Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Б. П. Дементьев
Пермский государственный национальный исследовательский университет

МОЛОТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье анализируются реалии военного времени: эвакуация, перестройка промышленности, помощь фронту, а также особенности выражения таких производственных, социальных и общественных явлений, как производственно-техническое обучение, соревнование, стахановское движение, рационализация и изобретательство, транспорт, строительство, образование, литература и искусство, национальная специфика.

Ключевые слова. Эвакуация, промышленность, рационализация, изобретательство, сельское хозяйство, транспорт, образование, искусство, помощь фронту.


Военные условия поставили перед тыловыми регионами сложнейшую задачу – прием и размещение эвакуированных предприятий и населения. В Молотовскую область было эвакуировано 124 предприятия, 315 тыс. чел. населения [1]. Население некоторых городских и районных пунктов увеличилось в 2–3 раза; людей надо было размещать и на квартирах местных жителей. Не все и не сразу понимали необходимость потесниться, имели место случаи негативного отношения к эвакуированным. Потребовалась большая разъяснительная и организаторская работа местных органов власти.

Война поставила сложные задачи перед промышленностью. Уход в армию сотен тысяч квалифицированных рабочих вызвал на предприятиях огромную нехватку рабочих рук. Взамен ушедших приходили в основном молодые рабочие, большинство которых не имели навыков производственной работы. В Молотовской области к началу 1942 г. на промышленных предприятиях работало 200 тыс. чел. молодежи [2. Л. 4]. Молодые рабочие не всегда быстро и безболезненно входили в напряженный трудовой ритм, не всегда осознавали личную ответственность, свою роль в общей борьбе с врагом. Имели место случаи дезертирства с производства, нарушения трудовой дисциплины (прогулы, опоздания). Кроме того, молодых рабочих обычно сразу ставили к станкам, и это нередко приводило к порче оборудования, травматизму. Исправить положение призвано было производственно-техническое обучение. Эта работа развернулась особенно с 1942 г. Обучение велось как на производстве (стахановские школы, бригадно-индивидуальное обучение и др.), так и вне его. При общежитиях и клубах создавались технические уголки и технические кружки, организовывались циклы лекций по технике, демонстрировались технические фильмы. Интересной формой технической учебы являлись производственные экскурсии молодых рабочих на предприятии по маршруту детали, узла, которые они изготовляли. Увидев путь детали в технологическом процессе производства, увидев деталь в готовой машине, рабочие более осмысленно относились к своему труду.

Эффективным средством повышения уровня производства являлось соревнование. На предприятиях широко практиковались различные формы поощрения передовиков соревнования: присуждались переходящие красные знамена, почетные звания, вручались премии, предоставлялись материальные льготы; на многих предприятиях учреждались «книги почета». Результатом соревнования было повышение производительности труда. В Молотовской области рост производительности труда в промышленности доходил до 45 % [3. C. 48]. Трудовые коллективы в течение всей войны занимали первые или классные (призовые) места во Всесоюзном соревновании. Труженики Молотовской области 981 раз получали призовые места, в том числе 387 раз – первые [4. C. 1].

Широкий размах получило движение ударников, стахановцев, двухсотников, тысячников. В Молотовской области к концу 1941 г. только среди молодых рабочих каждый третий выполнял две нормы [5. C. 206].

Особое значение в годы войны придавалось режиму экономии, рационализации и изобретательству. Получили распространение декадники и месячники сбора рацпредложений и рейды по проверке их внедрения, печатная и наглядная агитация. В Молотовской области за войну внедрено в производство свыше 55 тыс. рационализаторских предложений, давших экономический эффект на 400 млн руб. [6. C. 75].

Объемная работа выпала на долю транспорта. Особенно напряженными для транспорта были первые месяцы войны, период массовой эвакуации промышленных предприятий и населения. За период массовой эвакуации с запада железная дорога Прикамья перевезла более 3 млн чел. и около 50 тыс. вагонов оборудования эвакуированных заводов [7. Л. 344].

Успешно работали речники Молотовской области. Если в довоенное время пароходства подчас не справлялись с заданиями грузоперевозок, то, начиная с 1942 г., большинство судов Камского бассейна преодолели отставание. Было перевезено за годы войны около 24 млн тонн грузов и свыше 15 млн пассажиров [8. C. 25].

Война потребовала новых подходов и методов в строительстве. Для строительства в годы войны особенно были характерны контрольные посты и ночные пикеты. Они контролировали выполнение графиков, организовывали соревнование. На железной дороге и на заводах-поставщиках также имелись контрольные посты, которые добивались своевременного выполнения заказов и быстрейшей их доставки на строительство.

