Н. А. Субботина, А. А. Винник, В. А. Арестов
Пермский государственный национальный
исследовательский университет
ФЕНОМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В МАТЕРИАЛАХ О СТУДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ГАЗЕТЫ «МОЛОТОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЗА 1945–1953 гг.
Аннотация. В статье рассматриваются различные формы студенческой активности послевоенного времени (до смерти Сталина в 1953 г.). Акцент делается на влиянии войны на жизнь и деятельность студентов историко-филологического факультета. Изучается творческая (концерты, спектакли), издательская (газеты, агитационные материалы, брошюры), политическая (выступления, собрания) активность студентов в послевоенные годы. Война привнесла в студенческую повестку большое количество новых тем (восстановление страны, дискурс мирного будущего, скорбь по ушедшим, воспоминания о войне). На основе исследуемого материала сделан вывод о незначительном влиянии Великой Отечественной войны на студенческую активность того времени. Статья написана по материалам Музея истории ПГНИУ, Архива ПГНИУ, ПермГАСПИ, ГАПК.
Ключевые слова. МолГУ, Великая Отечественная война, студенческая жизнь, Пермь, Молотов, ПГУ.
Великая Отечественная война оставила след на всех сторонах жизни советского общества. В тылу люди терпели непосильные лишения, отдавали себя фронту. Молотовский государственный университет имени А. М. Горького и созданный в 1941 году историко-филологический факультет в то время испытывали большие сложности в организации учебного процесса и быта [1].
Концепции П. Л. Вайля и А. А. Гениса о «мире советского человека», а также Е. Ю. Зубковой о послевоенном советском обществе [2, 3] говорят нам о том, что память о Великой Отечественной войне при Сталине была сведена до минимума. Авторы исследования задались целью проверить данные теории и исследовать дискурс о войне в материалах о студенческой активности газеты «Молотовский университет» за 1945–1953 гг.
О послевоенной жизни университета написано очень мало работ. Одной из первых таких работ был коллективный исторический очерк «Пермский государственный университет имени А. М. Горького» [4]. В этой работе тема послевоенной студенческой жизни раскрыта очень поверхностно, в контексте лишь определенных официальных событий. Позже вышла еще одна коллективная работа – «Первый на Урале» [5]. Но и здесь нет полного описания данного периода.
После окончания войны в университете о ней почти не писали. Первое упоминание мы находим в приказе ректора университета Р. В. Мерцлина № 106 от 6 ноября 1945 года по случаю празднования 28-й годовщины Октябрьской революции. В документе отмечается огромная роль войны в судьбе советского народа, восхваляются подвиги РККА. Вот что там написано о роли студенчества в послевоенное время: «Студенты с еще большей настойчивостью должны овладевать знаниями, трудиться на благо нашей Родины» [6]. Студенты должны и дальше служить родине учась и работая, развивая науку, а преподаватели воспитывать новые кадры. Сложности военного и послевоенного быта теряются в информационном поле и лишь скромно упоминаются в отдельных официальных отчетах [7].
В докладе о работе стенгазеты «За передовую науку» в период с 1 декабря 1945 г. по 1 апреля 1947 г. осуждалась работа ее авторов, которые не показывали подвиг женщин-студенток-участниц войны, умело сочетающих отличную учебу с общественной работой.
За 1946–1947 гг. мы находим еще меньше упоминаний о войне. Официальные документы университета «молчат», нет ни слова даже в годовщину Дня Победы. В 1948 г. в информационном поле университета возникает Холодная война. Бывшие союзники объявляются противниками [8]. В связи с этим можно заметить возрастание интереса к Великой Отечественной войне. Устраиваются научные конференции, в учебный план добавляются дополнительные часы на лекции и семинары по данной теме [9], [10].
В газете «Молотовский университет» от 27 мая 1948 г. можно прочитать хвалебную статью драмколлективу, поставившему спектакль «Константин Заслонов» о партизанском движении. Автор статьи, восхищаясь игрой актеров, подчеркивает образ главного героя – «беспартийного большевика» [11]! Трансляция идей героизма и беспрекословного подчинения властному дискурсу студентам прослеживается в статье газеты «Молотовский университет» под названием «Удар по космополитам»: «Они клеветали на патриотизм, сводя его к иррациональному… они говорили о восстановлении душ, считая их разрушенными, как и здания у советского народа… Ведь фашизм не мог разрушить благородство и величие советской души, мы, гордые и непокорные, вышли победителями» [12].
Советская власть делала акцент на парадной стороне войны, оставляя за рамками публичного дискурса травмирующий опыт. Особенно замалчивались просчеты командования в первые месяцы войны. Все, кто думали иначе, – подвергались травле.
