Дмитрий Дмитриевич Смышляев, организатор пермского губернского земства
О деятельности и творчестве Д.Д. Смышляева достаточно много известно и уже написано. Историография работ о нем составляет внушительный список. Однако, как об организаторе Пермского губернского земства практически сказано вскользь в контексте его общей биографии или в контексте общей истории земств (Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура/В.Ф. Абрамов.-М.,1996; Богатырева О.Н. эволюция системы местного самоуправления в Вятской и Пермской губерниях (1861-февраль 1917 гг.).-Екатеринбург, 2004; Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России.-М.,1990.). Причины отсутствие пристального внимания к этой девятилетней странице (1870—1879 гг.) его биографии кроется прежде всего в том что Д.Д. Смышляева рассматривали, как известного благотворителя, просветителя, ученого, краеведа и это затмевала другие стороны его выдающейся деятельности на благо Пермского края и России.
На территории Российской империи земские учреждения были созданы на основе «Положения о земских губернских и уездных учреждениях», изданного 1 января 1864 г. (См.: ПСЗ.II.Т.39. № 40457). Первое в истории России земство начало свою работу в Самаре 28 февраля 1865 г. (Подробней об этом см.: Ларичев А.А. Самарское земство — первое земство России (по документам Государственного архива самарской области) //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества». — Пермь: «Пушка», 2006.-С.234–236.). К 1870 г. земства уже были введены в 30 губерниях из 33 предусмотренных Положением 1864 г. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.240.) Как отмечает историк, занимающийся проблемами становления Пермского земства С.Н. Плотников земские учреждения, как в рамках страны, так и в рамках одной отдельно губернии открывались неодновременно и «чересполосно». (Подробней об этом см.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.239.)
В самом начале своей деятельности (60–80 гг. XIX в.) земства вынуждены были заниматься организационными мероприятиями, выработкой решений и основных направлений деятельности. Если выражаться современным языком шло формирования формата деятельности этого нового института выборной власти. Выборы земских гласных, состоявшиеся в феврале—марте 1870 г., были первыми выборами в истории Пермской губернии, в которой никогда не производилось даже дворянских выборов. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.240.) В обязанности губернаторов входило проведение избирательной кампании в губернии. В силу соображений экономии и нарушений Положения численность первых уездных земских управ Пермской губернии была меньше, чем в среднем по России. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.241.)
На этих выборах Д.Д. Смышляев был избран в уездные (он владел землей в Ирбитском уезде), а затем и в губернские гласные от своего уезда. На губернском собрании в июле 1870 г. его избрали первым председателем Губернской Земской Управы. На этом посту он пребывал три срока — 9 лет. Это свидетельствует о высоком авторитет и доверии к личности Д.Д. Смышляева, тем более, что по численности гласных Пермское земство лидировало на Урале. Оно было более демократичным по составу по сравнению с земствами центральных губерний. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.240–241.)
Правительство передало Земству только хозяйственные дела, касающиеся «польз и нужд» данной губернии или уезда. Отделив хозяйственную область от общей администрации, оно раздробило местное управление между различными казенными и земскими учреждениями. Земству не предоставлялись финансовые средства. Основой земского бюджета было обложение недвижимых имуществ: земель, домов, фабрично-заводских предприятий и торговых заведений. Это были очень скудные средства. Расходы Земства делились на «обязательные» и «необязательные». К первым относились: дорожная, квартирная и подводная повинность, падавшие, главным образом на крестьянское население, а также содержание гражданских управлений, тюрем, мировых судов и др. Расходы на здравоохранение и народное образование считались «необязательными».
В начале 1870-х гг. Пермское земство значительно превышало средние показатели земств России по процентным отчислениям на подводную повинность; в середине 1870-х гг. — на дорожную повинность. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.241.) «Необязательные» расходы на здравоохранение и народное образование надо было увеличивать вопреки желаниям гласных. С.Н. Плотников считает Пермское губернское земское собрание первого созыва (1870—1873 гг.) «консервативным по духу» и в качестве аргумента приводит пример «боязни» «гласности», так как было принято решение не публиковать прения и заявления гласных. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.241.) На самом деле, дело не в консерватизме, а в желании скрыть от общественности мнение об «оптимизации» «необязательных» расходов.
