Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Г. Л. Лекомцев
Пермский государственный
национальный исследовательский университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ШЕФСТВА И НАСТАВНИЧЕСТВА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ г. ПЕРМИ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассматривается работа по организации социалистического соревнования, шефства, наставничества, а также деятельность фронтовых, комсомольско-молодежных бригад, направленная на успешное выполнение планов в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова. Великая Отечественная война, фронтовые, комсомольско-молодежные бригады, соревнование, план, стахановцы, ударники, наставничество, шефство.


В годы Великой Отечественной войны вся жизнь страны, в том числе и Прикамья, была подчинена лозунгу: «Все для фронта! Все для победы!» Огромную роль в достижении победы сыграли труженики Западного Урала. Начавшаяся война поставила перед промышленностью Прикамья сложнейшие задачи. В область было эвакуировано 124 промышленных предприятия из Москвы, Белоруссии, Украины, 64 из них были размещены в областном городе. В июле 1941 г. в Пермь поступило оборудование 5 эвакуированных пороховых заводов.

В первые месяцы войны местные, а также эвакуированные предприятия, кроме больших проблем с размещением, обустройством, быстрейшим переходом на выпуск военной продукции, столкнулись с острейшей проблемой нехватки квалифицированных кадров. В первые дни войны на фронт ушли многие тысячи квалифицированных рабочих, техников, инженеров. В середине 1942 г. на многих предприятиях Орджоникидзевского района г. Перми работали женщины и подростки – около 35 000 человек [1]. Так, на Крюковском вагонзаводе женщины составляли 46 % от числа всех работающих, на лесозаводе работало 150 женщин, или 72 % от всего числа рабочих [2]. На завод им. С. Орджоникидзе пришло с начала войны 439 женщин, на Камскую нефтебазу – 69 [3].

Большую помощь партийным и советским органам в решении кадровых вопросов оказали женсоветы Орджоникидзевского района г. Перми. Они проводили значительную массово-политическую, организаторскую работу среди жителей района по привлечению их на работу, контролировали производственную деятельность вновь прибывших, помогали новичкам осваивать различные специальности и профессии. Одним из лучших в районе был женсовет судоремонтного завода в Заозерье (председатель Л. Брызгалова) [4]. Значительную роль в привлечении кадров на речном транспорте играл агитколлектив, который был создан на заводе при активном участии женсовета. Агитаторы не только проводили с населением беседы, читки изданий периодической печати, но и активно выявляли людей, желающих работать на речном транспорте. За короткое время было трудоустроено 69 человек [5]. Подобная работа проводилась и на других предприятиях района.

В начале войны в Орджоникидзевский район прибыли в эвакуацию Крюковский вагонзавод, химический и ряд других. Кроме этого район принял еще и несколько тысяч человек эвакуированных. Новые кадры, пришедшие на предприятия района, необходимо было срочно обучить навыкам новых профессий. Партийная организация судозавода в Заозерье в марте 1942 г., обсудив вопрос о подготовке кадров в РУ-22, указала на плохую организацию практических занятий, недостаточное количество учебных пособий, инструментов. В принятом постановлении партийная организация обязала директора завода, профсоюзный комитет обеспечить учащихся ремесленного училища всем необходимым, улучшить их бытовые условия, повысить уровень производственной практики, организовать досуг. За короткий промежуток времени руководство завода выделило цех молодым производственникам для практической работы, преподавательский коллектив был укреплен опытными рабочими, стахановцами, передовиками производства. Массово-политическую работу с молодежью стали проводить лучшие заводские агитаторы: Р. Семенова, А. Мамина и др. Были улучшены и жилищно-бытовые условия учащихся [6].

Руководство одного из цехов Крюковского вагонзавода поручило слесарю-стахановцу С. Корякину руководить группой учащихся РУ-8, который стал на практике передавать ребятам свой богатый производственный опыт [7].

На заводе им. С. Орджоникидзе администрация, партийная и профсоюзная организации организовали подготовку не только основных, но и массовых профессий. В каждом цехе были организованы стахановские школы, школы передового опыта, кружки техминимума и наставничества. Кадровые рабочие уходили в действующую армию, их заменяли женщины и молодежь, заблаговременно подготовленные на заводе. Благодаря продуманной и четкой работе, администрация и профсоюзная организация, несмотря на трудности военного времени, добились того, что коллектив завода сумел за короткое время ликвидировать проблемы, связанные с выпуском продукции [8].

На Крюковском вагонзаводе обучение вновь принятых рабочих велось через стахановские школы, индивидуальное и групповое обучение, технические кружки, прикрепление к опытным рабочим. Токарь-стахановец Н. Побережская за короткое время обучила своей профессии 12 человек, коммунист, кузнец Н. Константинов – 8 человек, коммунист, слесарь А. Великотрав – 9 человек и т. д. [9].

