Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

С. В. Кистанов, Д. А. Шилова
Национальный исследовательский Мордовский государственный
университет им. Н. П. Огарёва

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассматриваются тенденции развития советской культуры в годы Великой Отечественной войны на примере Мордовской АССР. Отмечены поэты, прозаики и журналисты МАССР, рассказывавшие о подвиге советского солдата на войне, обозначается значение театра в деле подъема боевого духа Красной армии в борьбе с фашизмом, перестройка форм и мотивов изобразительного искусства в годы войны. В исследовании охвачены общие тенденции развития агитационно-пропагандистской деятельности СССР в 1941–1945 гг.: рассмотрены указы, постановления, регулирующие данную работу в разных отраслях культуры. Отмечается роль комсомольской и пионерской организаций в агитационной работе в период войны.

Ключевые слова. Великая Отечественная война, советская культура, агитационно-пропагандистская деятельность, искусство, театр, кинематограф, художники, библиотеки, Мордовская АССР, агитпункты, комсомольцы, МГПИ.


Великая Отечественная война 1941–1945 годов… Этот период в истории нашей Родины можно назвать по-настоящему трудным, но в то же время самым героическим. Об этой страшной странице в истории Отечества сказано, написано, сочинено, спето столько, сколько не счесть. И мы, неравнодушные граждане страны, не перестаем вспоминать доблесть советской армии, героизм тружеников тыла, борцов за справедливость и мирное небо над головой. Так, в преддверии 75-летия победы в Великой Отечественной войне хочется отметить культурный и идеологический подвиг советского человека. Основная проблема, которая освещается в моей работе, – это тенденции развития советской культуры в годы Великой Отечественной войны на примере Мордовской АССР. Таким образом, цель данного исследования – проанализировать роль советской культуры в духовном противостоянии фашистской агрессии. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач. Во-первых, выявить характерные черты культуры военного времени, проследить за ее развитием в рамках рассматриваемого периода в МАССР. Во-вторых, определить, как коммунистическая идеология в рамках советской культуры в годы войны смогла оказать непосредственное влияние на подъем патриотизма нашего народа, рассмотреть агитационную деятельность в МАССР. Актуальность же моей научной статьи состоит в том, что исследование основных направлений духовно-культурного развития происходило лишь на общесоветском уровне, нами же рассматривается проблема распространенности советской культуры и народного образования, приобщения к творческой деятельности в годы Великой Отечественной войны на микроуровне, более детально изучая Мордовию. Новизна же данной работы заключается в систематизации архивных и библиотечных данных Республики Мордовии, связанных с культурным развитием в военные годы.

Изменения в области культуры протекали во время страшных и кровопролитных военных действий, ситуация осложнялась эвакуацией духовно-культурных ценностей. Сотни и тысячи учителей, работников культпросвещения, деятелей искусства, науки ушли в Красную Армию защищать Родину, поэтому неудивительно, что многие произведения искусства этого времени были непосредственно созданы на фронтах. Так, в ряды действующей армии вступило более трети состава Союза писателей (около 1 тыс. чел.), 960 членов Союза художников. Укрепляли в советских людях уверенность в победе стихотворения А. Т. Твардовского и О. Ф. Берггольц, публицистические статьи А. Н. Толстого и М. А. Шолохова, симфонии С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Был смягчен административно-идеологический контроль в области искусства, литературы. В годы войны многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Особую же популярность получил в это время кинематограф. Благодаря ему фиксировались важнейшие события фронта (наиболее популярные документальные фильмы: «Берлин», «Битва за Севастополь»; художественные – «Зоя», «Два бойца» и др.). Известные артисты театра и кино создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт и в госпитали. Силами 42 тыс. работников на фронте было дано 440 тыс. концертов и спектаклей. Большую роль в развитии агитационно-массовой работы сыграли талантливые советские художники, оформлявшие «Окна ТАСС», создавшие патриотические плакаты и картины. Стоит отметить, что главными темами многих произведений искусства были сюжеты героического прошлого России, а также факты, свидетельствующие о верности Отечеству советских людей.