Однако Д.Д. Смышляев проблему «гласности» земства решил. В 1871 г. он добился разрешения издавать губернской управе собственный сборник, в 1875 г. благодаря его усилиям начала работать земская типография. (Старовойтов А.Ф. Смышляев Дмитрий Дмитриевич //Краеведы и краеведческие организации Перми: Биобиблиографический справочник /Сост.: Т.И. Быстрых, А.В. Шилов.-Пермь: Курсив, 2000.- С.247.) Стали регулярно издаваться подробные протоколы земских собраний. Кроме того, была внедрена практика зачитывания протокола с предыдущего собрания. (См.: Шабалина Д.В. Журналы Пермского губернского земского собрания как источники информации о направлениях деятельности местных органов самоуправления // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.243.) Ещё одним важным достижением стало создание статистического бюро. Проведенные по инициативе земства статистические исследование стали образцовыми для подобного рода работ в других земствах России.
Исследователь Д.В. Шабалина на основе анализа отдельных выпусков Журналов Пермского губернского земского собрания определила основной круг вопросов, которые поднимались на заседаниях губернских земских собраний:
1. Утверждение губернской сметы, заведование капиталами и другими имуществами земства;
Устранение недостатка продовольственных средств и оказание пособий нуждающемуся населению разрешенными законом способами;
2. Содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений; устройство и содержание пристаней вне городских поселений и попечение об улучшении местных путей сообщения;
3. Вопросы школьного и внешкольного образования;
4. Устройство и содержание земской почты;
5. Вопросы земского страхования имущества;
6. Строительство земских лечебных и благотворительных заведений; попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, а также сирот и увечных;
7. Участие в мероприятиях «по охранению народного здравия» (Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г.), развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении, а также участие в ветеринарно-полицейских мероприятиях;
8. Вопросы развития торговли и промышленности;
9. Охрана природы: «полей и лугов от порчи и истребления вредными насекомыми и животными»;
10. Удовлетворение возложенных в установленном порядке на земство потребностей воинского и гражданского управления;
11. Разрешение судебных дел. (См.: Шабалина Д.В. Журналы Пермского губернского земского собрания как источники информации о направлениях деятельности местных органов самоуправления // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.243)
Одной из важных дел на посту председателя Губернской Земской Управы стал ремонт Сибирского тракта. В 60-х годах ХIХ в. Сибирский тракт пришел в видимое «расстройства». В связи с этим в 1861 г. начальник Пермской губернии неоднократно заявлял членам губернской строительной и дорожной комиссии о «дурном положении» дороги, которая стала «не безопасна для езды». Пришли в негодность некоторые станции Сибирского тракта — Бисертская, Кленовская, Киргишанская. По поручению строительной и дорожной комиссии архитектор Карвовский сделал осмотр и описание тракта от Перми до границы Тобольской губернии и сделал вывод, что дорога не исправна на протяжении 150 верст из 742 (то есть на 20,2%). Несмотря на неутешительные выводы вплоть до 70-х гг ХIХ в. ситуация не улучшалась, а наоборот ухудшалась.
В 1872 г. проезжавший по Сибирскому тракту президент Географического общества в Вене профессор Гохштеттер в сообщении о своей поездке на съезде естествоиспытателей в Берлине 28 апреля 1873 года, описав неудобства, испытанные им при проезде по тракту, говорил в заключении следующее: «Это состояние тракта становится понятным, когда увидишь необыкновенное сообщение по нему и услышишь, что в последние годы для поддержания его не делалось почти ничего. Я не поленился считать число повозок с грузом, которое мы встречали во время нашего четырехдневного переезда из Екатеринбурга в Пермь, Я насчитал 3.568 телег; сколько ещё я их проспал — не знаю. Эта цифра дает уже около 10 телег на каждую версту или километр, а кроме того мы встретили около сотни экипажей с пассажирами; на некоторых станциях мы находили 10–12 экипажей, ожидающих перепряжки лошадей и до 30 транспортов с арестантами, следующими в Сибирь. После этого нельзя удивляться, что мы нашли этот тракт, по которому совершается столь громадное движение, в действительно ужасном положении, если он, десять лет тому назад, как нам говорили и был ещё хорош». (Цит по кн.: Обзор документов по истории дорожного строительства/сост.: С.Н. Шереметьева, Н.В. Хомякова; Гос. архив. Перм. обл. — Пермь, 1996.)
