Государственная политика по закрытию и открытию церквей в годы Великой Отечественной войны
(на материалах Молотовской области)
И.Ю. Федотова, главный специалист
отдела информации, публикации и
научного использования документов
ГКУ «ПермГАНИ»
Советская власть начала осуществлять свою политику в отношении религии и религиозных организаций практически с первых дней своего существования. Эта политика проводилась по нескольким направлениям: антирелигиозная пропаганда, репрессии, закрытие культовых зданий. В период Великой Отечественной войны изменения в религиозной политике происходили несколько раз.
Во 2-й половине 1930-х гг. советская власть проводила целенаправленную политику по разгрому религиозных организаций в стране, в том числе и Русской православной церкви (РПЦ)1, а именно: активизация антирелигиозной пропаганды, ужесточение репрессии в отношении духовенства и «активных верующих», закрытие храмов.
В 1937 г., по данным М.В. Шкаровского, было закрыто более 8 тысяч церквей. Перед началом Великой Отечественной войны в СССР действовало всего 3732 православных храма, из них около 3350 – на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, присоединенных к СССР в конце 1939 г., и только примерно 350–400 – на остальной территории страны. В РСФСР были области, где не осталось ни одной действующего православного храма, в 20 областях функционировало от 1 до 5 церквей2. Так, в Чкаловской области не было ни одного действующего храма, в Челябинской области – 13, в Свердловской области продолжали функционировать 18 церквей и 2 молитвенных дома4.
Закрытие церквей происходило и в Молотовской области (выделилась из Свердловской области в 1938 г., до 1940 г. называлась Пермской). В 1939–1940 гг. Оргкомитетом Верховного Совета РСФСР по Пермской области и пришедшим ему на смену исполкомом Молотовского областного Совета депутатов трудящихся было принято 134 решения о закрытии 139 православных молитвенных зданий (120 церквей, 18 часовен и 1 молитвенный дом)5. В 1 й половине 1941 г. облисполком принял 32 решения о закрытии 37 православных культовых зданий (32 церкви и 5 часовен). В феврале того же года был закрыт последний действовавший в Молотове храм – Всехсвятская (Новокладбищенская) церковь6. После этого в областном центре не осталось функционирующих храмов. Верующие были лишены возможности удовлетворять свои религиозные потребности.
Достаточно сложно установить количество храмов, действовавших в Молотовской области к началу Великой Отечественной войны. В региональной историографии нет единого мнения по этому вопросу. Разные исследователи приводят разные цифры. Так, в работах П.Н. Агафонова, О.А. Мельчаковой и А. Марченко говорится о 9 церквях. Однако П.Н. Агафонов и А. Марченко указывают, что 9 храмов действовало в епархии по состоянию на сентябрь – начало октября 1943 г. П.Н. Агафонов приводит перечень функционировавших храмов (в Лысьве, Добрянке, в селах Романово, Шубино, Воробьи, Блины, Ильинское, Полыгорец, Покча)7. А О.А. Мельчакова в статье «Закрытие церквей в Пермской епархии в 20 – 30 е годы XX века» указывает, что 9 церквей не было закрыто в Пермской епархии к 1941 г.8. В другой же работе «Церковь в Пермской области в годы войны» она, ссылаясь на других исследователей, приводит уже иные цифры: накануне Великой Отечественной войны в области действовало 11 приходов, на 1 сентября 1941 г. функционировало 6 церквей и 1 часовня, в сентябре 1943 г. в епархии действовало 9 храмов9. 11 функционирующих храмов указывает в своей диссертации и В.В. Вяткин10. Исследователь Г.С. Бирилов полагает, что в 1941 г. в епархии действовало около 15 храмов11.
Разница в приводимых цифрах довольно значительна. Представляется, что причины этих разногласий заключаются в противоречивости источников, на основании которых определяется количество функционировавших храмов. В одних документах зафиксированы одни даты открытия церквей, в других – другие, и определить, какие являются истинными крайне сложно12.