Интеллигенция Мордовии также не осталась равнодушной, она ковала победу духа и воли, помогая труженикам тыла и воинам на фронте преодолеть все испытания, выпавшие на их плечи в страшные военные годы. Трудности, вызванные войной, задержали, но вовсе не приостановили развитие культуры в республике. Из 34 поэтов и прозаиков МАССР 28 находились в рядах действующей армии. Многие из них работали в периодической печати. Так, например, П. У. Гайни (Поздяев) был специальным корреспондентом газеты «Советский воин», Э. Пятай (Е. И. Пятаев) вырос от обычного литературного сотрудника до редактора дивизионной газеты «За родину». Эти и другие мордовские журналисты освещали в своих изданиях темы подвига советского человека, зверства солдат-фашистов, рассказывали о происходящих событиях в том или ином регионе. Часть писателей-фронтовиков находили силы поддерживать связи с прессой в Мордовии. Так, активно сотрудничали с периодическими изданиями И. М. Девин, П. С. Кириллов, И. Д. Пиняев, Я. М. Пинясов [1. С. 282–283].

В МАССР в годы Великой Отечественной войны была свернута работа типографий, детских журналов, а Союз писателей Мордовии работал практически на общественных началах. Тем не менее литературное поприще в это время не умирало, оно лишь изменило свой характер. Поэты и прозаики печатались в мордовских изданиях, выступали на радио, митингах, концертах, встречались со своими читателями на литературных вечерах в госпиталях, библиотеках, институтах и школах. В 1943 году вышли целые сборники стихотворений на мордовско-эрзянском языке: И. Кривошеев «Народонь вайгель», А. Мартынов «Изнямос». Наиболее известными стихотворениями этого периода можно назвать «Войнань киява» («По дорогам войны») П. С. Кириллова, «Каштаз» («Венок») С. Е. Вечканова, «Кочказь лирика» («Избранная лирика») Н. Эркая, «Шобдавань заря» («Утренняя заря») И. М. Девина, «Изнятано минь» («Победим мы») И. П. Кривошеева, «Кочказь стихотвореният» («Избранные стихотворения») А. Моро [2. С. 205–263]. Особую популярность среди читателей получили следующие поэмы и драматургические произведения: «Монь ялгам» («Мой товарищ») А. С. Мартынова, «Норов ава» («Мать урожая») В. М. Коломасова, «Сазорка» («Сестричка») П. У. Гайни, «Народонь кис» («Во имя народа») Г. Я. Меркушкина. Все эти произведения содержали образ народа-победителя, сумевшего выстоять в борьбе с фашизмом, что воодушевляло советский народ встать в ряды защитников. Участие же мордовского народа на фронте отображено в очерках А. И. Инчина (о партизанах), И. Д. Пиняева, П. Б. Бардина, А. Фролова (о разведчиках), Н. Коломасова и А. Д. Ширяева (о летчиках), М. Л. Кяшкина и М. Л. Сайгина (о танкистах), М. Н. Бычкова (о военврачах) [3]. Анализируя произведения мордовской литературы, можно с уверенностью сказать, что она смогла передать в полной мере чудовищность войны, очень реалистично описать ее эпизоды.

