К. С. Жумабаева
Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
г. Алматы, Республика Казахстан
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ
НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941–1945 гг.)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания казахстанской молодежи на примере участия казахстанцев в Великой Отечественной войне. Воспитание и укрепление патриотизма является частью государственной программы, которая нацелена на формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Ключевые слова. Патриотизм, идеология, политическое сознание, молодежь, война, ценности.
Патриотическое воспитание молодежи – это часть государственной молодежной политики Республики Казахстан. Быть патриотом своей страны – всегда большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное достоинство. Но патриотами не рождаются, ими становятся. Причем патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не следует оценивать только как творческий процесс. Это еще и борьба за молодежь, будущее страны, борьба против таких негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма и экстремистские настроения.
Казахстан – государство с полиэтничной и поликонфессиональной общественной структурой – стремится к созданию единой идеологии, основанной на патриотизме, любви к своей земле. Это достаточно сложная задача, требующая последовательности, целостности и сохранения единства и общественного согласия.
Основным приоритетом национальной идеологии Казахстана, на наш взгляд, является проведение государственной власти политики по реализации стратегической конституционной задачи – «утверждать себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь права и свободы» [1].
У Н. Бердяева есть замечательные рассуждения о том, что «в патриотизме есть что-то более первичное и более связанное с духовными основами жизни, чем в политике. В чувстве национальном есть что-то более интимное и более глубокое, чем в государственном сознании. Тот, кто борется за родину, борется не за свои интересы и не за чужие интересы, а за ценность, стоящую выше всякого блага людского» [2].
В этом контексте одним из важных основ для формирования патриотического воспитания казахстанской молодежи является история Великой Отечественной войны (ВОВ) и участие в ней Казахстана.
С каждым годом все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, все меньше остается свидетелей тех страшных дней. Наш долг современников перед героями Великой Отечественной войны – не забывать о подвигах, которые они совершили, иметь полное представление о трагических и героических страницах Великой Отечественной войны. Война с фашистской Германией показала всему миру невиданную стойкость и мужество советского воина. «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет», – писал К. Симонов [3. С. 177].
Знание исторических событий создает основу для формирования патриотических чувств у современной молодежи. Тема Великой Отечественной войны не утратила своей актуальности, ведь это событие затронуло каждую семью. Тысячи молодых девушек и парней полегли на поле боя. Они были вдохновлены идеей победы. Своей жизнью они пожертвовали ради мира на земле.
Казахская ССР по нарядам Наркомата обороны СССР и добровольцами отправила на фронт около 1 млн 200 тыс. человек, а также в строительные батальоны и рабочие колонны трудовой армии – еще около 700 тыс. человек. Кроме того, около 178 тыс. человек к началу войны проходили службу в кадровых частях Советских Вооруженных Сил. Всего, таким образом, под ружье встали 1374 тыс. казахстанцев [4. С. 99]. Много это или мало? По итогам переписи населения 1939 г., в Казахстане проживало 6,2 млн человек. Даже с учетом размещения в республике примерно 1,5 млн эвакуированных жителей прифронтовой полосы и репрессированных народов процент мобилизации оказался очень большим.
Успех мобилизации обеспечили многие факторы: прежде всего, широко развитая сеть учебных подразделений всеобщего военного обучения, активное участие в этом деле Осоавиахима, спортивных добровольных обществ, общества Красного Креста, комсомола и профсоюзов. Всеми видами обучения в республике было охвачено около 2 млн человек [5. Л. 12].
Успеху содействовал также сравнительно высокий удельный вес (до 70 %) сельского населения (где уровень квалификации труда в те годы был сравнительно невысок, что облегчало замену уходящих мужчин женщинами, стариками и подростками). Сыграли положительную роль и возросшая грамотность всех слоев общества, и свободолюбивые традиции и узы дружбы народов, их вера в идеалы социализма и ненависть к фашизму. Все это позволило преодолеть воздействие сталинизма, чувство обиды на Советскую власть у тех, кто сам или его родные пострадали от них. Патриотизм народных масс, усиленный организующей деятельностью, пропагандой и личным примером коммунистов, проявился и во многих других делах людей на фронте и в тылу.
Как известно, первыми вступили в бой с врагом пограничники, а также солдаты и офицеры частей и соединений Советской Армии западных приграничных военных округов. Среди них были тысячи казахстанцев.