Именно на эти годы приходятся коренные преобразования в России (земская, судебная, городская и др. реформы). И как водятся на Руси от реформ и революций почему-то количество плохих дорог и дураков катастрофически возрастает. В 1865 г. одновременно с образованием Министерства путей сообщения были упразднены дорожные комитеты и их функции передали вновь открытым земским учреждениям, которым предоставляли право разделить дороги на две категории — губернские и уездные. В структуре Пермской губернской земской управы, действовавшей с 1870 г. одновременно учредили дорожный отдел.
Однако только через три года в 1874 г. по инициативе губернской управы инженер путей сообщения Немир составил проекты и сметы на капитальное исправление и устройство дорожных сооружений и тракта. Содержание Сибирского тракта из разряда уездных повинностей перевели на губернский сбор. В 1875 г. и весной 1876 г. прошли первые крупномасштабные ремонтные работы.
Командированный Министерством Внутренних Дел инженер, действительный статский советник А.И. Штукеберг, осмотрев тракт в августе, сообщает, что он «нашел тракт, за некоторым исключением, в весьма хорошем состоянии <…> В текущем и прошлом годах произведено весьма много работ для улучшения тракта и принятые для этого способы, по местным условиям, правильны и целесообразны. <…> Технический надзор за производстом работ обставлен… весьма хорошо». (Цит по кн.: Обзор документов по истории дорожного строительства/сост.: С.Н. Шереметьева, Н.В. Хомякова; Гос. архив. Перм. обл. — Пермь, 1996.)
Д.Д. Смышляев сыграл огромную роль в развитии крупнейшей дорожной магистрали. С этого момента Пермское земство уделяло дорогам чрезвычайно большое внимание. Так, в 1887 г. всеми земскими учреждениями России было израсходовано на дорожную часть 6% общей суммы земских расходов, а вот расходы пермского земства на дорожную часть составляли 10,6%.
Но если дорожные расходы были обязательными для земств и здесь Д.Д. Смышляев лишь только «перевыполнял» взятые земством обязательства, то прежде всего поражают успехи Пермского земства в области «необязательных расходов» на здравоохранение и образование.
По инициативе Д.Д. Смышляева в 1871 г. была введена ставка санитарного врача. На эту ставку в 1872 г. был приглашен И.И. Моллесон, который стал, таким образом, первым санитарным врачом в России. (См.: Шестакова Т.Ю. Д.Д. Смышляев и. И. Моллесон: конфликты председателей губернских управ и земских врачей //Страницы прошлого: Избранные материалы краевед. Смышляевских чтений в Перми.-Вып.4/Сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов.-Пермь, 2003.- С.220.) Одновременно была организована постоянная санитарная комиссия во главе со тсрашим врачом губернской земской больницы В.И. Дунаевым, призванная изучать здоровье населения. В состав комиссии вошли все врачи города. Некоторые советы по новой организации пермской губернской управе дал Н.И. Пирогов. (См.: Шестакова Т.Ю. Д.Д. Смышляев и. И. Моллесон: конфликты председателей губернских управ и земских врачей //Страницы прошлого: Избранные материалы краевед. Смышляевских чтений в Перми.-Вып.4/Сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов.-Пермь, 2003.- С.220.) В августе 1872 г. собрался первый съезд земских врачей Пермской губернии. Издавались «Записки постоянной санитарной комиссии» и «Материалы для медицинской статистики Пермского края». Вскоре во все узды Пермской губернии были назначены санитарные врачи с подчинением губернской управе. Всего в стране полная санитарная система существовала только в 9 губерниях, в том числе и Пермской. (См.: Шестакова Т.Ю. Д.Д. Смышляев и. И. Моллесон: конфликты председателей губернских управ и земских врачей //Страницы прошлого: Избранные материалы краевед. Смышляевских чтений в Перми.-Вып.4/Сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов.-Пермь, 2003.- С.220–221.) По его инициативе были открыты родильное отделение земской больницы, амбулаторная лечебница для домашних животных, оспенный институт при Александровской больнице, земская ветеринарная фельдшерская школа и т.д. и т.п.