Непростым испытаниям подвергся в годы Великой Отечественной войны и театр. 13 декабря 1941 г. директор мордовского музыкально-драматического театра пишет докладную записку председателю Совнаркома, секретарю обкома ВКП(б) и начальнику управления по делам искусств при СНК МАССР о работе театра. Необходимо было включить в репертуар такие спектакли, которые бы воспитывали у трудящихся священную любовь к Родине и гневную ненависть к врагу. На 1 июля этого года он дал 6 постановок; с 1 июля по 1 декабря 1941 г. театр дал 5 постановок, в их числе: «За родину», «Большевик», «Как закалялась сталь», «Парень из нашего города», «Беспокойная старость» (позднее были поставлены следующие, не менее значимые спектакли: «Тоска», «Холопка», «Фельдмаршал Кутузов»), явившиеся большими по своему идейно-художественному смыслу. Театр смог вызвать в зрителях патриотический порыв, обращаясь к произведениям, содержащим героические и трагические события из жизни страны. К 1943 г. в репертуаре театров имелось более 20 пьес, которые отражали мужество народа («Фельдмаршал Кутузов», «За Родину», «Трижды убитый» и другие). В марте 1945 года при участии критиков из Москвы и Казани в Саранске прошел смотр театральных представлений Мордовии. Артисты выезжали с концертами в самые опасные точки военных действий: более 20 актеров театра отдали свою жизнь Родине. По статистическим подсчетам, в Мордовии для воинов действующей армии было дано приблизительно 400 концертов, в госпиталях – свыше 1200 [4. Л. 109–114].

Не стоит забывать о большой работе, проделанной бригадой артистов Мордовского ансамбля песни и танца, которая приезжала поддержать советских солдат в далекое Заполярье. Артисты, выступавшие в труднейших условиях, предоставляли фронтовикам возможность эмоционально отдохнуть, набраться моральных сил. Заслуженным успехом у солдат пользовались баянист, рассказчик, руководитель бригады – Д. Г. Шаталов, молодые певицы – Л. А. Кузьмина и Е. И. Лимонникова, танцоры – Ф. И. Горячев и В. А. Красильникова. Многие из них мастерски представляли и национальные мордовские песни композитора Кирюкова, русские и украинские народные произведения [5. С. 30–73].

Существенная перестройка в связи с военными условиями произошла и в работе Союза художников Мордовии. Художники иллюстрировали сводки Совинформбюро, выпускали плакаты, активно сотрудничали с республиканскими газетами. Они стали организаторами двух крупных выставок в Мордовии, которые отражали военные будни страны.

Мощная агитационная деятельность 1941–1945 годов явилась одним из решающих факторов победы над фашизмом. Она смогла не только морально сплотить советский народ и воспитать его в духе социалистического патриотизма, но и укрепить в сознании людей идею В. И. Ленина о защите социалистического Отечества: «Все должно быть подчинено интересам войны».

При Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) в 1942 г. было создано 10 пропагандистских групп, которые выступали перед солдатами на фронте и в тылу, вели огромную организационную работу. Большую культурно-просветительскую работу проводили среди женщин-колхозниц, многие из которых в страшные годы войны инициировали организацию детских садов. На протяжении войны ВКП(б) оказывала поддержку всем сферам культуры, контролируя их деятельность. Так, например, в августе 1943 г. был издан указ ЦК ВКП(б) о мероприятиях по усилению культурно-просветительской работы в районах, освобожденных от немецко-фашистской оккупации. 4 февраля 1944 г. было выпущено решение СНК СССР «О мероприятиях по улучшению кинообслуживания населения». Кроме того, была оказана поддержка деятелям культуры и образования. Так, в августе 1943 г. вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о повышении заработной платы учителям, в июне же 1944 г. – сотрудникам библиотек и просветительских учреждений. Эти и другие мероприятия требовали значительных затрат, поэтому неудивительно, что за четыре года войны на политическое просвещение в одной РСФСР было потрачено 55 480 млн руб.

На агитационную деятельность в Мордовской АССР к концу войны сумма ассигнований на социально-культурные мероприятия составила 139 223 тыс. руб., или 76,2 % всего бюджета республики.

