Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИЕМА ЖЕНЩИН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ: ВЛИЯНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙН

М. А. Старкова


Аннотация. В статье проанализированы исторические примеры участия женщин в военных действиях русской армии во время войн, в том числе легенды и мифологические образы, сохранившиеся в исторических источниках. Проведен анализ предыстории возникновения и распространения социальной практики службы женщин в армии. Предпринята попытка описать первый опыт военной службы женщин в русской армии во время Первой мировой войны в «женских батальонах смерти» под влиянием борьбы женского движения за равноправие и распространение данной практики во время Гражданской войны.

Ключевые слова: женщины на военной службе, женские батальоны смерти, борьба за равноправие женщин в России в начале XX века.

Общественно-политические процессы периода Первой мировой и Гражданской войны во многом определялись политическим и экономическим кризисом, при этом характеризовались возникновением новых социальных практик. Одной из социальных практик, получившей распространение в дальнейшем, стала практика военной службы женщин в российской армии.

История российских вооруженных сил показывает, что женщины до Первой мировой войны не имели возможности нести военную службу и участвовали в военных действиях, переодевшись и выдавая себя за мужчин или оказывая медицинскую помощь как медицинские сестры.

Практика участия русских женщин в военных действиях до Первой мировой войны овеяна мифами и легендами. Образ «женщины-воина» имеет в России давнюю традицию. Былины, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о воинственных богатырках, которые сражались с врагами русской земли, вступая в единоборство с мужчинами. В России первый документ, касающийся службы женщин в армейских подразделениях, зафиксирован в Петровскую эпоху. В 1716 г. в воинском Уставе (гл. 34) было закреплено право женщин на службу в армии в военных госпиталях в качестве вольнонаемных [1; 46].

До середины XIX в. женщины России не принимали активного участия в боевых действиях армейских подразделений и не носили оружия. Исключение составляли декоративные формирования из женщин. Екатерине II приписывается создание «роты амазонок» (не участвовавшей в боях и просуществовавшей всего два месяца) в 1787 г. в Балаклаво-греческом батальоне генерала Чанони из 100 «благородных жен и дочерей» балаклавских греков [2; 75–77].

Во время военных кампаний XIX века и, прежде всего, Отечественной войны 1812 года широко известны женщины, воевавшие в русской армии, переодевшиеся и выдававшие себя за мужчин. Они ярко продемонстрированы в художественном образе известного фильма «Гусарская баллада».

Например, широко известна история кавалерист-девицы Н. Дуровой, которая в мужском костюме сражалась в русской армии в 1807, 1812 и 1813 годах. Н. Дурова прекрасно ездила верхом, отменно стреляла, освоила искусство конного боя с тяжелой пикой и саблей, овладела воинскими премудростями [3]. Александра Тихомирова поступила на военную службу во время войны 1812 года. Ее брат был убит в бою, и она под его именем служила в уланском полку, стала командиром роты. По некоторым сведениям, ее служба продолжалась в течение целых 15 лет. Одним из основных мотивов, который побуждал русских женщин бросать свой привычный образ жизни, свой дом, была личная трагедия. В народе появилось много историй о героических женщинах, крестьянках, которые яростно сражались с французами, мстили. Одной из таких героинь была Василиса Кожина, более известная как старостиха Василиса, о которой писали, что она заживо сожгла в избе 18 французов [4].

Участие женщин в русской армии в значительной степени связано со службой женщин в области медицины. Деятельность сестер милосердия на театрах военных действий показала, что они не только не уступали мужчинам-врачам, фельдшерам и санитарам. Начиная с Крымской войны 1853–1856 гг., женщина как сестра милосердия не сходит с поля сражения.

Впервые в мировой истории в Крымскую кампанию 1853–1856 гг. на театр военных действий в Крым в ноябре 1854 г. прибыло 120 сестер милосердия Крестовоздвиженской общины (17 сестер умерло при исполнении служебных обязанностей, 4 получили ранения). Так как Крымская война показала полезность привлечения женщин к уходу за ранеными и больными воинами в военных лечебных заведениях, в том числе и на театре военных действий, появляются уставы, приказы по военному ведомству, в которых определяются штаты, правила для сестер милосердия, работающих в военных госпиталях. Законом предоставлялась возможность женщинам служить в системе военного и морского ведомств (пока лишь в области медицины) [4].

