Е. А. Конькова
Пермское суворовское военное училище
ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
«ПЯТЕРОЧКА» ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТАВКИ
«ПРИКАМЬЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ 1941–1945» ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АРХИВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Аннотация. Статья посвящена методике преподавания военной истории, как важному фактору формирования патриотизма, как ключевой составляющей гражданской идентичности. Автор делится опытом организации внеурочной деятельности с обучающимися по материалам региональной военной истории: проведение экскурсии и интеллектуальной игры по содержанию передвижной выставки «Прикамье в Великой Отечественной войне», созданной Пермским государственным архивом социально-политической истории. В статье показана роль игровых технологий в достижении предметных, личностных и метапредметных результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова. Федеральный государственный образовательный стандарт, результаты освоения образовательных программ, гражданская идентичность, региональная военная история, Великая Отечественная война, внеурочная деятельность, интеллектуальные игры.
Преподавание истории в школе – важнейший фактор формирования личности ребенка. История как предмет играет важную роль в формировании гражданской идентичности, одного из ключевых личностных результатов освоения образовательных программ, предъявляемых Федеральным государственным стандартом. Формирование гражданской идентичности включает в себя воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Важнейшим личностным результатом освоения программы основного общего образования является воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной [1].
Воспитание патриотизма важно строить на основе страниц военной истории нашей страны, материал военной истории – основа для извлечения личного примера, уроков мужества, образцов для подражания подрастающего поколения. Ключевым событием истории ХХ века нашей страны является Великая Отечественная война, события которой важно доносить до современных подростков. Также не менее важным является освещение роли региона в приближении Победы. Подростков нужно знакомить с ключевыми военными операциями, с образцами мужества и героизма, проявленными Героями Советского Союза, но не менее важно показать и жизнь региона в этот период. Педагог обладает большим разнообразием информационных ресурсов для этого. Особенно ценным является работа с разными видами источников. Учитель может не ограничиваться лишь рамками урока, у него в арсенале есть большие возможности проведения внеурочных мероприятий. В данной статье автор представляет свой опыт организации внеурочной деятельности по материалам передвижной выставки «Прикамье в Великой Отечественной войне», созданной сотрудниками Пермского государственного архива социально-политической истории.
В ноябре–декабре 2016 года на территории Пермского суворовского военного училища, благодаря сотрудничеству училища и ГКБУ «Пермский архив социально-политической истории», была организована передвижная выставка, отражающая роль Прикамья в Великой Отечественной войне. В училище были представлены пять баннеров, каждый из которых посвящен деятельности одного из родов войск Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: «Стрелковые части Красной Армии 1941–1945», «Артиллерийские и минометные части Красной Армии 1941–1945», «Бронетанковые части Красной Армии 1941–1945», «Авиационные части Красной Армии 1941–1945», «Войска связи Красной Армии 1941–1945». Содержание баннеров было составлено на документах из коллекции фотодокументов архива (фонд № 8043), коллекции документов краеведов Прикамья (фонд № 6330), коллекции документов участников Великой Отечественной войны (фонд № 6827), коллекции документов по истории пермских областных организаций КПСС и ВЛКСМ (фонд № 90) и личных фондов ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Материал выставки представлен на сайте ПермГАСПИ [2].
Данная выставка стала важным методическим материалом для преподавателей истории суворовского училища, так как специфика образовательного учреждения направлена на более глубокое изучение военной истории. Также выставка предоставляла возможность познакомить с региональной историей воспитанников, которые поступили в Пермское СВУ из других регионов России, приобщить воспитанников из Пермского края к истории своего региона. Для более подробного изучения и осмысления материала, представленного на выставке, преподавателями был организован ряд мероприятий, итогом которых стало проведение в каждой параллели интеллектуальной игры.
Первоначально по содержанию баннеров и текста экскурсии, предоставленного сотрудниками ПермГАСПИ, суворовцами и педагогами был составлен текст экскурсии для школьников среднего звена (в 2016 году в Пермском СВУ обучались суворовцы 5, 6, 7, 8 классов), проведены репетиции. Затем в течение недели в рамках урока или после уроков суворовцы 6-х классов провели экскурсии для остальных параллелей. После экскурсий среди обучающихся каждой параллели была проведена итоговая интеллектуальная игра «Пятерочка», а ученики-экскурсоводы выступали в этой игре как члены жюри.