Чтобы эффективнее использовать печать в коммунистическом воспитании граждан МАССР, обком ВКП(б) предложил райкомам и горкомам партии оборудовать в колхозах, МТС, на промышленных предприятиях газетные витрины, на которые регулярно вывешивались бы газеты для общего чтения, у этих витрин проводить коллективные читки профессиональными ораторами. К 1941 г. в Мордовии функционировали до полусотни радиоузлов управления связи и других ведомств, было установлено более 16 500 трансляционных точек. Обком партии дал директиву райкомам и горкомам ВКП(б) установить в парках, на площадях, в райцентрах, в селах громкоговорители для коллективного обслуживания радиопередачами трудящихся МАССР [6. Л. 39].

К важнейшим событиям культурной жизни Мордовской АССР в период Великой Отечественной войны стоит отнести постановление Х пленума Мордовского обкома ВКП(б) о задачах областной партийной организации по усилению партийно-организационной и политической работы среди населения республики в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз. Данное постановление стало отправной точкой для агитационно-массовой работы. В нем выдвигалось требование систематически выступать перед рабочими, колхозниками, интеллигенцией с докладами о текущем моменте, о героической борьбе советской армии и о злейшем враге – фашизме, вселяя веру в победу Красной армии. Шире разворачивалась агитация с витрин «Последних известий» и «Окон ТАСС» [7. Л. 31–32].

Постановление бюро Мордовского обкома ВКП(б) от 4 декабря 1941 г. содержало в себе положение об усилении агитационно-пропагандистской работы на железнодорожных пристанционных пунктах. Так, были организованы агитпункты на всех станциях, вокзалах, которые были обеспечены центральными и местными газетами, политическими плакатами и лозунгами, радиоточками и витринами для газет. Помимо этого, установилось постоянное дежурство агитаторов и пропагандистов, которые могли обеспечить справками каждого желающего по политическим и другим вопросам. Уже к концу 1941 г. в Мордовской АССР действовало свыше 700 агитколлективов, объединявших более 6000 агитаторов [8. Л. 160–162].

В воспитании трудящихся в духе социализма огромную роль сыграли средства массовой информации. В годы войны в МАССР издавались три республиканские газеты: «Красная Мордовия», «Мокшень правда», «Эрзянь коммуна». Кроме того, существовали 32 районные и две многотиражные газеты. На страницах газет систематически печатались сводки Совинформ-бюро, материалы о международных и внутренних событиях, о героических подвигах земляков в бою и труде.

Увеличивались бюджетные ассигнования на культурное строительство, проводились смотры-конкурсы на лучшую работу клубов, создавались новые художественные объединения. Так, в 1942 г. возрожден колхозно-совхозный театр в Ардатове, в июне 1943 г. Мордовский музыкально-драматический театр реорганизован в два самостоятельных театра – республиканский театр драмы и республиканский театр оперы. Также в 1943 г. созданы Мордовский государственный оркестр народных инструментов на базе Темниковского любительского оркестра и Мордовская государственная филармония на базе концертно-эстрадного бюро. В марте 1945 г. открывается Дом народного творчества Саранска [5. С. 43–46, 49–50, 69].

В развертывании народного творчества большую роль сыграли смотры художественной самодеятельности, которыми были охвачены тысячи жителей Мордовской АССР [5. С. 61–63, 70].

В условиях войны изменилась и работа массовых библиотек: если до войны читатель шел за книгой в библиотеку, то в условиях войны книга пошла к читателю. Только библиотеками Наркомпроса Мордовии весной 1944 г. были направлены в колхозные бригады около 300 передвижных библиотечек и сотни книгонош [9. Л. 189–190].

Школьники МАССР под руководством учителей принимали участие во всех патриотических мероприятиях: собирали на фронт и теплые вещи, и денежные средства, дежурили в госпиталях, оказывали помощь семьям фронтовиков. Помимо этого, ребята выработали в колхозах свыше 7 миллионов трудовых дней.