Изучение различных источников показывают, что женщины работали во время войны в госпиталях, эвакуационных бараках, санитарных поездах, лазаретах, перевязочных пунктах непосредственно на поле сражения.

Около 1500 женщин (не считая прибывших самостоятельно) ухаживали за ранеными и больными воинами на театре военных действий. Если в Крымскую войну в составе отряда женщин были в основном представительницы высших кругов и интеллигенции, то в эту войну включились уже женщины различных общественных слоев (крестьянки, мещанки, духовного звания и т. д.) и широкого возрастного диапазона. За русско-японскую войну 1904–1905 гг. было награждено свыше полутора тысяч женщин, из них свыше тысячи золотыми и серебряными медалями на Аннинской ленте, около полутора сотен золотыми и серебряными на Георгиевской ленте, свыше 60 золотыми и серебряными на Станиславской ленте, некоторые на Владимирской, Андреевской, Александровской лентах, то есть более половины участниц были отмечены теми или иными наградами [4].

Проведенные реформы 1905–1912 гг. по различным направлениям военной области включали и подготовку медицинских кадров запаса, в том числе и сестер милосердия.

Различные источники свидетельствуют, что в годы Первой мировой войны практика привлечения женщин в армию получала все большее развитие по мере продолжения войны. Женщины все больше проникали на фронт и в силу ряда обстоятельств начинали принимать участие в военных действиях.

Война началась с небывалого патриотического подъема, участие женщин в боевых действиях поначалу не было организованным, это был личный порыв дочерей, сестер, жен и матерей солдат и офицеров. В отличие от участниц организованных впоследствии воинских формирований, первые доброволицы чаще всего скрывали свой пол, выступая в мужском обличье, многим приходилось бежать на фронт тайком от семьи, ускользая от полиции.

В первые дни войны в Москве на Курском вокзале задержали беглянку-гимназистку в одежде ее брата, на Рязанском вокзале – девушку в морской форме, на станции Минеральные Воды – послушницу монастыря в солдатской шинели. Двенадцать москвичек-гимназисток коротко остригли волосы, добрались до Львова и записались в полк под мужскими именами [5].

Бежали на фронт дочери состоятельных и известных родителей: дочь сенатора Рита Герард, дочь знаменитого русского борца Родионова, дочь богатого фабриканта Стефания Уфимцева. Гимназистка Екатерина Райская под видом юноши-добровольца сражалась под Перемышлем, была контужена, награждена Георгиевской медалью IV степени. Бежала на фронт и гимназистка Нина Морозова из Перми. Ее отец подполковник Морозов был тяжело ранен, один брат также ранен, второй убит. Нина сражалась под именем Василия Морозова, была награждена за храбрость двумя Георгиевскими медалями [5].

Широко известен ряд героических примеров женщин в ходе боевых действий. Например, Римма Михайловна Иванова, сестра милосердия, единственная женщина, награжденная орденом Святого Георгия 4-й степени (посмертно), который мог вручаться только офицерам.

За три месяца жестоких боев девушка вынесла из-под огня почти 600 раненых сослуживцев. За спасение командира взвода прапорщика Соколова она была удостоена Георгиевской медали «За храбрость» 4-й степени, за вынос с поля боя раненого командира роты поручика Гаврилова и восстановление линии связи – той же награды 3-й степени. А после того, как во время одной из контратак Римма притащила в свои окопы истекающего кровью командира полка полковника А. А. Граубе, ей был вручен солдатский Георгиевский крест 4-й степени. В сентябре 1915 года при атаке в 10-й роте Оренбуржского пехотного полка около села Доброславка, где Римма Ивановна служила санитаром, были убиты все офицеры. Во время того, как батальон стал отходить, Р. М. Иванова подняла солдат в новую атаку, захватила одну из лучших линий неприятельских окопов и погибла от тяжелого ранения [6].