Суровые испытания выпали на долю деревни, сельского хозяйства. Резко уменьшилось количество рабочей силы, снизилась механизация сельскохозяйственных работ. На производство пришли подростки и старики, место мужчин занимали женщины. И тем не менее уральцы за годы войны дали свыше 700 млн пудов (12 млн т) хлеба. Только Молотовская, Оренбургская, Курганская области и Башкирская АССР дали 21,3 млн пудов (341,5 тыс. т) мяса и 70,9 млн пудов (1,1 млн т) молока, много другой сельхозпродукции [9].

Система образования. Школы (из-за нехватки помещений) переходили на двух-, трех- и даже четырехсменные занятия. Остро не хватало учебников (в ряде районов Прикамья один учебник приходился на 4–5 чел.), бумаги, карандашей, обуви и одежды. Перестроился весь учебно-воспитательный процесс и, прежде всего, программы. Перестройка учебных программ шла в основном по линии введения военной тематики в предметные курсы и обучение учащихся военным знаниям и навыкам. На уроках истории акцентированное внимание уделялось темам борьбы с иноземными захватчиками. В курсе химии заострялось внимание на отравляющих веществах и средствах борьбы с ними; в курсе географии был введен специальный раздел топографии; на уроках математики производились военные расчеты; в процессе преподавания иностранных языков учащихся знакомили с военными терминами; на уроках литературы и русского языка брались тексты диктантов и примеры для грамматического разбора из эпизодов Великой Отечественной войны.

Война внесла значительные изменения в работу вузов. Резко сократилось число преподавателей и студентов. С учетом профиля вуза, факультета были введены циклы новых учебных дисциплин – артиллерии, аэродинамики, противохимической обороны, военной топографии, истории войн и военного дела, методики политпросветработы в Красной Армии, военно-медицинской подготовки и т.п.

Значительную роль в патриотическом воспитании масс играли литература и искусство. Плодотворно работали писатели в тылу. В Молотове в эвакуации работали В. А. Каверин, В. Ф. Панова, Ю. Н. Тынянов, А. А. Первенцев. В. Ф. Панова за произведение «Спутники» и «Кружилиха» была удостоена сталинских премий [10. C. 319]. Развитию литературы в трудное военное время способствовала и проведенная в 1943 г. научно-практическая конференция «Настоящее и прошлое Урала в художественной литературе».

Для популяризации богатства русской классической и советской литературы уже с осени 1941 г. в Прикамье начинают проводиться «Тематические вечера». Циклы программ были разнообразны: «Великие русские полководцы», «Героическое прошлое русского народа», «Великая Отечественная война советского народа», «Советская женщина в Отечественной войне» и др. Во многих таких лекториях работали особые группы, созданные для обслуживания детской аудитории. Примечательно, что деятельность секторов «тематических (литературных) вечеров» стимулировала появление новых литературных произведений, с которыми выступали сами авторы. В Молотове для программы «Дружба и товарищество» был написан рассказ М. Л. Слонимского «Неизвестный друг», для программы «Женщина в Великой Отечественной войне» – стихотворение В. Ф. Трутневой «Таня». Новый рассказ «Сережа Петров» о маленьком герое-патриоте написал С. А. Спасский специально для детской программы.

Широко использовались читательские конференции. Они посвящались значительным патриотическим произведениям: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Непокоренные» Б. Л. Горбатова и др. Такие конференции областного, городского, районного масштаба проходили на предприятиях, в школах. В Молотовской области только в 1944–1945 гг. было проведено 111 читательских конференций.

У художников в центре внимания была работа над оборонными плакатами, агитвитринами. Молотовское отделение Союза художников выпустило 190 плакатов («Урал кует оружие фронту», «Будь бдительным», «Язык на замок» и др.) общим тиражом 200 тыс. экз. [11. C. 268].

Плодотворно в годы войны было и творчество уральских композиторов. М. П. Фролов написал военно-патриотические песни, посвященные героям-уральцам («Уральцы бьются здорово», «Клятва уральцев», «Идут орлы уральские»). Создаются и крупные произведения: опера «Гроза», симфоническая поэма «Капитан Гастелло» В. Н. Трамбицкого, кантаты «Родина» и «Урал-богатырь» К. Л. Кацмана, балет «Каменный цветок» и «Триумфальная симфония» А. Г. Фридлендера [12. C. 233–234]. Для популяризации музыкальной культуры на базе областной филармонии организовывали музыкальные лектории. Большой популярностью пользовались тематические концерты-лекции: «Музыка в дни Отечественной войны», «Композиторы, запрещенные фашизмом», «Красная Армия в творчестве советских композиторов и писателей» и др. Помимо стационарной деятельности, организовывались выезды на предприятия, в клубы, госпитали. Умело использовался интерес людей к искусству, тематике Великой Отечественной войны. Так, с 23 июня по 23 августа 1943 г. в Молотове работала выставка произведений ленинградских художников «Ленинград в дни блокады»; за эти два месяца выставку посетило свыше 30 тыс. чел.