Важную роль в агитационной общественной деятельности сыграла комсомольская организация, из которой 25 тыс. активистов ушло на фронт. В годы войны они организовывали митинги, собрания молодежи, смотры художественной самодеятельности, вечера поэзии и искусства. Ярким примером этой деятельности может послужить открытая в канун 25-летия организации выставка в Саранске под названием «Комсомол в Великой Отечественной войне». Стоит отметить также тесную связь комсомольцев со сформированными на территории республики воинскими частями: к каждому госпиталю были прикреплены две или три шефские комсомольские организации, которые помогали раненым [10. С. 358–359].

Был значителен вклад студентов-комсомольцев Мордовского государственного педагогического института в агитационно-пропагандистскую деятельность в годы войны. Учебный процесс и воспитательная работа в МГПИ подчинялись военной обстановке. В учебные планы больше включалось часов по военной подготовке и физкультуре, изучению оружия и санитарного дела, противохимической обороне. Действовала санитарная дружина в количестве 25 человек, противопожарная – 26 человек, отряд истребителей танков – 10 человек [11. С. 37–39].

Итак, представленное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что даже в это непростое время представителями культуры было создано огромное количество произведений, которые смогли укрепить в народе веру в победу Красной армии, а в солдатах – моральный дух. В ходе работы нам удалось выявить характерные черты советской культуры военного времени, определить роль и влияние коммунистической идеологии в рамках советской культуры в годы войны на подъем патриотизма народа, рассмотреть агитационную деятельность в МАССР. Несмотря ни на что продолжал работать театр, снимались фильмы, писателями создавались новые произведения прозы и поэзии, работали культурные учреждения. Трудящиеся Мордовии вместе со всем советским народом прошли через жестокую войну с германским фашизмом, отстаивая завоевания социализма и свое культурное наследие.

Список источников и литературы

1. Арсентьев Н. М. История Мордовии: от гражданской войны к гражданскому обществу. Саранск: изд-во МГУ им. Н. П. Огарева, 2010.

2. Захаркина А. Е. Мордовия в годы Великой Отечественной войны. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1962.

3. Мордовия в период Великой Отечественной войны / под ред. В. А. Юрченкова. Саранск: Изд-во ГУ НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2005. С. 34–37.

4. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). Ф. 269–3. Оп. 3. Д. 6.

5. Дорожкин М. В. Культурное строительство в Мордовской АССР. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1988.

6. ЦГА РМ. Ф. 269. Оп. 3. Д. 379.

7. ЦГА РМ. Ф. 269. Оп. 3. Д. 240.

8. ЦГА РМ. Ф. 269. Оп. 3. Д. 245.

9. ЦГА РМ. Ф. 269. Оп. 3. Д. 861.

10. Арсеньев Н. М. История и культура Мордовского края. Саранск: Изд-во МГУ им. Н. П. Огарева, 2008.

11. Макаркин Н. П. 2001 факт из жизни Мордовского университета. Саранск: Изд-во МГУ имени Н. П. Огарева, 2001.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOVIET CULTURE
DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Kistanov S. V.,
Candidate of Historical Sciences, Associate professor
Shilova D. A.,
Student, training direction «Political science»

Abstract. The article deals with the development of Soviet culture during the great Patriotic war on the example of the Mordovian ASSR. I noted poets, prose writers and journalists of the Mordovian ASSR, who told about the feat of the Soviet soldier in the war, the importance of the theater, in raising the morale of the red army in the fight against fascism, the restructuring of forms and motives of fine art during the war. The study covered the General trends in the development of propaganda activities of the USSR in 1941–1955. In particular, decrees, resolutions of various departments of MASSR regulating propaganda work in different branches of culture are considered. The role of Komsomol and pioneer organizations in propaganda work during the war is noted. In addition, as a student of the University of Mordovia, it was interesting for me to study the contribution of students and teachers of MSPI. N. A. Polezhaeva in propaganda work.

Keywords. The Great Patriotic war, Soviet culture, propaganda activities, art, theater, cinema, artists, libraries, Mordovia ASSR, propaganda points, Komsomol, MSPI.