Однако в печати особенно охотно упоминаются имена героев (например, в связи с годовщиной Комсомола): краснодонцы, З. Космодемьянская, А. Матросов. Но они здесь лишь для демонстрации того, как партия и Сталин воспитывали людей, готовых пожертвовать жизнью ради народа [13]. Очень часто студентам рассказывали о военном гении Сталина. Из истории битв ВОВ упоминается только Сталинградская битва (Сталинград, город имени Сталина, важный символ для советской власти) [14], [15], [16].
Одним из ярких примеров восприятия студентами историко-филологического факультета войны является стихотворение «Студент-солдат», написанное третьекурсником М. Бондаренко, которое было опубликовано в «Молотовском университете» в 1949 году. В нем затрагивается война в Маньчжурии, описывается сложная сталинская эпоха. Студент-солдат после войны должен постигать науки и быть патриотом Родины, любить Сталина. Вот так описывает свое состояние после баталий герой стихотворения:
«Прошли года… Минули дни сражений. Он вновь студент, Как восемь лет назад; Вновь познает Дух вековых творений Эпохи Сталинской Студент-солдат» [17]. |
Студенты факультета также проводили пропагандистскую работу на заводах и в госпиталях, читали лекции по военной тематике («И. В. Сталин великий полководец», «Комсомол в дни Великой Отечественной войны»).
В начале 50-х гг. Великая Отечественная война начинает замалчиваться. Такая тенденция прослеживается вплоть до 1953 г. Из ряда вон выбивается лишь лыжный поход на Камскую ГЭС в 1950 г. Во время него проходили лекции о Сталине, обсуждалась Сталинградская битва [18].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на официальном уровне в университете Великой Отечественной войне не всегда уделялось должное внимание. Если публикации выходили, то чаще всего они были глорифицированными. Авторы не писали обо всех трудностях войны. Акцент в статьях был сделан на преодолении войны и начале новой жизни. Великая Отечественная война – сложное время, тяжелое. Нужно ли было напоминать студентам, прошедшим войну, обо всех тягостях или стоило говорить о будущем? Газета «Молотовский университет» однозначно делала выбор в пользу второго варианта.
Список источников и литературы
1. Государственный архив Пермского края (ГАПК) Ф. р-180. Оп. 12. Д. 71. Л. 2, 7–8.
2. Вайль П. Л., Генис А. А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 3-е. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 368 с.
3. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953 гг. М.: РОССПЭН, 1999. – 229 с.
4. Пермский государственный университет им. Горького: Исторический очерк. 1916–1966 / Под ред. Ф. С. Горового. Пермь: Пермское книжное издательство, 1966. – 292 с.
5. Кертман Л. Е., Васильева Н. Е., Шустов С. Г. Первый на Урале. Пермь: Пермское книжное издательство. 1987. – 234 с.
6. Архив ПГНИУ. Отчет МолГУ за 2-ю половину 1945 года.
7. ГАПК. Ф. р-180. Оп. 12. Д. 71. Л. 2, 7–8, 55.
8. ГАПК. Ф. р-180. Оп. 12. Д. 86. Л. 40.
9. Архив ПГНИУ. Газета «Молотовский университет» за 16.04.1948.
10. ГАПК. Ф. р-180. Оп. 12. Д. 81. Л. 21.
11. Музей истории Пермского государственного национального исследовательского университета. Газета «Молотовский университет» за 27.05. 1948.
12. Архив ПГНИУ. Газета «Молотовский университет» за 31.03.1949.
13. Архив ПГНИУ. Газета «Молотовский университет» за 29.10.1948.
14. Музей истории ПГНИУ. Газета «Молотовский университет» за 31.12.1948.
15. ГАПК. Ф. р-180. Оп. 12. Д. 86. Л. 57.
16. ГАПК. Ф. р-180. Оп .12. Д. 89. Л. 54.
17. Музей истории ПГНИУ. Газета «Молотовский университет» за 27.05.1949.
18. Пермский государственный архив социально-политической истории. Ф. 717. Oп. 1. Д. 94. Л. 4.
«THE PHENOMENON OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
IN MATERIALS ABOUT STUDENT ACTIVITY OF THE
MOLOTOV UNIVERSITY NEWSPAPER FOR 1945–1953»
N. A. Subbotina, A. A. Vinnik, V. A. Arestov,
1-st year master students
Abstract. The article deals with various forms of student activity in the postwar period (before Stalin’s death in 1953). The emphasis is on the impact of the war on the lives and activities of students of the faculty of history and philology. Creative (concerts, performances), publishing (newspapers, propaganda materials, brochures), political (speeches, meetings) activity of students. In the postwar years, students continued to engage in various activities. The war did not bring new topics to the student agenda (except for the restoration of the country, greatness, attitude to Stalin, etc.). On the basis of the investigated material the conclusion about insignificant influence of the Great Patriotic War on student activity of that time is made. The article is written by «The Museum of history Perm State University», «Archive of Perm State University», «Perm State Archive of Social and Political History», «The State Archive of the Perm Krai»
Keywords. PSU, Molotov State University, the Great Patriotic War, student life, Perm, Molotov.