Принимали участие в военных действиях и женщины знатного происхождения. Наиболее яркими примерами в данной связи выступают баронесса Евгения Петровна Толь, которая служила санитаром на передовой, сама была трижды ранена. Награждена Георгиевским крестом IV степени, представлена к «Георгиям» II и III степеней, Княжна Евгения Михайловна Шаховская была первой русской военной летчицей. Захарченко-Шульц Мария Владиславовна после гибели мужа от ранений по высочайшей протекции поступила вольноопределяющимся в 3-й гусарский Елисаветградский полк. В 1916 году она была произведена в унтер-офицеры, награждена двумя Георгиевскими крестами и медалями «За храбрость», отличалась отвагой и талантами в разведывательных операциях [5]. Баронесса Софья Николаевна де Боде – еще один пример участия в боевых действиях женщины аристократического происхождения, служила в женском ударном батальоне, затем училась на офицерских курсах в Александровском училище. Во время Октябрьской революции в Москве возглавила отряд юнкеров, которые отстреливались от большевиков со стен Кремля, а когда большевики захватили власть, после присоединилась к Белой армии Корнилова, и погибла при штурме Еатеринодара в 1918 г. [7].

В годы Первой мировой войны награды за боевые заслуги – Георгиевский крест 4-й степени и Георгиевскую серебряную медаль – получили женщины, выдававшие в армии себя за мужчин: Елена Цебржинская при вручении числилась под фамилией Цетнерского в должности фельдшера 186-го Асландузского пехотного полка; Ольга Шидловская – как гусар 4-го Мариупольского полка Олег Шидловский; Антонина Пальшина – кавалер двух Георгиевских крестов – воевала в 9-й сотне кавалерийского полка Кубанской дивизии и 7-м пехотном Севастопольском полку под именем Антона [1; 47].

События 1905 года, русско-японская война ознаменовали начало новой эпохи гражданской активности, в том числе и повышения политической активности женщин, борьбы за равноправие. В кампанию за предоставление женщинам политических прав активно включилось Всероссийское женское взаимно-благотворительное общество, учрежденное в 1895 г. Были созданы новые женские организации, ставящие перед собой, прежде всего, политические требования: Союз равноправия женщин (1905 г.), Женская прогрессивная партия (1905 г.), Лига равноправия женщин (1907 г.).

Однако женское движение активизировалось и в предвыборной кампании 1907 г. Союз равноправия женщин собрал в 122 городах России 20 тыс. подписей с требованием предоставления женщинам избирательных прав [8]. В ходе Февральской революции вновь активизируется обсуждение вопроса о предоставлении женщинам избирательных прав на государственном уровне.

Борьба за равноправие женщин привела к новой практике участия женщин в военной службе и появлению добровольческих женских батальонов.

Именно создатель и командир женских батальонов Мария Бочкарева подала идею о создании женских ударных «батальонов смерти» с целью устыдить мужчин, которые в то лето целыми толпами дезертировали с фронта. Впервые ее она высказала на своем майском выступлении 1917 года на съезде делегатов солдатских депутатов Петросовета, а затем и на заседании Временного Правительства. Мысль эта очень понравилась Верховному главнокомандующему армией генералу А. Брусилову и военному министру А. Керенскому [9]. Отвечая на инициативу с требованием женского равноправия и высокий патриотический подъем среди женщин, военный министр А. Ф. Керенский утвердил Устав Женского союза помощи Родине и разрешил организацию женских частей в армии, чему был дан пример в формировании в Петрограде первой женской части под командованием прапорщика М. Бочкаревой [10]. Георгиевским кавалером старшим унтер-офицером Марией Бочкаревой, которая служила в армии с начала Первой мировой войны, в мае 1917 г. началось формирование первого чисто женского пехотного формирования – ударного «батальона смерти».

21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского Собора состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части белого знамени с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой». 29 июня Военный совет утвердил положение «О формировании воинских частей из женщин-добровольцев».

Создание женских батальонов поддержали Всероссийский женский союз помощи Родине «Женщины за Отечество» во главе с М. А. Рычковой, которая потом описала эти события в своих воспоминаниях. «Воззвание всколыхнуло русских женщин, и в Москве быстро организовался 2-ой женский батальон и Союз “Помощь Родине”. Со всех сторон потянулись в Москву женщины и девушки. Ехали из Сибири и Украины. Как батальон, так и Союз быстро разрастались» [11].

