Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

О. В. Опрелкова


Аннотация. В данной статье представлены приемы и способы организации классной работы по преодолению трудностей восприятия Гражданской войны на уроках истории. Данные приемы направлены на преодоление трудностей складывания целостной картины по сложной теме. Обобщены проблемы при изучении темы.

Ключевые слова: Гражданская война, периодизация, приемы и способы преподавания, трудности, восприятие.

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными, политическими, этническими или религиозными силами (группами) внутри одной страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе. Признаками гражданской войны являются втянутость гражданского населения и вызванные этим значительные потери [1. С. 1].

Значимость и трудность темы обусловлена тем, что ФГОС предъявляет высокие требования к результатам обучения выпускников школы по истории: общество заинтересовано в людях, которые не только обладают широким историческим кругозором, но и не совершают ошибки прошлого, а только оценивают происшедшие события.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности: обилие информации, возрастные особенности, общение со сверстниками играет большую роль, чем учебная деятельность.

Одно из требований ФГОС: «Развивать мыслительную активность учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего». Наиболее затруднительными для учеников являются темы изучения войны. Обилие дат, имен, событий, умение работать с историческими источниками и исторической картой. Все это вызывает у учащихся непонимание истории. Одной из самых неоднозначных и сложных является тема «Гражданская война в России 1918–1922 гг.».

В данной статье представлен обобщенный опыт преодоления данных трудностей и проблем.

Одной из первых проблем для педагога является определение хронологических рамок Гражданской войны. До принятия Историко-культурного стандарта существовало множество подходов к теме. Мною применялась периодизация А. А. Данилова, где выделилось три периода: «мягкая война», «фронтовая война», «малая гражданская война». Начальной границей периодизации был захват власти большевиками в октябре 1917 года? и окончанием являлся 1922-й год. Сейчас принят ИКС, где Гражданская война начинается с февральских событий 1917 года и заканчивается переходом к НЭПу государства в 1921 году.

При работе над данной темой определились основные трудности изучения материла учащимися:
1. Сложность в запоминании событий, личностей, дат данного периода.
2. Военные действия на фронтах: работа с картой, определение действий фронтов.
3. Небольшое количество уроков по программе – 4 урока.
4. Создание местных правительств.

Для каждого этапа применялись различные приемы и способы преодоления трудностей у учащихся.

«Мягкая война». Данный этап посвящен событиям с октября 1917 года по май 1918 года. Основное внимание уделяется становлению нового государства, решению вопросов политической власти, прекращению Первой мировой войны, формированию блоков противодействия в будущей Гражданской войне. Основные приемы направлены на понимание и целостное восприятие данных событий. Для определения пути развития государства проводятся мини-дебаты о выборе формы правления и политического режима, где используются программные документы, мнения историков, исторические источники. Главный вопрос стоит в определение причин прихода большевиков к власти. Очень подробно, особенно в старшей школе, разбирается заключение Брест-Литовского мирного договора, учащиеся пишут критический анализ документа. При изучении вмешательства иностранных государств в дела России анализируется видеофрагмент «Интервенция» и составляется карта вторжения иностранных государств, при этом важны регионы захвата.

«Фронтовая война». Период охватывает май 1918 года и конец 1920 г., где происходят военные столкновения двух лагерей. Самая главная трудность этого периода – большой объем информации. В основной школе изучаются главные события южного и восточного фронтов, в старшей школе профильного уровня составляется таблица о событиях фронтов, тыла, где показаны конкретные действия двух противоборствующих сил. Для эмоционального и личностного восприятия трудной информации показаны видеофрагменты из фильмов «Адмирал», «Романовы: Венценосная семья». Для анализа экономической политики двух сторон изучаются программные документы А. В. Колчака, П. Н. Врангеля, А. И. Деникина и письма о политике «военного коммунизма» разных групп населения в 1918 году.

«Малая гражданская война». В данном периоде важно показать отношение отдельных слоев населения (крестьянства, дворянства, духовенства, буржуазии, отдельных групп красноармейцев) к новой власти, итоги экономической и политической деятельности большевиков, отношение к военным событиям. Учащиеся выбирают, к какому слою населения они хотели бы принадлежать, и подводят итоги Гражданской войны для «своего» социального слоя.

В этом году также использовалась памятка при изучении исторических деятелей данной эпохи. Основные критерии анализа личности: ФИО, годы жизни, должность, качества личности – влияние на деятельность (революция, война), интересные факты, свое отношение к исторической личности.

Гражданская война – это важная страница в истории государства, наша память, все сложные, трудные события периода отображают целую эпоху конкретных людей, судеб. Важно знать и понимать наследие наших предков, а задача учителя – в доступной, эмоциональной и глубокой форме преподнести события тех лет.

Список литературы:

1. Гражданская война [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия. – Режим доступа: https://bigenc.ru/military_science/text/2375217.



DIFFICULTIES OF PERCEPTION OF THE CIVIL WAR STUDENTS OF BASIC AND HIGH SCHOOL

O. V. Oprelkova

Abstract. The difficulties of Russian Civil War perception met by students of secondary and high school. This article covers ways how to organize class work to resolve difficulties in perception of Russian Civil War on History lessons. These methods are aimed to overcome difficulties and to provide holistic picture of the complicated topic. Common problems of studying this topic are summarized.

Keywords: Russian Civil War, periodization, ways and methods of teaching, difficulties, perception.