В районе Бреста боевое крещение приняли пограничники Г. Абдрахманов и В. Лобанов, стрелки В. Горянов и К. Иманкулов, артиллерист Г. Жуматов, минометчик В. Фурсов. У Владимира-Волынского совершил свой последний подвиг Герой Советского Союза С. Гуденко, до последнего удара сердца руководивший гарнизоном окруженного дота. На дальних подступах к Мурманску погибли, но не пропустили противника пулеметчики К. Кайдаров, Г. Окасов и К. Темиржанов. На киевском направлении стойко сражались полки 19-й танковой дивизии, за что их командиру генералмайору К. А. Семенченко, сыну украинского крестьянина из Павлодарской области, первому из наших земляков было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже звания Героя Советского Союза и Халык Кахарманы (Народный Герой) Казахской ССР присвоены Б. Бейсекбаеву, в составе экипажа бомбардировщика направившего подбитую машину в колонну вражеских танков в первые дни войны [6. С. 5; 7. С. 211–212; 8. С. 219–220; 9].
24 июня 1941 г. с германскими оккупантами скрестили оружие бойцы 219-й стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии майора И. И. Дементьева, три дня отбивавшие атаки фашистов южнее литовского города Шяуляя. Позже полк отступал к Нарве и Петергофу, прорывал блокаду Ленинграда и освобождал те места, которые оставлял в начале войны. У молдавских сел Пырлице-де-Сус и Морадень в районе г. Бельцы в бой вступил 78-й стрелковый полк 74-й стрелковой дивизии майора Ф. М. Титова, два дня сдерживавший румынскую дивизию, а затем, вырвавшись из окружения, с упорными боями отходивший к Умани, Николаеву, Днепру и Кавказу. Оба эти полка были сформированы в Казахстане еще в годы Гражданской войны, но и в начале Отечественной в их рядах служило немало наших земляков [10. С. 26–29].
Юго-западнее Волоколамска 14 октября вступила в бой алмаатинская 316-я стрелковая дивизия генерал-майора И. В. Панфилова. Упорно отражали атаки врага все подразделения, но особенно отличился батальон старшего лейтенанта Б. Момыш-улы. Наибольшую известность из воинов дивизии получили 28 человек («герои-панфиловцы», «28 героев-панфиловцев») из числа личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Бойцы 4-й роты во главе с политруком Василием Клочковым держали оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 км к юго-востоку от Волоколамска. В ходе 4-часового боя, уничтожив 18 вражеских танков, они совершили подвиг. И это лишь несколько примеров мужества и героизма казахстанцев в ВОВ.
Таким образом, проблема воспитания молодого поколения на примере опыта ВОВ в современных условиях является актуальной для Казахстана. Исторический опыт ВОВ способен оказать огромное влияние на формирование личности.
Патриотизм нельзя развивать без сохранения исторической памяти. История ВОВ является важнейшим плацдармом для активизации исторической памяти и интереса у молодежи Казахстана к своей славной истории.
Список источников и литературы
1. Конституция Республики Казахстан (дата обращения: 20.10.2019).
2. Бердяев Н. Патриотизм и политика (дата обращения: 20.10.2019).
3. Симонов К. М. Живые и мертвые. М., 1989. – 350 с.
4. Белан П. С. Память погибших за Родину – священная эстафета поколений //
Казахстан в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Сб. докладов и выступлений на Международной научной конференции, посвященной 55-летию Победы над фашистской Германией. А.-А., Комплекс, 2000.
5. Архив Президента Республики Казахстан (АПРК). Ф. 708. Оп. 5. Д. 452.
6. Шахов Н. А. Казахстанцы – защитники Брестской крепости. А.-А., Казахстан, 1964.
7. Герои Советского Союза – казахстанцы / Сост. Белан П. С., Калита Н. П. А.-А., Казахстан, 1968, т. 1.
8. Герои Советского Союза – казахстанцы / Сост. Белан П. С., Калита Н. П. А.-А., Казахстан, 1968, т. 2.
9. Казахстанская правда, 12 июля 1970 г., 21 февраля и 27 июня 1998 г.
10. Белан П. С. Казахстанцы в боях за освобождение Белоруссии и Советской Прибалтики: 1941–1945 гг. А.-А., Наука, 1988.
PATRIOTIC EDUCATION IN KAZAKHSTAN ON EXAMPLE
OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941–1945)
Zhumabayeva K. ZH.
Master of pedagogy, KazNU named after Al-Farabi
Abstract. The article considers the issues of patriotic education of Kazakhstani youth on the example of the participation of Kazakhstanis in the Great Patriotic War. The upbringing and strengthening of patriotism is part of the state program, which is aimed at creating a high patriotic consciousness among citizens, a sense of pride in their country, a willingness to fulfill their civic duty and constitutional duties to protect the interests of the homeland.
Keywords. Patriotism, ideology, political consciousness, youth, war, values.