Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Пермский авиамоторный завод в годы Великой Отечественной войны

Мотор прошел испытания. ПермГАНИ. Из неописанных документовНачало Великой Отечественной войны потребовало коренной перестройки на военный лад всей экономики СССР и в том числе промышленности. Армии нужны были пушки, танки, самолеты…

Одним из крупнейших промышленных предприятий Молотовской области (ныне Пермский край) был завод № 19 им. И.В. Сталина (ныне Пермский моторостроительный комплекс). Война застала завод в состоянии коренной перестройки производства двигателей воздушного охлаждения на двигатели водяного охлаждения. Это осложнило для завода переход на «военные рельсы». В то же время потребность в авиационных моторах была значительной, с июня по декабрь 1941 г. завод № 19 был одним из немногих моторостроительных предприятий в СССР, продолжавших серийный выпуск моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации. Шесть авиационных заводов, эвакуированных в Молотов (ныне Пермь), были размещены на площадке завода № 19.

Митинг рабочих завода № 19 им. Сталина, посвященный вручению переходящего Красного Знамени ГКО. 1942 г. ПермГАНИ. Ф. 8043. Оп. 1-Г. Д. 7. Л. Работа завода выстраивалась в соответствии с требованиями военного времени. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 8. Д. 358. Л. 20). Вместо нарушившихся старых связей с заводами-поставщиками, некоторые из которых были разрушены, а другие находились в состоянии эвакуации, устанавливались новые. Так, в 1941 г. «помощь сталями» моторостроительному заводу оказал завод № 172 (ныне Мотовилихинские заводы) (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 7. Д. 58. Л. 113–113 об.). Увеличился рабочий день, нормы выработки. По воспоминаниям бывшего рабочего завода Г.Ф. Семенова, перевыполнение плана на 300–400% стало нормой (В труде, как в бою. Из истории комсомольско-молодежных бригад в годы Великой Отечественной войны: сборник статей. – М., 1961. – С. 138 (ПермГАНИ. Ф. 2444. Оп. 1. Д. 5.)). Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600% (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 8. Д. 358. Л. 16).

А.Г. Солдатов, с 1942 г. директор завода №19. ПермГАНИ. Ф.8043. Оп.3-С. Д.46. Л.1.В мае 1942 г. директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 262. Д. 2806. Л. 4 об.). Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Завод начал работать в новом, ускоренном темпе. За успехи в выполнении производственной программы коллективу предприятия было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 8. Д. 358. Л. 10). Семь месяцев подряд завод удерживал это знамя.

Всего за годы войны заводом № 19 было произведено 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.

Ниже предлагаем вашему вниманию документы из фондов ПермГАНИ, иллюстрирующие работу Пермского авиамоторного завода в годы Великой Отечественной войны :

Информация секретаря парткома завода № 19 в Молотовский обком ВКП(б). 13 октября 1942 г. Ф.105. Оп.8. Д.358. Л.4-10 (документ PDF, 824 КБ)

Письмо руководства завода № 19 секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову, секретарю ВЦСПС Н.М. Швернику, наркому авиационной промышленности СССР А.И. Шахурину и 1-му секретарю Молотовского обкома ВКП(б) Н.И. Гусарову. 30 октября 1942 г. Ф. 105. Оп. 8. Д. 358. Л. 11. (документ PDF, 72 КБ)

Телеграмма руководства завода № 19 секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову, секретарю ВЦСПС Н.М. Швернику, наркому авиационной промышленности СССР А.И. Шахурину и 1-му секретарю Молотовского обкома ВКП(б) Н.И. Гусарову. 1942 г. Ф. 105. Оп. 8. Д. 123. Л. 221–221 об. (документ PDF, 75 КБ)