Игра «Пятерочка» была создана для проведения внеурочных мероприятий в Пермском СВУ, она составлена по образцу игры «Десятка» Всероссийского движения интеллектуальных игр. В Пермском крае с правилами игр можно познакомиться на сайте Центра развития молодежи, являющегося координатором Всероссийского движения интеллектуальных игр в нашем регионе [3]. При организации и проведении игры были учтены возрастные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, специфика учебного заведения и цели мероприятий, в соответствии с этими факторами правила игр были адаптированы под условия проведения внеурочных мероприятий в Пермском СВУ, изменены ее правила и условия проведения. Игра «Пятерочка» разработана для внеурочного мероприятия длительностью не более 40 минут.
Игра «Пятерочка» представляет собой набор пяти раундов с набором заданий по пяти вопросам. Это командная игра. Оптимальная численность команды: 4–5 человек. Количество команд не ограничено. При проведении игры необходимо выбрать жюри, осуществляющее счетную функцию и роль арбитра в случае спорных вопросов. Также необходим ведущий, который организует процесс игры, следит за хронометражем и самостоятельностью выполнения. Строгое соблюдение хронометража позволяет избежать списывания и повышать степень самостоятельности выполнения заданий.
На выполнение каждого задания команде отводится пять минут. После сдачи листочков с решениями, во время подсчета членами жюри баллов, ведущим проводится разбор заданий. Опыт проведения игр показал необходимость подведения промежуточных итогов. Для удобства этого создается сводная таблица.
Название команды | Тур 1 | Тур 2 | Предварительный итог | Тур 3 | Тур 4 | Предварительный итог | Тур 5 | Итог |
В ходе проведения серии игр в формате игры «Пятерочка» были выделены следующие положительные стороны игры: данная форма мероприятия удобна тем, что она не затратна по времени, позволяет отработать содержательный материал через многократное проговаривание (при решении и разборе заданий), позволяет быстро проверить и наглядно показывать результаты и продвижение команд, что значительно повышает интерес у обучающихся, развивает умение работать в команде, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Данный вид деятельности можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности учителю истории: в качестве содержательной рефлексии после прохождения крупной темы (например, Великая Отечественная война), а также после проведения урока мужества, посвященного Дню воинской славы или крупному историческому военному событию; после посещения музеев, выставок; после лекций приглашенных специалистов. Предлагаем разработку заданий игры «Прикамье в Великой Отечественной войне» (с ответами), проведенной по материалам передвижной выставки.
Тур 1. «Вводный»
1. Кем представлена выставка, по которой была проведена экскурсия? (Пермский ГАСПИ – Пермский государственный архив социально-политической истории.)
2. Какие роды войск представлены на стендах? (Стрелковые войска, артиллерийские и минометные части, бронетанковые войска, военно-воздушные войска, войска связи.)
3. Были ли фронтовые действия на территории нашего региона в годы ВОВ? (Нет.)
4. Как назывался наш регион в 1940–1957 гг? (Молотовская область.)
5. Какой вклад внесли жители нашего региона в приближение победы? О чем рассказано на выставке? (Участвовали в боях, на заводах нашей области изготовляли порох, пушки, каски, моторы для самолетов и др.)
Тур 2. «Авиационные части Красной Армии 1941–1945»
1. Из каких частей состояла советская авиация в 1941–1945 гг? (Из истребительных, бомбардировочных, штурмовых, разведывательных и военно-транспортных частей.)
2. На каких истребителях летали советские летчики в годы ВОВ? (Ла 7, ЛаГГ 3, И-16, И 153, а также американский самолет Р-39 (аэрокобра.)
3. Какой самолет в годы войны называли «аэрокоброй»? (Американский истребитель Р-39.)
4. Что входило в обмундирование советских летчиков в годы ВОВ? (Шлемофоны, куртки кожаные с воротниками, шинель, кожаное пальто, гимнастерки, отстегивающая кобура, фуражки (названы не менее трех отличительных видов.)
5. Сколько жителей Молотовской области, служивших в летных войсках, получили звание Героя Советского Союза в годы ВОВ? (45, из них М. Одинцов и Г. Сивков – дважды.)
Тур 3. «Стрелковые части Красной Армии 1941–1945»
1. Перечислите вооружение стрелковых войск, представленное на экспозиции выставки. (Автоматы ППШ, ППС, винтовка Мосина с оптическим прицелом.)
2. Сколько пермяков, служивших в стрелковых войсках, получили за годы ВОВ звание Героя Советского Союза? (47.)
3. Где изготавливался порох для снарядов и ручных гранат? (Молотовский завод № 98 им. С. М. Кирова.)
4. На каком единственном в СССР заводе производились в годы ВОВ стальные шлемы образца 1940 года, использовавшиеся в пехоте? (Лысьвенский металлургический завод.)