Установлено, что в 1-й половине 1940-х гг. точного учета культовых зданий в Молотовской области не существовало13. Тем не менее, изучение архивных документов позволило достаточно точно определить количество храмов, действовавших в Молотовской области на 22 июня 1941 г. Это 10 церквей и 1 часовня (Пророко-Ильинская церковь в с. Усть-Сыны Нытвенского района, Благовещенская единоверческая церковь в с. Ильинское Пермско-Ильинского района, Свято-Алексеевская часовня в п. Пожва Чермозского района и др.)14.
После начала Великой Отечественной войны государственная политика в отношении религиозных организация претерпела изменения. Уже 22 июня 1941 г. РПЦ четко определила свою патриотическую позицию и начала активную и разнообразную патриотическую деятельность15. В сложившейся ситуации первых дней войны, учитывая позицию православной церкви, осознавая важность единства всего народа в борьбе с внешним врагом, руководство страны начало постепенный пересмотр своей религиозной политики16. Это проявилось в том, что постепенно прекратилась антирелигиозная пропаганда, сократились репрессии в отношении священнослужителей, в некоторых областях прекратилось закрытие храмов.
В Молотовской области последнее решение о закрытии церквей облисполком принял 20 июня 1941 г.17 После этого молитвенные здания в области официально, то есть по решению облисполкома, не закрывались (некоторые церкви могли перестать функционировать и позднее вследствие отсутствия священнослужителей). При этом, по крайней мере до осени 1941 г. в облисполком для утверждения поступали решения райисполкомов, докладные записки их председателей о необходимости закрытия той или иной церкви. Так, решения Юго-Осокинского и Нытвенского райисполкомов были направлены в Молотовский облисполком, но не были им даже рассмотрены18.
Война принесла с собой новые испытания и лишения, тревогу за судьбу близких, переживания по поводу смерти боевых товарищей. Все это вызвало рост религиозных чувств среди населения, как на фронте, так и в тылу. Люди искали в церкви утешение и моральную опору19. В результате увеличилось количество прихожан в храмах. В различные органы власти стало поступать больше ходатайств об открытии церквей20.
В некоторых населенных пунктах местные власти разрешили использовать молитвенные здания по прямому назначению, не оформляя при этом данный факт юридически21. В Молотовской области также наблюдалось данное явление. Определить точное количество храмов, открытых здесь в 1942 г. – 1 й половине 1943 г., крайне сложно. Однако установлено, что в это время в Молотовской области было открыто, по меньшей мере, 3 храма. В феврале 1942 г. начала функционировать Всесвятская (Новокладбищенская) церковь в г. Молотов22, в марте 1943 г. – молитвенный дом в г. Чусовой23 и Свято-Николаевская церковь в д. Заборная Краснокамского района24. Вновь открытые церкви быстро наполнились верующими. Так, уже через несколько месяцев после открытия в Молотове Новокладбищенской церкви количество посещающих ее верующих было таково, что во время служб возникали теснота и давка, и появилась потребность в открытии в городе еще одного храма25. Священнослужители и верующие вновь открытых церквей проводили активную патриотическую деятельность. Так, Всесвятской церковью Молотова за 1943 г. на нужды обороны страны было сдано около 1 млн. руб.26.
Необходимо отметить, что открытие молитвенных зданий во многих населенных пунктах было затруднено и смогло осуществиться только благодаря настойчивости верующих. Так, только после направления верующими г. Чусового многочисленных ходатайств в различные органы власти и на имя различных государственных деятелей от Чусовского райисполкома до председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина им удалось открыть в городе молитвенный дом27.
Процесс открытия церквей стимулировали новые изменения в государственной религиозной политике. После встречи И.В. Сталина с иерархами православной церкви 4 сентября 1943 г. Постановлением СНК СССР от 14 сентября был создан Совет по делам Русской православной церкви при Правительстве СССР, призванный осуществлять связь правительства и РПЦ. На местах при СНК союзных и автономных республик и обл(край)исполкомах были введены должности уполномоченных Совета. Начался постепенный переход к новой религиозной политике, предполагавшей ограниченное сотрудничество с религиозными организациями и допустившей восстановление традиционных форм церковной жизни28.