С июня по октябрь 1917 года по всей стране шло формирование женских частей и был сформирован целый ряд женских подразделений: 1-й Петроградский женский Батальон смерти, 2-й Московский женский Батальон смерти, 3-й Кубанский женский ударный батальон, Кавалерийский 1-й Петроградский батальон Женского Военного Союза, Минская отдельная караульная дружина из женщин-доброволиц [12]. Были организованы и женские команды связи: в Петрограде – 2, в Москве – 2, в Киеве – 5, в Саратове – 2. Стихийное формирование женских отрядов шло в Киеве, Минске, Полтаве, Харькове, Симбирске, Вятке, Перми, Екатеринбурге, Смоленске, Иркутске, Баку, Одессе, Мариуполе. В июне был объявлен приказ о формировании первой Морской женской команды. Формирование происходило исключительно на добровольческих началах [13].

Доброволицы для первого батальона, откликнувшись на патриотический клич М. Бочкаревой, съехались со всей страны, и состав его первоначально был очень пестрым [9]. Преобладали представители интеллигенции, учительницы и петербургские институтки, представители аристократии, но были в батальоне и женщины из трудовых семей – сестры милосердия, крестьянки, прислуга.

Пример Марии Бочкаревой воодушевил многих. Женские добровольческие части стали формировать в разных городах. В Пермской губернии запись в добровольцы вел Женский союз. В «Пермском вестнике временного правительства» от 19 июля 1917 года [14] сообщалось: «Женщинъ, записавшихся въ женскомъ союзѣ доброволицами въ формируемый женскій добровольческій баталіонъ, Пермскій уѣздный воинскій начальникъ приглашаетъ явиться къ нему на сборный пунктъ (Соликамская, управленіе Воинскаго Начальника) для медицинскаго освидѣтельствованія ихъ на предметъ опредѣленія годности къ военной службѣ въ пятницу, 21 сего Поля, въ 9 часовъ утра, имѣя при себѣ документъ о личности».

Из Перми 25 июля 1917 г. отправлен на фронт женский батальон смерти в составе 114 человек. В «Пермском вестнике временного правительства» от 23 июля 1917 года [15] было опубликовано: «Женский Батальонъ Смерти отправляется во вторникъ, 25 іюля. ЖЕНЩИНЫ! Приходите проводить своихъ товарищей – защитницъ Родины. Жертвуйте имъ на дорогу кто что можетъ. Молебенъ на площади Кафедральнаго собора въ половинѣ 2-го часа дня. Отходъ поѣзда въ 6 часовъ вечера со станціи Пермь ІІ-я».

Член Екатеринбургского отдела Лиги равноправия женщин С. Журавлева подала заявление в Петроград. Екатеринбургский отдел лиги открыл с 6 июля запись для всех женщин, желающих идти добровольцами в действующую армию... Главное управление Генерального штаба дало указание на формирование в Екатеринбурге женского батальона смерти из четырех рот и команды связи общей численностью свыше тысячи человек [16; 21]. Доброволиц набирали и из Вятской губернии – примерно 60 женщин, которые тоже откликнулись на газетное воззвание Бочкаревой и выехали в Петроград [9].

М. Бочкарева имела большую практику участия в боевых действиях во время войны, имела полный бант Георгиевских крестов всех четырех степеней (единственный случай в истории страны) и несколько медалей, а на плечах погоны старшего унтер-офицера [9], и в своем дамском подразделении Бочкарева установила жесткую дисциплину. О ней говорили – «бьет морды, как заправский вахмистр». Всего первоначально в батальоне на период формирования насчитывалось до 2 тысяч участниц, но вскоре число их резко уменьшилось до 500. Бочкарева формировала свой батальон. В нем осталось примерно 300 женщин, и он стал 1-м Петроградским ударным батальоном. А из остальных женщин был образован 2-й Московский ударный батальон [13].

27 июня 1917 года первый «батальон смерти» прибыл в действующую армию, и 8 июля батальон в составе армии впервые вступил в бой и понес за несколько дней большие потери, отбив 14 атак противника. По словам Марии Бочкаревой [17], он потерял половину своего состава – до 30 убитых и до 70 раненых. Женский батальон смерти хорошо показал себя в бою, но оправдал название, понеся большие потери. В январе 1918 года женские батальоны формально были распущены, но многие их участницы продолжили службу в армии.

Во время Гражданской войны женщины из женских воинских формировний продолжили свою службу в Красной армии или в белых воинских формированиях в качестве сестер милосердия, пулеметчиков, разведчиков, связистов.

