Л. Н. Дзиговская
Государственный архив Тульской области
ТУЛЬСКИЕ ТЕАТРЫ В ПЕРИОД
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация. В статье анализируется театральная жизнь в городе Туле в период Великой Отечественной войны, как работали три городские театра: областной драматический им. А. М. Горького и два театра для детей: театр юного зрителя и театр кукол, – а также специфика репертуара, взаимодействие творческих работников со зрителями, отношение к артистам партийного и советского руководства и другое.
Ключевые слова. Театр, война, творческий коллектив, деятель искусства, актеры, зрители.
К началу Великой Отечественной войны в городе Туле работали три театра: областной драматический им. А. М. Горького и два театра для детей: театр юного зрителя и театр кукол.
Драматический театр им. А. М. Горького находился на проспекте Ленина, д. 51, бывшей Киевской улице, в здании дворянского клуба. В декабре 1917 года тульский военно-революционный комитет снял печати с дверей дворянского клуба, и здание вместе с театром передали в ведение художественно-театральной комиссии, состоявшей при отделе народного образования [1. Л. 93]. Отныне в нем разместился городской драматический театр.
В 1925 году на базе городского драматического театра сформировался Тульский государственный драматический театр, художественным руководителем труппы стал Ф. А. Строганов. Коллектив театра работал над постановкой историко-революционных пьес, произведений русских авторов. Хорошей традицией стало сотрудничество с советскими драматургами. В конце 1938 года, впервые в СССР, в Тульском драматическом театре поставили пьесу Л. Леонова «Волк». Во время репетиций присутствовал автор пьесы. В предвоенный период в Тулу приезжали драматурги А. Н. Арбузов, Г. В. Добржинский. В 1938 году в Тульском драматическом театре поставили пьесу Г. В. Добржинского на тему, связанную с историей тульского края, ‒ «Иван Болотников».
В 1939 году Тульский драматический театр им. А. М. Горького получил статус областного театра.
В предвоенный период в тульском театре укомплектовалась труппа, обновился репертуар. Весной 1940 года поставили пьесу Н. Погодина «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты». В роли В. И. Ленина выступали артисты А. Сасс-Тисовский и В. Политимский. Сценическому воплощению предшествовала серьезная подготовительная работа: изучались воспоминания современников и исторические документы, читали публицистику В. И. Ленина и И. В. Сталина. Постановщиком пьесы «Человек с ружьем» был талантливый режиссер Н. Н. Буторин [2. С. 20–21].
Летом 1936 года Тульский драматический театр гастролировал в Москве, показывали «Славу» В. М. Гусева, «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, «Живой труп» Л. Н. Толстого. Творческие находки нашли понимание у столичных зрителей, успех окрылил. Гастроли стали традицией. Летом 1941 года тульский театр гастролировал в Днепропетровске… декорации и костюмы остались в Украине.
С началом Великой Отечественной войны сплоченный актерский коллектив распался. Многие актеры ушли на фронт. В боях с гитлеровскими оккупантами пали артисты: И. Ю. Азаров, Д. С. Буравцев, А. Г. Галкин, А. Н. Грызлов, В. С. Кривицкий, В. М. Ломоносов, В. И. Максимов, К. Е. Самохин, П. В. Поречин, И. Б. Шершеневич, П. Ф. Эдин, П. Ф. Уткин.
В результате артобстрелов города осенью 1941 года здания драматического театра и театра юного зрителя были повреждены и стали непригодны для посещений зрителями. Но уже с 26 декабря того же года дирекция начала ремонтно-восстановительные работы: вставляли в окна разбитые стекла, монтировали отопительную систему, восстанавливали водопровод и канализацию [3. Л. 53]. Восстановление театров контролировал Тульский горисполком.
В феврале 1942 года, заслушав доклад директора драматического театра А. И. Генина о ходе работ по восстановлению здания, председатель горисполкома А. М. Любимов отметил, что работы проводятся неудовлетворительно. Для культурного обслуживания трудящихся театр должен быть восстановлен уже к 17 февраля 1942 года. Ремонт проводился подразделением МПВО. На том же заседании шла речь о восстановительных работах ТЮЗа [4. Л. 33–35].
Бойцы МПВО города успешно выполнили задачу по восстановлению здания ТЮЗа к 24-й годовщине РККА, к 23 февраля. За энергичную работу и руководство горисполком объявил благодарность начальнику штаба МПВО города Б. М. Латышенко, начальнику штаба МПВО Привокзального района В. И. Потапину, бойцам и командирам [3. Л. 185].
