РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
Владимира Юрьевича Шахова
«Лысьвенская каска. Образ в творчестве художников, писателей и поэтов»
— Пермь, 2006. 36 с., илл.
«Лысьвенская каска» как образ в художественном творчестве ещё не был предметом внимания и изучения исследователей. Владимир Юрьевич предпринимает такую попытку впервые. Выбор темы совсем не случайный. Художников, писателей и поэтов вдохновляла на творчество прежде всего люди, которые и в тылу и на фронте не жалели сил для приближения Великой Победы. Солдатская каска сделанная в Лысьве не смогла бы войти в мифоэпическую парадигму нашего общественного сознания, если бы она сама по себе не представляла ничего особенного. Эта был результат огромной работы проделанной уральскими тружениками.
Книга является одной из глав неопубликованной рукописи «Лысьвенская каска» и делится на рассказы о творчестве художника Петра Артемьевича Оборина, А.С. Сысоева и А.Н. Брагина. Однако материал явно расположен неравномерно. Более подробно о первом и последнем скороговоркой о картине А.С. Сысоева.
Рассказ о литературном образе солдата Великой Отечественной войны, которому каска спасла жизнь в романе М. Шолохова «Они сражались за Родину» большая находка автора. Однако сразу напрашивается вопрос, а в других литературных произведениях на военную тему, какую роль писатели отводили этому важному атрибуту военного обмундирования. Не хватает также отражения этого вопроса в военной мемуаристики. Непонятно также включение материала о методических разработках, связанных с работой Лысьвенского металлургического завода в годы войны и темой в разделе «Основы воинской службы» и ОБЖ, а также в курсе математики. Слишком кратко, чтобы обобщить этот методический опыт и совсем непонятно, причем здесь главная тема книги.
Следующий раздел этого очерка — стихи, песни и баллады о солдатской каске является прекрасно написанной в целом, но нет логической концовки. Вообще в этой книге есть начало, но нет конца, так как текст песни может быть материалом, но никак не логическим завершением работы.
Представленная работа уникальна в интеллектуальном региональном пространстве по многим причинам. В настоящее время патриотические чувства уже не имеют такой ярко выраженной политической окраски. Любовь к своей «малой Родине» содержит не столько политическую, сколько нравственную основу и тем самым патриотизм становится «краеведческий». Данная работа яркое тому подтверждение.
Из достоинств следует отметить эмоциональность, яркость в результате выигрывает в целом работа, которая выходит за рамки обычной журналистики и носит научно-популярный характер
Данная рукопись заслуживает, на мой взгляд, публикации, так как представляет из себя вполне самостоятельную, законченную работу и найдет своего читателя. И совершенно бесспорно она соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода публикациям.
29.12.2006 г.
<<< Вернуться к списку