В конце 70-х годов Пермское губернское земство по инициативе Д.Д. Смышляева стало больше, чем все остальные земства в России тратить на образование. Им был составлен проект устройства Пермской земской учительской семинарии и создана особая дирекция народных училищ. В результате начался бурный рост земских школ. Количество земских школ с 1871 г. по 1904 г., то есть за 35 лет увеличилось в 5,6 раза.
Таблица № 1. Динамика роста земских школ в сравнении со школами ведомства МНП и Св. Синода в Пермской губернии (См.: Слудковская И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX — начале ХХ века.-Пермь: Изд-во,1998.-С.160.)
Количество школ | |||||
Год | Земских |
Ведомства МНП |
Церковно-приходских |
Школа грамоты |
Всего |
1871 | 182 | 26 | 17 | 40 | 255 |
1874 | 364 | 28 | 12 | 6 | 410 |
1880 | 462 | 51 | 1 | 18 | 532 |
1884 | 569 | 54 | 3 | 72 | 680 |
1885 | 555 | 55 | 4 | 105 | 719 |
1888 | 584 | 56 | 47 | 147 | 834 |
1890 | 637 | 57 | 84 | 194 | 972 |
1895 | 715 | 70 | 161 | 417 | 1363 |
1900 | 926 | 90 | 264 | 578 | 1858 |
1901 | 982 | 92 | 274 | 600 | 1948 |
1904 | 1020 | 103 | 358 | 559 | 2040 |
К концу 70-х годов Пермское земство стало считаться одним из лучших земств России. И в это, прежде всего благодаря усилиям Д.Д. Смышляева. По большому счету он стал автором той модели или концепции земства, которая стала примером и образцом для подражания. Практически также это оценивали первые биографы Дмитрия Дмитриевича. Они писали: «Много и упорно пришлось поработать Д. Д-чу на поприще земской деятельности, где все надо было организовать вновь, и здесь-то он проявил редкие способности общественного деятеля и свой организаторский талант. На первом плане он поставил вопросы народного образования, медицины и улучшение экономического быта населения. К чести первого председателя губернской управы надо сказать, что Д. Д-ч сумел дать земскому хозяйству в Пермской губернии широкую постановку с самого начала, в чем ясно выразилась его основательная литературная и научная подготовка. Не его вина, если не все его проекты могли быть в свое время осуществлены. Но его заслугу пред пермским краем никогла не забудет земство…». (Материалы для биографий памятных деятелей из Пермских уроженцев//Труды Пермской губернской Ученой Архивной комиссии. — Вып. 5.-Пермь, 1902.-С.63.)
Д.Д. Смышляев мог продолжить свою деятельность на земском поприще и дальше, однако он резко её оборвал из-за сложностей и неприятностей возникших по делу строительства железной дороги. Как писали современники: «Дмитрий Дмитриевич <…> отказался от дальнейшей службы, придя в изнеможение от борьбы с окружающим злом». (Цит по кн.: Лисовой Н.Н. Д.Д. Смышляев: от Перми до Иерасулима//Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года-М: Индрик, 2008.-С.256.)
К сожалению не все стороны земской деятельности Дмитрий Дмитриевича изучены и данная задача ещё стоит перед будущими исследователями, так как это не только часть биографии знаменитого публициста, издателя, библиографа и краеведа, но и важная страница в истории земства в России. И таковой она стала благодаря огромному организаторскому, управленческому таланту и трудолюбию Д.Д. Смышляева — создателю одного из лучших земств России.
<<< Вернуться к списку