5. В каком городе Пермского края расположен памятник, увековечивший подвиг советских пехотинцев и представленный на стенде? (Краснорвишерск.)
Тур 4. «Артиллерийские и минометные части Красной Армии 1941–1945»
1. Как в народе называли боевые машины реактивной артиллерии БМ-13? («Катюша».)
2. На чем помещали изображение орденов, полученных гвардейскими минометными частями? (На специальных чехлах, которыми закрывали рельсовые направления боевых машин.)
3. Какие части деталей для снарядов, которые использовались для ведения огня, изготовлялись на предприятиях: Молотовский завод № 98 им. Кирова __________________ Молотовский химический завод № 90 им. С. Орджоникидзе _________ Лысьвенский металлургический завод № 700 _____________________ Молотовский машиностроительный завод № 10 им. Ф. Дзержинского _______________________________
4. Отличительным знаком истребительно-противотанковых частей служил _______ (Нарукавный знак в виде ромба черного цвета с двумя скрещенными артиллерийскими орудиями золотого цвета.)
5. Где в Перми расположен памятник подвигу советских артиллеристов – 122 мм пушка на пьедестале? (При въезде в Мотовилихинский район, дамба около цирка.)
Тур 5. «Войска связи Красной Армии 1941–1945»
1. Что такое УНА-Ф-31, УНА-Ф-42 М? (Полевые телефоны.)
2. Где изготовлялись УНА-Ф-31, УНА-Ф-42 М? (Молотовский завод № 629, современный завод «Телта».)
3. В чем сложность работы телефонных кабелей? (Они обрывались при
бомбежке, немцы устраивали засады в местах разрывов.)
4. Чем был награжден сержант роты связи 475-го стрелкового полка 53-й стрелковой дивизии И. К. Баженов? (Нагрудный значок «отличный связист».)
5. Что применялось в войсках связи Красной Армии помимо полевых телефонов? (Полевые радиостанции.)
Выставка, организованная ПермГАСПИ, и ряд мероприятий позволили достичь как предметных результатов: углубление знаний о вкладе Молотовской области в приближении победы в годы Великой Отечественной войны, знакомство с составом и особенностями родов войск РККА в годы Великой Отечественной войны, – так и явились серьезным материалом для воспитания патриотизма на примерах мужества и героизма, проявленных жителями тыла, а также солдатами во время Великой Отечественной войны. Игровые технологии являются прекрасным материалом для формирования метапредметных образовательных результатов. В данном случае это регулятивные УУД: формирование умения понимать поставленную познавательную задачу, принимать решения по ее выполнению, организовывать работу в группе, проявлять инициативу и самостоятельность в решении проблемных познавательных заданий; воспитание культуры поведения на экскурсии; познавательные: применение знаний, полученных в ходе учебной деятельности и на экскурсии для решения познавательных проблемных заданий, установление причинно-следственных связей, построение логических умозаключений, выбор верного ответа, формулирование выводов, развитие логических операций сравнения, анализа, обобщения; коммуникативные: способность работы в группе, построение собственного высказывания, формулирование правильного ответа, умение донести до членов группы собственное мнение и аргументировать его.
Применение архивных материалов позволяет содержательно усилить изучение истории, различные виды источников предоставляют возможность разносторонне изучить материал, в нашем случае о роли региона в годы Великой Отечественной войны. Использование преподавателем разных форм работы с материалом, в том числе игровых технологий, повышают интерес к истории среди обучающихся среднего звена. Представленные в статье материалы могут быть применены и использованы в любом общеобразовательном учреждении для углубления знаний по военной и региональной истории.
Список источников и литературы
2. Пермский государственный архив социально-политической истории. Официальный сайт.
3. Правила игры «Десятка». Центр развития одаренности. Официальный сайт.
THE INTELLECTUAL GAME «PYATEROCHKA»
BY THE MATERIALS OF THE EXHIBITION «PRIKAMYE
IN THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941–1945» OF THE PERM
STATE ARCHIVE OF SOCIO-POLITICAL HISTORY
E. A. Konkova
Perm Suvorov military school of the Ministry of defense of the Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the teaching of military history as an important factor in the formation of patriotism as a key component of civic identity. The author shares her experience in organizing extracurricular activities for students based on materials of regional military history: conducting excursions and intellectual games on the content of the moving exhibition «Prikamye in the Great Patriotic War» created by the Perm State Archive of Socio-Political History. The article shows the role of gaming technologies in achieving personal and metasubject results to master the educational programs in accordance with FES.
Keywords.. The federal educational standard, the results of mastering the educational programs, civic identity, regional military history, the Great Patriotic War, extracurricular activities, intellectual games.