Согласно докладной записке, составленной начальником Тульского областного отдела по делам искусств А. М. Ильвовским в Тульский облисполком от 15 февраля 1942 года, здание драмтеатра и имущество сохранены, труппа – нет. ТЮЗ – здание и имущество сохранены, труппа – нет. Театр кукол – здание и имущество сохранены, обеспечены актерскими кадрами на 50 % [5. Л. 87].
Тульский облисполком 11 марта 1942 года в решении «О работе предприятий и учреждений искусств в 1 квартале 1942 года» рекомендовал в помещении Тульского областного драматического театра организовать концерты, «используя местные и московские концертные силы, одновременно вести подготовку к открытию во втором квартале стационарного драматического театра. Работу кукольного театра начать с 15 марта в помещении театра юного зрителя. Для обслуживания горняков Подмосковного угольного бассейна создать передвижные бригады типа малых форм, которые могли бы работать на любой площадке, вплоть до забоя» [5. Л. 90]. Партийные руководители города понимали значимость эмоционального настроения населения и фронтовиков.
В июне 1942 года появляется решение Тульского облисполкома «Об организации в системе областного отдела по делам искусств концертноэстрадного бюро в городе Туле» [6. Л. 369]. Вместо концертно-эстрадного бюро по приказу Комитета по делам искусств РСФСР от 29 октября 1943 года из Саратова в Тулу перевели театр музыкальной комедии [7. Л. 21].
Организационные вопросы уладились к середине ноября 1943 года, в Туле с 16 ноября театру сдано помещение ДК Тульского оружейного завода. С 13 декабря 1943 года труппа стала называться Тульский областной театр музыкальной комедии [7. Л. 24, 34].
Судя по приказам, труппа состояла из артистов московских театров. В 1944 году в составе труппы Тульского областного театра музыкальной комедии была фронтовая бригада.
Тульский областной театр музыкальной комедии не имел стационарного помещения, кочевал по клубам Тулы, Калуги, Тамбова, Мичуринска, районным городам и колхозам. Костюмы брали напрокат.
По решению Тульского облисполкома от 6 апреля 1948 года в связи с отсутствием стационарного помещения Тульский областной театр музыкальной комедии был расформирован [8. Л. 77].
Летом 1942 года из актеров российских театров заново создавали труппу драмтеатра и ТЮЗа. Заслуженный артист РСФСР И. М. Дуванин вспоминал: «… из оставшихся в Москве актеров сформировался коллектив для обслуживания призывных пунктов и оборонных заводов. Руководителем его был назначен заслуженный артист РСФСР Л. Л. Лукьянов, который включил в этот коллектив и меня. Я в тот момент был откомандирован из ополчения в распоряжение военкомата, где состоял на учете до призыва моего возраста. Потом мы поехали обслуживать Мóлотовскую волость, пробыли там зиму. Летом 1942 года нам предложили вернуться в Москву и направиться на работу в Тулу» [9. С. 49].
Театральный сезон в драмтеатре открылся 6 октября 1942 года, туляки заполнили зрительский зал. Под руководством заслуженного артиста РСФСР Л. Л. Лукьянова театр поставил ряд спектаклей, которые в дни победоносного наступления Советской Армии несли жизнеутверждающее эмоциональное звучание: К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт», «Нашествие» Л. Леонова. Малым составом в сокращенные сроки репетировали спектакли по пьесам на антифашистские темы: «Парень из нашего города» К. Симонова и «Продолжение следует» А. Бруштейна.
В годы войны театр обратился к героическому прошлому русского народа, к примерам его беспощадной борьбы с иноземными захватчиками – осуществил постановку пьесы В. А. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов». В репертуар включили пьесу О. С. Литовского и Шандора Гергея «Мой сын» о подпольной работе коммунистов. Большое внимание театр уделил драматургии А. М. Горького, поставив пьесы «Егор Булычев» и «Васса Железнова».
О представителях творческих профессий проявляли заботу и внимание руководители городского и областного исполкомов. Тульский горсовет 13 января 1942 года принял решение «Об организации специальной столовой для учителей, врачей и работников искусств» [10. Л. 50]. Согласно решению в трехдневный срок оборудовали спецстоловую и укомплектовали квалифицированными кадрами, здание находилось на улице Коммунаров, д. 6 (на сегодняшний день здание не сохранилось). Решение подписано председателем Тулгорисполкома А. М. Любимовым.
