18 марта 2022 года исполнилось 95 лет со дня рождения замечательному пермскому педагогу - Козловой Галине Петровне (18.03.1927-24.02.2000).
С 1950 года на протяжении полувека Галина Петровна - профессиональный «преподаватель политэкономии» (так написано в ее дипломе МГУ) успешно учила своих многочисленных
студентов и слушателей теории и методологии политической экономии (ныне называемой экономической теорией). Почти 40 лет (с 1 сентября 1960 года до самой смерти) Галина Петровна
проработала в Пермском политехническом институте (ныне Пермском государственном техническом университете), где поставила и вела курс политэкономии для студентов -
экономистов.
Кроме того, на протяжении десяти лет она вела спецкурс в Региональном межотраслевом центре переподготовки кадров для ведущих инженеров и экономистов Пермской области.
Целая армия квалифицированных кадров трех поколений была подготовлена ею для промышленности Западного Урала.
Тысячи студентов и сотни специалистов учились у Галины Петровны не только самому преподаваемому ее предмету, но и тому, как она это делала, а сверх того – просто житейской
мудрости.
Целые династии экономистов – родители, потом дети считали Галину Петровну своим «семейным учителем».
Учитель с большой буквы - такой представала Галина Петровна перед своими слушателями. Блестящее владение предметом, строгая логика, концептуальное и сущностное изложение
материала, внимательность и терпеливость в обучении, личностная и эмоциональная окраска общения со слушателями - все эти качества были одинаково присущи педагогическому таланту
Г.П. Козловой. Она никогда не повторялась, ибо считала, что лекция должна захватывать слушателя, завоевывать не только его ум, но и душу, а достичь этого можно только в результате
импровизации и эмоционального диалога слушателем.
Она учила тому, чем блестяще владела сама: умению выразить мысль кратко, ясно и понятно, видеть за внешней кажимостью явлений их глубинную суть, опираться на концептуальное
осмысление фактов, а не на электическую смесь надерганных цитат.
Легкость и изящество ее лекций были не только результатом импровизации и эмоционального диалога со слушателями. Они венчали большой и кропотливый труд подготовки и к данной
лекции, и к лекциям везде и всюду. Вырезки, памятки, раздумья, схемы изложения - разложенные в разные папки, систематизированные до предела и обобщенные аналитическим умом Галины
Петровны - вот что лежало в основе ее интересных и содержательных лекций. Она готовилась к каждой лекции, всегда волновалась, потом анализировала получившееся. И чем лучше она
читала лекции, тем дольше и тщательнее готовилась - каждая последующая лекция в ее жизни должна была быть лучше предыдущей.
У многих своих слушателей Галина Петровна смогла сформировать те или знания, привить те или иные подходы, в том или ином ключе – разбудить мысль! Ее лекции были так
естественны, так «легки»… Но только ее родные могли видеть, сколько труда вложено в каждую лекцию, сколько времени Галина Петровна готовится и к конкретной лекции, и к лекциям
вообще.
Удивительно, но женщина, хозяйка дома с мужем, двумя детьми и пе-риодически еще с бабушкой, после того как все легли спать, садилась и читала. И не просто читала, а «вдумчиво
читала», подчеркивала, комментировала, вырезала наиболее интересные статьи из газет, делала выписки. Обладая острым критическим умом, безупречной логикой, Галина Петровна
практически «препарировала» чужие тексты, везде и всюду извлекая «зерно истины» для себя и для любимых ее студентов (или слушателей). Читать прочитанный ею текст было
наслаждением, ибо ее пометки давали возможность быстро уловить всю суть написанного. Она была идеальный референт!
Кроме того, у Галины Петровны было и еще одно замечательное качество, она умела систематизировать и беречь нужные бумаги. Поэтому после смерти Галины Петровны остались
десятки папок с выписками по методике преподавания политэкономии, как впрочем, и по самым разным другим вопросам. Читать эти папки, полные мысли, очень и очень интересно, а для
многих и поучительно. Все они теперь находятся в архивах Пермского ГАСПИ.
Своим педагогическим мастерством Галина Петровна щедро делилась с коллегами. Обобщение методического опыта, накопленного за многие годы, современное видение теоретических
и практических проблем, нашло отражение в неоднократных выступлениях Г.П. Козловой перед различными аудиториями, в том числе на Головном Совете по политической экономии
Минвуза РФ (дважды), на спецкурсах Латвийского госуниверситета (г. Рига). Разработанные Г.П. Козловой методико-методологические концепции отражены в публикациях журнала
"Экономические науки" за 1970-1980 гг. В последние годы ею был опубликован ряд работ по проблемам гуманитаризации высшего технического образования и воспитания учащейся
молодежи.
Успешная педагогическая деятельность Галины Петровны связана с ее научными исследованиями фундаментальных методологических проблем экономической теории и практики.
Доброжелательная, умная, принципиальная Галина Петровна как никто другой могла выслушать человека, дать ему мудрый совет, помочь. Скромный, обаятельный и отзывчивый
человек, мудрый советчик, блестящий аналитик, прекрасный лектор - такой осталась в сердцах многих Галина Петровна.
Доброжелательная, умная, принципиальная Галина Петровна как никто другой могла выслушать человека, дать ему мудрый совет, помочь. Скромный, обаятельный и отзывчивый
человек, мудрый советчик, блестящий аналитик, прекрасный лектор - такой осталась в сердцах многих Галина Петровна.