Новая власть в условиях начавшейся Гражданской войны мобилизовала «на защиту социалистического Отечества, борьбу за классовые интересы всех, без различия пола». Вместе с мужчинами в ряды Красной армии вступили немало женщин. Согласно данным А. П. Богат [18], на 1920 год их насчитывалось 738 581, из них в списках погибших значились 18 542, а 53 женщины-красноармейца были награждены орденом Красного Знамени.

Официально провозглашенное равноправие мужчин и женщин автоматически закрепило за последними права и обязанности по отношению к военной службе. Женщин стали активно привлекать к военной службе.

В начале 20-х годов прошлого столетия значительно расширился профиль армейских специальностей, которыми овладели женщины: командир, комиссар, политрук, пулеметчик, разведчик, связист, сапер и др. Но самой многочисленной категорией участниц Гражданской войны по-прежнему оставались медицинские сестры. Первые курсы по подготовке младшего медперсонала для РККА открылись в Москве в 1919 году, а затем и в других городах – Петрограде, Туле, Нижнем Новгороде, Тамбове. За два года на таких курсах были подготовлены свыше 6 тыс. медицинских сестер [4]. Всего же к 1 ноября 1920 года в Красной армии находились 10 830 медицинских сестер [18].

Большинство женщин Белой армии составляли медицинский персонал. В условиях постоянных боев и частого изменения дислокации им приходилось не только оказывать медицинскую помощь и ухаживать за ранеными, но и размещать их на ночлег, добывать продукты питания, готовить пищу, а во время сражений бывать на передовой.

Женщины-бойцы в белых воинских формированиях оставались достаточно редким явлением. На Юге, в Добровольческой армии генерала Л. Г. Корнилова, накануне 1-го Кубанского (Ледяного) похода из нескольких тысяч человек насчитывалось лишь 165 женщин, в том числе 20 девушек-прапорщиков, окончивших ускоренный курс Московского Александровского военного училища (некоторые из них – баронесса София де Боде и сестры Вера и Мария Мерсье участвовали в октябрьских боях 1917 г. в Москве). В Добровольческой армии была сформирована женская рота, в которую помимо прапорщиков входили и бывшие участницы Первой мировой [19].

Женщины в Красной армии становились командирами рот, батальонов и бронепоездов. Так, например, О. М. Овчинникова в 1919 году командовала ротой 1-го Казанского стрелкового полка, батальоном 371-го стрелкового полка 13-й армии. Награждена орденом Красного Знамени. Л. Г. Мокиевская командовала бронепоездами: «Третий Брянский» и № 3 «Власть Советам». Командуя «Третим Брянским», Мокиевская обеспечивала прикрытие продовольственных эшелонов, вывозивших хлеб в центр России. Со своим бронепоездом участвовала в подавлении эсеровского мятежа в Ярославле [20]. В годы Гражданской войны в Москве были открыты кавалерийские курсы, впоследствии преобразованные в Первую кавалерийскую школу. Многие ее выпускницы служили в Первой конной армии. Эту школу в 1922 году окончила Александра Павловна Богат. После выпуска она была назначена командиром взвода 19-го кавалерийского полка Первой конной, затем начальником разведки 21-го кавалерийского полка [18].

К концу Гражданской войны в РККА служили около 66 тыс. женщин, что составляло около 2 % всего личного состава [4]. Система мобилизации женщин-военнослужащих в Красную армию была поставлена новым правительством «на поток».

Положения Конституции РСФСР 1918 года относительно обязательного призыва женщин на военную службу нашли развитие в Законе СССР «Об обязательной военной службе» 1925 года [18], но только в военное время. Право такого призыва предоставлялось Совету народных комиссаров Союза ССР по представлению Народного комиссара по военным и морским делам. На основании данного закона в мирное время на началах добровольности могли приниматься на военную службу трудящиеся женщины не моложе 18 лет и не старше 34 лет.

Таким образом, социальные практики военной службы женщин во время Первой мировой войны и Гражданской войны вместе с общественным процессом борьбы за равноправие женщин и возникновения многочисленных женских союзов привели к тому, что институционально была закреплена практика призыва женщин на военную службу в России. А в дальнейшем закрепленная социальная практика получила развитие во время Великой Отечественной войны, когда, по разным статистическим данным, на военной службе в армии уже было около одного миллиона женщин.