Приглашенных актеров, режиссеров, музыкантов расселили в гостинице. Тулгорисполком издал распоряжение от 7 августа 1944 года «Об обеспечении жилплощадью работников искусств». Согласно решению, творческих работников переселяли в дома домоуправлений и частного сектора в районах города. Председатели райисполкомов лично контролировали обеспечение жилплощадью режиссеров, артистов и музыкантов. В Центральном районе драмтеатру предоставили 20 комнат, театру музкомедии – 10 комнат, филармонии – 10 комнат. В Привокзальном районе для жилья актерам драмтеатра предоставили 5 комнат, театра музкомедии – 8 комнат, ТЮЗа – 17 комнат. В Зареченском районе для расселения актеров ТЮЗа – 7 комнат, филармонии – 3 [11. Л. 214–216]. Сохранились списки лиц творческого состава, нуждавшихся в жилой площади. В октябре 1944 года в Тулу приехала новая группа артистов для работы в драматическом театре, которых обеспечивали продуктами питания и жильем [12. Л. 59].
По решению городского и областного исполкомов выделяли дополнительные продукты питания творческим работникам. В марте 1943 года заболевшему артисту А. С. Лавут выдали кондитерские изделия и жиры [13. Л. 246].
К юбилеям артистов награждали ценными подарками и набором продуктов. В октябре 1944 года артиста Тульского областного театра музыкальной комедии А. И. Арбатова в связи с 25-летием творческой деятельности премировали ценным подарком стоимостью 4000 рублей [14. Л. 58].
10 марта 1945 г. по распоряжению Тулгорсовета в связи 25-летием сценической деятельности артисту И. М. Дуванину в гастрономе выдали: колбасы 5 кг, сахара 2 кг, сыра 3 кг, шпика 3 кг, масла сливочного 2 кг, печенья 5 кг, рыбы 5 кг, хлеба 6 кг, консервов 5 банок [15. Л. 101, 131].
Заслуженный артист РСФСР И. М. Дуванин пользовался уважением как исполнитель и общественный деятель, с 1944 года он возглавлял ТО ВТО.
Тульское отделение Всероссийского Театрального Общества в городе Туле было создано в 1939 году. С началом войны его деятельность пресеклась. Документы ТО ВТО за период 1939–41 гг. сохранились фрагментарно. В исходящих корреспонденциях хранится копия сообщения от 8 декабря 1942 года председателя ТО ВТО за подписью М. Л. Рошаля1 о том, что бухгалтерские документы, членские карточки и книги по учету уничтожены с IV квартала 1941 года при подступах немецко-фашистских войск к городу [16. Л. 6], часть документов вывезена на Урал.
Согласно исходящим документам, М. Л. Рошаль возглавлял ТО ВТО с декабря 1942 по декабрь 1944 г. Он вел переписку с правлением ВТО в Москве, корреспонденции адресованы Николаю Петровичу и Софье Иосифовне (Израилевне), фамилии не названы. Не без иронии он сообщал о своих «подвигах»: о проведении смотра художественной самодеятельности, об организации городской конференции зрителей, о состоявшемся семинаре руководителей художественной самодеятельности в Калуге. Его стараниями в конце декабря 1942 года, в канун нового 1943 года, открыли в Туле Дом актера [16. Л. 7].
По сообщениям М. Л. Рошаля, на 24 декабря 1943 г. в ТО ВТО приняты 52 человека, на 1 июля 1944 года в организации зарегистрирован 71 человек, еще 41 человек подали заявления, и их документы направлены на рассмотрение [16. Л. 42, 56].
На такой оптимистичной ноте в конце 1944 года закончилась деятельность в ТО ВТО М. Я. Рошаля, выбывшего в Москву. После него председателем правления ТО ВТО стал актер И. М. Дуванин.
Деятельность правления ТО ВТО акцентировалась на сотрудничестве мастеров сцены с молодежью. Поощрялось индивидуальное творческое шефство и контроль над созданием сценического образа. Правление ТО ВТО и мастера сцены консультировали кружки художественной самодеятельности, делились творческим опытом, как тогда говорили, «выращивали художественную самодеятельность в настоящую художественную единицу».
Задача – воспитывать новое поколение талантливой молодежи – возложена была на вновь созданные студии при театрах. Комитет по делам искусств при СНК СССР издал приказ от 22 августа 1944 года об организации студий при драматических театрах [17. Л. 1]. Испытания проходили в два тура. В приемной комиссии состоял Л. А. Фенин, заслуженный деятель искусств РСФСР, известный в то время киноактер. Заявления о приеме в студию подали 210 человек. Ко второму туру допустили 50 человек. Приняли в студию 27 учащихся: 13 юношей и 14 девушек в возрасте от 16 до 23 лет. Занятия начались со 2 октября 1944 г. [17. Л. 4].