Активно участвовали работники искусств в художественном, культурном обслуживании предприятий, мобилизационных пунктов. Так, Молотовский оперный театр, работая на выезде, за 1942–1944 гг. дал 600 спектаклей и 280 концертов, обслужив шахтеров Кизела, химиков Соликамска и Березников, металлургов Лысьвы, нефтяников и бумажников Краснокамска, трудящихся других промышленных центров Прикамья.

Работники искусств большое внимание уделяли шефству в воинских частях и госпиталях. Только в госпиталях Свердловской, Молотовской, Оренбургской областей и Удмуртии была дана за годы войны 21 тыс. шефских спектаклей и концертов [13. C. 340]. Артисты выступали и в действующей армии. Бригады уральских артистов побывали с концертами на Ленинградском, Северо-Западном, Калининском, Воронежском, Центральном, 1-м Украинском фронтах. Выезжали они и к землякам – в Уральский добровольческий танковый корпус. Молотовская область сформировала 21 бригаду работников искусств [14]. Одна из фронтовых бригад за 1,5 месяца провела 122 концерта, проехав на грузовике 2,5 тыс. километров [15. C. 159]. После поездок руководители и члены бригад отчитывались в трудовых коллективах.

Составной частью воспитания масс являлась культурно-просветительная работа.

Художественная самодеятельность. К концу войны в Молотовской, Свердловской областях и Удмуртии насчитывалось более 6,4 тыс. кружков с числом участников свыше 110 тыс. чел. [16].

Кино. Широкой популярностью пользовались кинофестивали. На детском кинофестивале в Молотове в марте–апреле 1944 г. фильмы просмотрело более 10 тыс. детей, из них около 4 тыс. – в порядке школьных кинопоходов. В просмотре и обсуждении кинокартин молодежного кинофестиваля Молотовской области (май 1945 г.) участвовало более 75 тыс. молодых зрителей [17. Л. 82].

Значительно изменился национальный состав тружеников тыла. Так, перед войной в Прикамье, в Кизеловском бассейне проживало 86,1 % русских, 7 % татар, 4,4 % украинцев и 2,5 % относились к другим нациям и народностям. А летом 1943 г. на предприятиях Кизела работало: русских – 55,9 %, немцев – 14,5 %, каракалпаков – 8,2 %, украинцев – 6,9 %, татар – 4,5 %. Всего трудились люди свыше 50 разных наций и народностей. А на одном Лысьвенском металлургическом заводе трудились рабочие 43 национальностей.

На заводы, фабрики, шахты приезжали мобилизованные из Казахстана и среднеазиатских республик. Вновь прибывшие встречались с рядом трудностей. Особенно значительны они были для людей среднеазиатских национальностей. Подавляющее большинство их были среднего и пожилого возраста, ранее занимались только сельским хозяйством, многие не знали русского языка, были неграмотны, впервые оказались в условиях сурового уральского климата. Не везде и не сразу на местах удалось наладить их нормальное бытовое обустройство, производственную деятельность.

Война подвергла интернационализм суровому испытанию. Трудности военного времени, неопытность кадров, депортационная политика приводили местами к проявлениям шовинизма и национализма. Но не это было закономерным и определяющим. Отношения товарищества и взаимопомощи превалировали. Всевозрастающая помощь фронту, налаженное производство – тому свидетельство.

Урал в годы войны по праву стал становым хребтом обороны страны. Только один артиллерийский завод в Молотове выпустил более 48 тыс. мощных орудий. Урал давал свыше половины боеприпасов, производившихся в стране. По темпам и размерам промышленного производства в годы войны Урал занял первое место среди других регионов страны [18. C. 309].

Список источников и литературы

1. Подсчитано автором.

2. Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ). Ф. 564. Оп. 1. Д. 58.

3. Деятельность КПСС по повышению роли рабочего класса Урала в развитии промышленности. Свердловск, 1975.

4. Звезда. 1967. 14 апр.

5. История комсомола Прикамья. Пермь, 1968.

6. Возрастание руководящей роли Коммунистической партии в годы Великой Отечественной войны. Петрозаводск, 1985.

7. ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 12. Д. 33.

8. Вестник ЛГУ (история). 1972. – Вып. 3. – № 14.

9. Подсчитано автором.

10. Свердловск. Свердловск, 1948.

11. Очерки истории Пермской областной партийной организации. Пермь, 1971.

12. Культурная революция на Урале. Свердловск, 1966.

13. Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.

14. Подсчитано автором.

15. Панфилов А. П. Театральное искусство Урала. Свердловск, 1967.

16. Подсчитано автором.

17. ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 5. Д. 269.

18. Урал – фронту. М., 1985.

MOLOTOVSKAYA AREA AT YEARS
OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Dementiev B. P.,
Doctor of the History Sciences, Professor

Abstract. In article are analyzed: evacuation, realignment to industry, production-technical education, competition, rationalization, transport, construction, formation, literature and art, national specifics, help front.

Keywords: the evacuation, industry, rationalization, agriculture, transport, formation, art, help front.