На многих промышленных предприятиях района была широко поддержана инициатива рабочих Уральского машзавода о создании фронтовых комсомольско-молодежных бригад. Зародившееся в годы войны движение стахановцев, ударников производства явилось важным фактором в деле мобилизации трудящихся предприятий по перевыполнению производственных заданий и планов.

На многих предприятиях района стали возникать фронтовые комсомольско-молодежные бригады, ежемесячно перевыполнявшие свои напряженные производственные задания в 1,5–2 раза [10]. И. Стронов, бригадир фронтовой бригады (в то время ему было 15 лет), при подписании соцобязательств в честь годовщины Великого Октября заявил: «… если я и моя бригада в количестве 6 человек подписали договор и дали слово Коммунистической партии, то мы сделаем все, что от нас требуется. Выпуск продукции увеличим вдвое». Слово свое они сдержали – годовой план бригада выполнила на 357 % [11].

В 1943 г. на предприятиях района действовали десятки фронтовых комсомольско-молодежных бригад [12], тысячи стахановцев, ударников производства. Как и по всей стране, в районе широко развернулось движение двухсотников, трехсотников, пятисотников и тысячников. В годы Великой Отечественной войны лучшие рабочие многих предприятий стали перевыполнять производственные задания не только за себя, но и за товарищей, ушедших на фронт. Выпускник ремесленного училища № 8 В. Макаров, рабочий завода им. С. Орджоникидзе, постоянно выполнял задания на 500 % [13]. На Крюковском вагонзаводе фрезеровщица В. Мордовенко после ухода двух товарищей по бригаде на фронт стала работать на трех станках, доведя выполнение дневной нормы до 375 % [14]. На судоремонтном заводе в Заозерье кузнец В. Царев выполнял производственную норму на 130–140 %, бригада грузчиков порта Левшино под руководством А. Нарчахметова выполняла свою дневную норму в среднем на 150–160 % [15].

Развернувшееся на заводе им. С. Орджоникидзе социалистическое соревнование выдвинуло в годы войны первых героев-двухсотников, трехсотников. Токарь В. Мальцев выполнял свои задания более чем на 300 %, электросварщик В. Скворцов – на 200 %, рабочая З. Кайгородова – на 250–300 % [16]. На заводе им. С. Орджоникидзе фронтовая бригада Е. Викторова всегда выполняла задание на 200–250 %. Бригада В. Соколова, объявив себя фронтовой, в сжатые сроки качественно обеспечивала своевременный ремонт станков и оборудования [17].

В 1943 г. в районе действовали десятки фронтовых комсомольско-молодежных бригад, трудились тысячи стахановцев, ударников производства [18]. На заводе им. С. Орджоникидзе работало 583 стахановца, 334 ударника; на Крюковском вагонзаводе – соответственно 135 и 52; бумажной фабрике – 60 и 12; в управлении «Стройпуть» – 72 и 29 [19].

Несмотря на значительные трудности в связи с переходом на выпуск военной продукции, уходом квалифицированных кадров на фронт, нехваткой металла, инструмента, электроэнергии, горюче-смазочных материалов, в результате проведенной партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями, советскими органами работы большинство промышленных предприятий района уже к середине 1942 г. стали перевыполнять производственные задания.

Таким образом, перевод экономики на военные рельсы, создание слаженной системы военного производства в тылу, появление десятков форм патриотических починов позволили труженикам Молотовской области внести свой вклад в дело обеспечения Красной Армии современной боевой техникой, вооружением и продовольствием.

Список источников и литературы

1. Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ). Ф. 100. Оп. 1. Д. 116. Л.158.

2. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 116. Л. 14.

3. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 104. Л. 23.

4. ПермГАСПИ. Ф. 112. Оп. 1. Д. 202. Л. 274.

5. ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 34, д. 10. Л. 96.

6. Селюнин В. А. Речники Камы в годы Великой Отечественной войны. – Пермь, 1973. С. 92.

7. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 116. Л. 51.

8. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 116. Л. 1–19.

9. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 116. Л. 27.

10. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 126. Л. 109.

11. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 126. Л. 110.

12. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 99. Л. 6.

13. ПермГАСПИ. Ф. 3437. Оп. 1. Д. 32. Л. 46.

14. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 39. Л. 52.

15. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 91. Л. 12.

16. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 96. Л. 111–112.

17. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 99. Л. 51.

18. ПермГАСПИ. Ф. 3437. Оп. 1. Д. 35. Л. 7.

19. ПермГАСПИ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 99. Л. 6.

TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT –
PRACTICES AND CONCERNS

Lekomtsev G. L.,
Associate professor, Department of History
and Archeology PSU, Candidate of History

Abstract. The paper looks at the practices of some territorial public self–governments (TPSG) in Perm in proactive engagement of the community residents into finding the solutions to the challenges. The paper considers both the positive TPSG practices: voluntary community work, sport competitions, cultural and recreational events, etc.- and the concerns that require solutions.

Keywords. Territorial public self-government; TPSG practices in dealing with community residents; Perm City Duma; population; recreational centers; voluntary community work; sport competitions; cultural and recreational events.