Учащаяся студии Л. А. Малицкая (внучка известного историка церковного краеведения, преподавателя Тульской духовной семинарии) вспоминала: «Мне сразу сказали: вы будете учиться! И я побежала в госпиталь, где “работала”. Мне исполнилось тогда 17 лет, и я не могла быть оформлена как санитарка. Но я была донором. Денег за донорство не платили, но я находилась при передвижном госпитале, питалась вместе со всеми сотрудниками» [18. С. 328–329].
Директором студии назначили А. И. Вербовенко, художественным руководителем стал актер Н. П. Баженов. В студии преподавал Л. А. Фенин, в те годы он работал в труппе Тульского драматического театра, орденоносец, имел звание. Прекрасными педагогами стали мастера театра: И. М. Дуванин, Е. И. Чижова, А. Ф. Иртеньев, В. В. Кравченко, Н. Ф. Фарим-Фариновский. К преподавательской деятельности привлекли специалистов, не работавших в театре, – балетмейстера К. П. Якубова-Азарова и музыковеда В. С. Успенский. Студенты вспоминали, что у Н. П. Баженова была прекрасная мхатовская школа, он заканчивал класс у знаменитого исполнителя Н. П. Хмелева. Во время войны Н. П. Хмелев работал в Туле, но скоро вернулся в Москву [18. С. 334].
Студийцев зачислили во вспомогательный состав труппы, их задействовали в массовке, платили стипендию. Репетиции проводили режиссеры театра – Л. П. Лукер и В. В. Королевич. Для репетиций предоставляли сцену, включали занятия в репертуарный план. Студийцы готовили концертные номера, с которыми выезжали в госпитали, выступали в воинских частях. После отъезда Н. П. Баженова художественным руководителем студии стал режиссер В. В. Королевич, директором студии – артист А. И. Неверов. В студии учились участники войны, вернувшиеся с фронта по инвалидности, – В. А. Большаков, А. М. Катков.
Летом 1947 года студийцы защищали свои дипломные работы двумя спектаклями: «Старые друзья» по пьесе современного драматурга Л. Малюгина и «Воспитанница» А. Н. Островского. Кроме двух выпускных в репертуаре студийцев был курсовой спектакль – водевиль В. Сологуба «Беда от нежного сердца».
Газета «Коммунар» 22 апреля 1947 года поместила рецензию на спектакль «Старые друзья» под названием «Молодые актеры»:
«1944 год. Война. Грозовое время. Все силы напряжены для борьбы с врагом. И вдруг в газете объявление: открыт прием в драматическую студию при Тульском драматическом театре имени Горького. Объявление прозвучало резко и неожиданно, как крик петуха. Над страной занималась заря победы. […] Коллектив студийцев прошел хорошую начальную творческую школу, стал монолитной труппой. Это ярко подтвердил выпускной спектакль “Старые друзья” Л. Малюгина, состоявшийся на днях. Он, безусловно, значительное явление культурной жизни нашего города. Тульский драмтеатр за 170 лет своего существования впервые обнаружил способность воспитывать, формировать одаренную творческую молодежь. Это крупная победа, которой можно заслуженно гордиться» [18. С. 341–342].
После окончания студии молодежь планировала работать вместе. Делегация в составе А. М. Каткова, Е. В. Окользиной и режиссера В. В. Королевич направилась в Москву. В ЦК ВЛКСМ им рекомендовали молодежный театр города Белгорода. Здание театра оказалось разрушенным. Тульские актеры помогали восстанавливать белгородский театр, в промежутках между репетициями подносили трубы, кирпичи, таскали носилки с песком и цементом [18. С. 348–349].
Годы спустя воспитанницы студии Е. В. Окользина2 и Л. А. Малицкая влились в труппу Тульского драматического театра.
В годы войны одаренная творческая молодежь, составившая труппу театра юного зрителя, в составе концертных бригад выступала на призывных пунктах и в воинских частях, на вокзалах и в госпиталях. За годы войны работники ТЮЗа дали более трехсот концертов. Шли спектакли и в самом театре.
