О. В. Каменских
Гимназия № 7 г. Перми
СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1917 г. В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА В ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена проблемам реализации историко-культурного стандарта на примере изучения раздела «Революции и гражданская война 1917–1921». Рассматривается ряд способов организации процесса обучения: в коллективно-распределенной деятельности, с использованием отдельных исторических источников, социальных сетей и в формате профессиональных проб.
Ключевые слова: историко-культурный стандарт, коллективно-распределенная деятельность, культурно-антропологическое приближение, медиа-архив, человеческая цена революции 1917 г., профессиональные пробы.
«Шла дама по Таврическому саду.
На одной ноге туфля, на другой лапоть»
[1. С. 29].
Изменяют ли историко-культурный стандарт и концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории процесс и результат школьного изучения явлений, процессов и событий, связанных с событиями 1917 года? С одной стороны, перечень обязательных элементов содержания вполне умеренный: февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров [2. С. 40]. Однако в ходе изучения темы нужно освоить 37 исторических понятий и 22 персоналии: из них 10 со стороны «поверженных» и 12 большевистских политических и военных лидеров. С другой стороны, рекомендуется также уделить должное внимание работе с историческими источниками, региональному содержанию и культурно-антропологическому аспекту темы. Даже учитывая «взросление» аудитории (теперь это 10-й класс, а не 9-й), – задача уже не кажется такой простой, как могло показаться вначале. О противоречии в данном стандарте, где, с одной стороны, заявлен приоритет вопросов культуры, духовности, сказано о необходимости устранить гипертрофию политической тематики, а с другой стороны (в самих перечнях тем, понятий и персоналий), эта гипертрофия сохраняется, – сказано было уже много. В частности, самарский историк и методист И. С. Манюхин представил наглядный контент-анализ данного документа и пришел к выводу, что политическая тематика (по числу единиц содержания, обязательных к усвоению) составляет 55 % от общего числа, а на вопросы культуры – 26 % [3. С. 186].
Таким образом, перед нами явно высвечивается ряд проблем. Вот только несколько из них:
— как помочь обучающимся относительно самостоятельно и в сжатом времени проследить сложную логику развития событий (не навязывая им, к примеру, готового перечня причин и последствий захвата и удержания власти большевиками);
— как охватить необъятный материал по персоналиям, часто кажущийся подросткам однообразным, малозначительным и потому плохо запоминающимся;
— как не утерять, а усилить культурно-антропологическое приближение темы.
В рамках решения первой задачи нам показался весьма удачным урок, построенный на принципах коллективно-распределенной деятельности, идущий вслед за обзором фоновых явлений и процессов накануне революционных потрясений 1917 г. Каждой из микрогрупп по жребию предлагается роль одной из движущих сил, активных группировок (по партийному признаку). Задача – выяснить, что смогли значительного сделать данное политическое сообщество в феврале – марте, весной – летом и, наконец, осенью 1917 г., чтобы отстоять и воплотить свои идеи и цели. Ответы оформляются кратко и крупно, в формате словосочетаниями на четырех отдельных листах А4: один лист содержит название политической группировки, имена ее лидеров, основные идеи, цели, начальную социальную опору, остальные листы посвящены подпериодам. Учитывая, что в группе еще происходит распределение на работу с лаконичным кейсом из листовок-воззваний, кратких справок, учебником и выходом в сеть, группы справляются с заданием за 10–15 минут. Из этих листов, с краткими устными пояснениями от групп, на доске при помощи магнитов формируется кластер, позволяющий проследить активность и дальновидность непосредственных участников процесса в динамике. Далее предлагается устно сравнить стратегию «своей» группировки с другими. Озвученные выводы фиксируются в кратком резюме. Кластер с доски не переписывается, а фотографируется, чтобы к нему можно было обратиться, например, при выполнении домашнего задания.
В создании таких кейсов и подборе документов, помогающих разбудить мышление подростков, хорошим подспорьем для учителя являются ресурсы, подобные материалам на сайте «Архивы школе». Так, целую бурю вопросов и эмоций удалось вызвать в группе профильного изучения истории при помощи трех испорченных бюллетеней на выборах в Учредительное собрание, где избиратели оставили гневные надписи по поводу большевистских кандидатур [4].
