Связь с внешним миром

Провинция

Железная дорога связала Пермь с другими городами Российской империи. Работы по строительству Пермь-Котласской железной дороги Пермь – Вятка – Котлас были начаты в 1896 году и закончены в 1899 году. Временное движение по дороге началось с января 1899 года, постоянное же было открыто с 11/XI 1899 г. Линия же эта была присоединена с этого числа к Пермь – Тюменской железной дороге, которая с 1 января 1900 г. была переименована в «Пермскую железную дорогу».

Неопиханов А.А. Железнодорожные пути Урала. Пермь. 1912

Мегаполис

Навигация на реке Кама. Речные скоростные пассажирские суда на подводных крыльях проекта 340 «Ракета». [1967 – 1980-е гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф.1576 ВПД
Навигация на реке Кама. Речные скоростные пассажирские суда на подводных крыльях проекта 340 «Ракета». [1967 – 1980-е гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф.1576 ВПД
Пермский аэропорт. 1969. ПермГАСПИ Ф.8043. Оп.1-Е. Д.187. Л.1.
Пермский аэропорт. 1969. ПермГАСПИ Ф.8043. Оп.1-Е. Д.187. Л.1.
ТУ-204 в Перми. 1996-97 гг. Загуляевы. ПермГАСПИ. Ф.1524. ВПД
ТУ-204 в Перми. 1996-97 гг. Загуляевы. ПермГАСПИ. Ф.1524. ВПД
Ожидание электрички. [2000-е гг.] Загуляевы. ПермГАСПИ. Ф.1524. ВПД
Ожидание электрички. [2000-е гг.] Загуляевы. ПермГАСПИ. Ф.1524. ВПД
Камская ГЭС. 1970-е годы. Загуляевы. ПермГАСПИ. Ф.1524. ВПД
Камская ГЭС. 1970-е годы. Загуляевы. ПермГАСПИ. Ф.1524. ВПД
Пассажирские самолеты Ли-2, Ан-24 и Ил-18 на пермском аэродроме. [1967 - 1976 гг.]  А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф.1576 ВПД
Пассажирские самолеты Ли-2, Ан-24 и Ил-18 на пермском аэродроме. [1967 - 1976 гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф.1576 ВПД
Подготовка пассажирских самолетов Ил-18 к полету в пермском аэропорту.  [1967 - 1970-е гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф.1576 ВПД
Подготовка пассажирских самолетов Ил-18 к полету в пермском аэропорту. [1967 - 1970-е гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф.1576 ВПД
Выступление агитбригады студенческого отряда «Парма» перед работниками пермского аэропорта. 1987 г. ПермГАСПИ. Ф.8043. Оп.2-Ж. Д.2553
Выступление агитбригады студенческого отряда «Парма» перед работниками пермского аэропорта. 1987 г. ПермГАСПИ. Ф.8043. Оп.2-Ж. Д.2553
Пассажирский самолет Ту-124К на стоянке в аэропорту «Большое Савино». 1970-е гг. А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф. 1576. ВПД
Пассажирский самолет Ту-124К на стоянке в аэропорту «Большое Савино». 1970-е гг. А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф. 1576. ВПД
Строительство инфраструктуры аэропорта. 1960-е годы. А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф. 1576. ВПД
Строительство инфраструктуры аэропорта. 1960-е годы. А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф. 1576. ВПД
Подготовка пассажирских самолетов Ил-18 к полету. [1967 – 1978 гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф. 1576. ВПД
Подготовка пассажирских самолетов Ил-18 к полету. [1967 – 1978 гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф. 1576. ВПД
Экипаж пассажирского самолета Ту-134А-3. [1980-е гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф. 1576. ВПД
Экипаж пассажирского самолета Ту-134А-3. [1980-е гг.] А.Зернин. ПермГАСПИ. Ф. 1576. ВПД

1949 год - открытие пассажирской пароходной линии Пермь-Москва. 1955 год, май - открыта пароходная линия Пермь-Ростов-на-Дону через Волго-Донской канал 1961 год - началось возведение железобетонной стены фасада набережной Камы у Пермского речного вокзала. В 1964 году отправился первый рейс камского теплохода по маршруту "Пермь-Ленинград" через 6 водохранилищ и 3 озера. Со строительством речного вокзала Пермь получила "водные ворота". А в 1964-м году была облагорожена набережная, построена защитная подпорная стенка, создана прогулочная полоса, поставлены скамейки, установили красивую чугунную ограду. Водные ворота Перми получили свою первую современную огранку.

В 1967 году был сдан коммунальный мост через Каму. Река связала Пермь с другими городами, а мост связал разные части города друг с другом. В это же время формировались воздушные ворота города. В 1957 году аэродром перенесли в район станции Бахаревка - на юго-западную окраину Перми. Но новые реактивные авиалайнеры типа Ту-104 Бахаревка принимать не могла. Подходящая взлётно-посадочная полоса имелась у пермского истребительного авиаполка «Сокол», с 50-х годов разместившегося близ деревни Большое Савино. Аэропорт Большое Савино приступил к работе с декабря 1964 года. Первый рейс совершил самолет Ил-18 по маршруту Свердловск-ПермьМосква и обратно. Здание аэровокзала было построено только в 1967-м. Максимальный пассажиропоток аэропорта Большое Савино был достигнут в 1989 году и составлял 1 млн. 217 тыс. пассажиров.

Светлана Федотова. Интернет-проект "Реальная Пермь" .

Пермь социалистическая. Краткий очерк истории города с 1917 по 1973 гг. Пермь. 1973