В документах областного отдела по делам искусств сохранился план мероприятий для тульских театров на январь 1943 года по обслуживанию школьных каникул. Тулоблисполком приказал организовать (имеется в виду организация коллектива театра для работы в дни школьных каникул) в Туле театр юного зрителя и театр кукол. Показывать по два спектакля ежедневно. Репертуар театра юного зрителя: «Большие надежды», «Дети-герои», «Тот, кого искали», «Испытание чувств», «Лекарь поневоле». Вновь подготовить спектакль к 1 января по пьесе Каверина «Митька в Кащеевой стране». Репертуар театра кукол: «Наш дом», «Сказка о силе», «Басни дедушки Крылова». Вновь подготовить спектакль к 1 января «Тула – родина моя». Организовать елку. Организовать встречу ведущих актеров со зрителями и обсуждение спектаклей. В областном драматическом театре имени Горького за период каникул дать не менее четырех утренних спектаклей. Репертуар: «Русские люди», «Парень из нашего города», «Дом на холме», «Машенька» [19. Л. 6].
Труппой театра кукол в короткие сроки в 1942 году был создан антифашистский монтаж «Сон в руку» («Действительность и сон Гитлера»). Литературной основой спектакля стала миниатюра сатирика Л. Ленча, опубликованная в сатирическом журнале «Крокодил». Спектакль показывали в здании драмтеатра, так как зал вмещал тысячу зрителей. Стационарная сценическая площадка театра кукол находилась в фойе театра юного зрителя [20. С. 567].
Воспоминания актеров тульских театров о работе в период Великой Отечественной войны собрал и опубликовал режиссер театра кукол И. М. Москалев3. Материал оформлен в жанре интервью, иллюстрирован фотографиями из семейных архивов, дополнен воспоминаниями самого автора, стихотворениями военных лет, отрывками из пьес. На исходе жизни автора, в 2011–2014 годах, издано три тома под названием «О, память сердца…».
Список источников и литературы
1. ГУ ГАТО. Ф. Р-95. Оп. 1. Д. 14.
2. Тульский театр имени А. М. Горького. Тула. 1952.
3. ГУ ГАТО. Ф. Р-252. Оп. 5. Д. 28.
4. ГУ ГАТО. Ф. Р-252. Оп. 5. Д. 27.
5. ГУ ГАТО. Ф. Р-2700. Оп. 1. Д. 27.
6. ГУ ГАТО. Ф. Р-2640. Оп. 2. Д. 10.
7. ГУ ГАТО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 2.
8. ГУ ГАТО. Ф. Р-2701. Оп. 1. Д. 34.
9. Тульский театр имени А. М. Горького. Тула. 1952.
10. ГУ ГАТО. Ф. Р-252. Оп. 5. Д. 39.
11. ГУ ГАТО. Ф. Р-252. Оп. 5. Д. 72.
12. ГУ ГАТО. Ф. Р-2640. Оп. 2. Д. 33.
13. ГУ ГАТО. Р-252. Оп. 5. Д. 49.
14. ГУ ГАТО. Ф. Р-2640. Оп. 2. Д. 33.
15. ГУ ГАТО. Ф. Р-252. Оп. 5.
16. ГУ ГАТО. П-5799. Оп. 2. Д. 4.
17. ГУ ГАТО. Р-1541. Оп. 5. Д. 4.
18. Москалев И. М. О, память сердца… Вып. 2. Тула. 2012.
19. ГУ ГАТО. Ф. Р-2700. Оп. 1. Д. 27.
20. Козлов С. А. Тульский государственный театр кукол // Тульская историко-культурная энциклопедия. Тула. 2019.
TULA THEATERS DURING GREAT PATRIOTIC WAR
Dzigovskaya L. N., Leading paleographer
Abstract. On the eve of Great Patriotic War, three theaters worked in the city of Tula: the regional drama theater named after A. Gorky and two theaters for children: the theater of the young spectator and the puppet theater.
Keywords. Theater, war, creative team, artist, actors, spectators.
1 Моисей Львович Рошаль (1909–1977) – актер, режиссер, художественный руководитель и главный режиссер Московского областного театра имени А. Н. Островского.
2 В ГУ ГАТО создан личный фонд документов В. К. Королевич и Е. В. Окользиной: Р-3954.
3 Москалев Игорь Михайлович (13.07.1932. Тула – 21.02.2015. Тула). С августа 1958 года работал инспектором Тульского областного управления культуры и одновременно преподавателем театральной студии при Тульском драматическом театре имени М. Горького. В 1959–1962 гг. учился на режиссерском факультете Театрального училища имени Б. В. Щукина при Государственном театре имени Евг. Вахтангова. С марта 1963 года был директором Тульского областного театра кукол, поступил учиться режиссуре кукольного театра у С. В. Образцова на Высших режиссерских курсах в ГИТИС им. А. В. Луначарского. В 1970 году вернулся в Тулу, стал главным режиссером Тульского областного театра кукол. Проработав на этой должности двадцать один год, поставил свыше шестидесяти спектаклей для детей и для взрослых.