Список источников и литературы:

1. Батракова Л. Г., Краснова Г. Н. Женщины на военной службе в России: исторический аспект // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 3 – Том I (Гуманитарные науки).
2. Иванова Ю. Н. Проблем хватало и без них, но… // Военно-исторический журнал. 1994. № 6.
3. Оськин А. И. Надежда Дурова – героиня Отечественной войны 1812 года. М., 1962 г.
4. Иванова Ю. Н. Храбрейшие из прекрасных: женщины России в войнах. Издательство: Российская политическая энциклопедия. 2002 г.
5. Макеев С. Красны девицы, белы девицы… // Электронная версия «Совершенно секретно». [Электронный ресурс] – URL: https://www.sovsekretno.ru/articles/krasny-devitsy-bely-devitsy/ (дата обращения 20.11.2019).
6. Софронов И. Русские женщины – герои Первой мировой войны // [Электронный ресурс] – URL: http://www.bratishka.ru/archiv/2013/03/2013_3_14.php (дата обращения 25.11.2019).
7. Соколова А. Орлеанская Дева Белого Движения София де Боде // [Электронный ресурс] – URL: https://www.belrussia.ru/page-id-10080.html (дата обращения 30.11.2019).
8. Ворошилова С. В. Женские общественные организации начала XX века и борьба женщин в России за гражданские права // [Электронный ресурс] – URL: http://sdwomen.ru/history/24-jenskie-obschestvennyh-organizacii.html (дата обращения 05.12.2019).
9. Козак Д. Вятские женские батальоны 1917 г. // [Электронный ресурс] – URL: https://nabludatel.online/ (дата обращения 30.11.2019).
10. Кульчицкий В. М. Кодекс чести русского офицера, или Советы молодому офицеру. Н. Новгород. 2017 г.
11. Рычкова М. А. Женское движение 1917 года // [Электронный ресурс] – URL: https://runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=148782 (дата обращения 05.12.2019).
12. Бочкарева и женские батальоны // [Электронный ресурс] – URL: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/proiektzhienskiibatalonsmiertisudbaieghouchasnits (дата обращения 05.12.2019).
13. Женские батальоны смерти. Фотогалерея // [Электронный ресурс] – URL: https://white-idea.livejournal.com/12527.html (дата обращения 05.12.2019).
14. «Женщин, записавшихся в женском союзе доброволицами...» // Пермский вестник временного правительства. От 19 июля 1917 года.
15. Женский Батальон Смерти отправляется // Пермский вестник временного правительства. От 23 июля 1917 г.
16. Кручинин А. Екатеринбург во время Великой войны 1914–1918 гг. // Веси № 2. 2014 г. [Электронный ресурс] – URL: http://ukbki.ru/upload/content/files/vesi-2-2014-all.pdf (дата обращения 05.12.2019).
17. Бочкарева М. Яшка: моя жизнь крестьянки, офицера и изгнанницы. В записи Исаака Дон Левина. – М.: Воениздат. 2001.
18. Кирюшина Т. А., Паршина В. Н. Раз война, значит нужно на фронт. Советские женщины-военнослужащие в 1920–1940-е годы // Военно-исторический журнал. № 3, 2015. С. 63–68.
19. Романишина В. Н. Непривычное и странное сочетание воина с женским именем. Участницы Белого движения в годы Гражданской войны. // Военно-исторический журнал. № 3, 2013. С. 53–57.
20. Фаллер О. В., Мальцева О. В. Они были первыми… Женщины в Вооруженных силах страны // Военно-исторический журнал. № 3, 2017.С. 82–86.



THE ORIGIN OF SOCIAL PRACTICE OF ACCEPTING WOMEN TO THE MILITARY SERVICE IN THE RUSSIAN ARMY: THE INFLUENCE OF THE FIRST WORLD AND CIVIL WAR

M. A. Starkova

Abstract. The article analyzes historical examples of the participation of women in the hostilities of the Russian army during wars, including legends and mythological images preserved in historical sources and journalism. The analysis of the history of the emergence and spread of social practice of women in the army. An attempt was made to describe the first experience of women’s military service in the Russian army during World War I in «women’s death battalions» under the influence of the struggle of the women’s movement for equality, and the spread of this practice during the Civil War.

Keywords: women in military service, female death squads, the struggle for the equal rights of women in Russia at the beginning of the 20th century.