Верующие, желая получить возможность удовлетворять духовные потребности, активизировали свою деятельность29. Настойчиво стремясь добиться открытия в своем населенном пункте молитвенного здания они подавали многочисленные ходатайства в райисполкомы, облисполком, на имя правящего архиерея епископа Молотовского Александра (Толстопятова)30. Так, в 1943 г. к уполномоченному Совета по делам РПЦ по Молотовской области поступило 52 ходатайства, в следующем же 1944 г. в 6 раз больше – 31631.
Каждое ходатайство должны были подписать не менее 20 человек, «совершеннолетних, не лишенных по суду избирательных прав, граждан, проживающих в данном населенном пункте, с указанием их возраста, местожительства и рода занятий»32. В соответствии с Постановлением «О порядке открытия церквей», принятым СНК СССР 28 ноября 1943 г., все ходатайства об открытии храмов (кроме тех, которые поступали на имя епархиального архиерея, и которые он считал необходимым отклонить) подлежали рассмотрению уполномоченным Совета по делам РПЦ при СНК СССР33. Он должен был выяснить, кто является инициатором подачи заявления, имеет ли он «личные корыстные интересы и его отношение к церкви в прошлом». Следовало установить количество верующих в данном населенном пункте, определить, насколько настойчиво их ходатайство. Важно было узнать, вынесено ли властями в отношении данного культового здания решение о закрытии или оно просто не функционирует в силу различных причин (отсутствие священника и т.д.). (Согласно постановлению СНК СССР от 1 декабря 1944 г. «О православных церквах и молитвенных домах» ходатайства в отношении тех церквей, которые официально не закрыты, должны были удовлетворяться в первую очередь). Уполномоченный должен был познакомиться с техническим состоянием культового здания, узнать стоимость необходимого ремонта и согласие верующих на его проведение, существование жилплощади для служителя культа. Кроме того, важно было выяснить, сколько церквей функционирует в данном районе или городе, каково расстояние до ближайшей из них; «совершаются ли среди жителей этого населенного пункта или в ближайшей местности богослужения незарегистрированным духовенством; […] какое, примерно, количество верующих посещает эти молитвенные собрания»34.
«Законными мотивами отклонения ходатайств верующих об открытии церквей», согласно инструктивному письму № 2 председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова от 20 апреля 1944 г., могли являться только: «отсутствие здания для богослужебных собраний», «невозможность освобождения здания бывшей церкви», используемого для других целей, его техническая непригодность; отсутствие 20 человек верующих в районе или городе, фальсификация сбора подписей под ходатайством35. Если уполномоченный Совета обнаруживал, что здание, о котором ходатайствуют верующие, утратило церковный вид, «капитально переоборудовано» и используется под клуб, школу, производственные цехи и т. п., он снимал ходатайство с рассмотрения. То же самое происходило, если инициативная группа верующих состояла из заштатных священнослужителей, бывших церковнослужителей и членов исполнительных органов церквей, которые, по мнению уполномоченного Совета по делам РПЦ по Молотовской области П.С. Горбунова, вполне совпадавшим с позицией руководства Совета по делам РПЦ, ходатайствуют об открытии церкви в своих «корыстных целях», стремясь жить за счет церковных доходов36. Если же проверка заканчивалась удовлетворительно, вся документация передавалась в исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся. Облисполком принимал решение, отклонить или удовлетворить ходатайство. Если просьбу верующих было решено удовлетворить, материалы направлялись в Совет по делам РПЦ для вынесения предварительного решения. В случае согласия Совета с мнением облисполкома документы передавались в Правительство СССР на одобрение37. В случае положительного решения происходила регистрация приходской общины, с ней заключался договор о передаче в пользование церковного здания, правящим архиереем назначался настоятель храма38.
Процедура открытия церквей была достаточна сложна. Тем не менее, несмотря на сложность процедуры, верующим Молотовской области удалось добиться открытия ряда церквей. На 1 июля 1944 г. в области функционировало уже 32 церкви, на 1 января 1945 г. – 43, на 15 мая 1945 г. – 4939.
Таким образом, в период Великой Отечественной войны государственная политика по закрытию/открытию молитвенных зданий дважды претерпела изменения: в 1941 г. и в 1943 г. В обоих случаях это было связано с общим изменением государственной религиозной политики и явилось его отражением.
