Lenin was portrayed in completely different contextual circumstances, which allows one to draw a conclusion about the diversity and multidimensionality of his presented image.
Keywords: V.I. Lenin, the revolution of 1917, the image of the leader, philatelic analysis, postcards, Soviet power.