В работе по освоению персоналий успешно зарекомендовал себя способ создания временных групп в социальных сетях. Каждый ребенок оформляет одну публикацию и комментирует публикации одноклассников. Во избежание простого копирования материалов сети, публикация оформляется как «протокол допроса»: «Где Вы находились с февраля по октябрь 1917 г.? Какие посты Вы занимали? Ваши действия? Как Вы оцениваете свой вклад в дело революции?» Публикация завершается ссылкой на сайты, откуда черпал информацию составитель публикации.
Важным, на наш взгляд, способом человеческого приближения этой темы является знакомство с бытописанием революционного времени. Фраза из Черной книжки З. Н. Гиппиус, вынесенная в эпиграф данной статьи, как и повествование автора о гвоздях в гречневой размазне и толченом стекле в хлебе, привезенном из Москвы, о расстрелах в Петропавловской крепости и скармливании трупов расстрелянных людей зверью в зоосаде [1. С. 38, 39], помогают подросткам ощутить и понять человеческую цену революции.
В завершении хотелось бы отметить еще один способ создания организационно-педагогических условий, способствующих тому, чтобы у мотивированных обучающихся формировалось и развивалось свое человеческое и более глубокое видение и понимание сложных исторических процессов. Гимназия разработала и апробировала организационную модель Открытого фестиваля истории и медиатворчества. Первый фестиваль назывался «1917–2017: цена революции». 7 команд-участниц из разных школ Перми и одна команда из города Нытвы на протяжении трех дней погружались в историю революции, знакомились с медиа-архивами и правилами цитирования при помощи бесед с учеными-историками кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ Пермь; осваивали приемы создания медиатекста, видео- и звукомонтажа с профессиональным медиажурналистом, выпускающим редактором интернет-журнала «Звезда» и монтажером киностудии «Новый курс». Потом создавали, презентовали и обсуждали свои видеоклипы, в которых попытались дать свой ответ на вопрос о цене революции, получали письменные и устные содержательные отзывы на результаты своих профессиональных проб по медиа-архивной эвристике, сценированию и монтажу – от историков, журналистов, профессиональных создателей документального кино. Способ сложный – по организации, временным и человеческим затратам, практиковать его в школе можно только в формате каникулярного погружения, но это образовательное событие вызвало серьезный и положительный отклик у участников и зрителей. Фильмы получились все разные – и по содержанию, и по качеству монтажа, но во всех работах присутствовало сопереживание и вдумчивое отношение к революционным событиям. Общее в эстетике видеоряда – преобладание черно-белых видео и фотодокументов эпохи. Многим юным создателям этих исторических видеоклипов удалось подчеркнуть именно человеческую цену революции, изменения в жизни простых людей, изменение их психологии, отношения к террору: превращения крестьянина или мещанина-обывателя в «человека с ружьем». Логичным представляется продолжить и развивать намеченное социальное партнерство и посвятить следующий Открытый фестиваль истории и медиатворчества теме большого террора 30-х гг.
Способов помочь обучающимся в освоении столь сложных тем можно называть еще множество, но принципиален, на наш взгляд, сам подход, обозначенный в исходных положениях внедряемой концепции, исключающий ограничение образовательного пространства как позицией и информацией учителя и учебника, так и стенами школьного класса.
Список источников и литературы
1. Гиппиус З. Н. Черная книжка (дата обращения 5.04.2018).
2. Манюхин И. С. Историко-культурный стандарт: анализ содержания (дата обращения 15.04.2018).
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (дата обращения 15.04.2018).
4. Аннулированные избирательные бюллетени по выборам в Учредительное собрание, извлеченные из урн для голосования.1917 г. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-130. Оп. 29. Д. 2. Л. 14, 22, 28. (дата обращения 20.04.2018).
SOME ORGANIZATIONAL METHODS
IN SCHOOL TEACHING OF THE REVOLUTION
OF 1917 IN THE FRAMEWORK OF THE HISTORICAL
AND CULTURAL STANDARD
Kamenskih O. V., teacher
Abstract. The paper explores learning of the training module «Revolution and the civil war of 1917–1921» as an example for discussion of the problems of the historical and cultural standard’s realization. The series of the organizational methods in the educational process are observed, such as: collectively distributed activity, analysis of historical sources, organization of educational projects in the social networks, and the method of professional tests.
Keywords: the historical and cultural standard, collectively distributed activity, method of professional tests, human dimension of the revolutionary events of 1917–21, media-archive.