__________________________
1Васильева О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание / О.Ю. Васильева. – [Электронный документ]. – Режим доступа: www.pravoslavie.ru/cgi-bin/print.
2Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939 – 1964 гг.). – М., 1999. – С. 112, 117 – 118.
3Потапова А.Н. Религиозная политика Советского государства и ее осуществление на Южном Урале в 1941 – 1958 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Оренбург, 2004. – С. 14.
4Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. – Екатеринбург, 2001. – С. 74.
5ГАПК. Ф. р-564. Оп. 14. Д. 2. Л. 52 – 54 об.; Д. 3. Л. 45 – 47 об.
6ГАПК. Ф. р-564. Оп. 14. Д. 4. Л. 40 – 41.
7Агафонов П.Н. Русская православная церковь в 1943 – 1965 гг. По материалам Пермской епархии // Страницы прошлого: избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. – Вып. 2. / сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов. – Пермь, 1999. – С. 178; Марченко А., протоиерей. Защитник Отечества и веры Христовой: жизнеописание подвижника Православной веры Александра (Толстопятова), архиепископа Молотовского (Пермского) и Соликамского. – Пермь, 2005. – С. 106.
8Мельчакова О.А. Закрытие церквей в Пермской епархии в 20 – 30 е гг. XX в. // Вехи христианской истории Прикамья: материалы чтений, посвященных 540-летию крещения Перми Великой. – Пермь, 2003. – С. 92.
9Мельчакова О.А. Церковь в Пермской области в годы войны // Бессмертный подвиг народа: тезисы докладов и выступлений науч.-практ. конф. Пермь. 27 апреля 2000 г. – Пермь, 2000. – С. 62 – 63.
10Вяткин В.В. История Пермской епархии в XIX – начале XX в.: формы и методы церковной деятельности, государственно-церковных отношений: дис. ... канд. ист. наук – Пермь, 2005. – [Электронный документ]. – Режим доступа: diss.rsl.ru/diss/05/0449/050449019.pdf.
11Бирилов Г.С. Пермская церковь в годы Великой Отечественной войны // Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной истории Прикамья в годы Великой Отечественной войны. – Пермь, 1991. – С. 98.
12ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 335. Л. 75 – 75 об.; Оп. 3. Д. 152. Л. 22, 28, 39; Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 335. Л. 10. ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 9. Д. 203. Л. 47.
13ГАПК. Ф. р-312. Оп. 4. Д. 2. Л. 21; Ф. р-1204. Оп. 1. Д. 335. Л. 75 – 75 об.; Оп. 3. Д. 152. Л. 22; Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 335. Л. 10; Оп. 2. Д. 5. Л. 126 – 128. ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 9. Д. 203. Л. 47.
14ГАПК. Ф. р 1204. Оп. 3. Д. 148. Л. 7; Д. 157. Л. 12; Д. 201. Л. 46; Д. 220. Л. 7; Д. 221. Л. 15; Д. 264. Л. 4; Д. 288. Л. 6; Ф. р 1205. Оп. 1. Д. 333. Л. 18, 66–67; Д. 335. Л. 75–76 об., 91–91 об.; Д. 379. Л. 41, 144. ПермГАНИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8941. Л. 7, 20 об.
15Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 119, 196.
16Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 119, 196.
17ГАПК. Ф. р-564. Оп. 14. Д. 4. Л. 41 об.
18ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 218. Л. 16; Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 383. Л. 11.
19Кашеваров А.Н. Государство и церковь: из истории взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви, 1917 – 1945 гг. – СПб., 1995. – С. 121.
20Корнилов Г.Е. Религиозность крестьянства накануне и в годы Великой Отечественной войны // Тоталитаризм и личность: тезисы докладов международной научно-практической конференции. Пермь, 12 – 14 июля 1994 г. – Пермь, 1994. – С. 102 – 103.
21Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны (государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.). – М., 2005. – С. 64; Потапова А.Н. Указ. соч. С. 15.
22ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 118. Л. 40 об., 55а.
23ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 173. Л. 26.
24ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 213. Л. 15.
25ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 109. Л. 1.
26ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 4. Л. 8.
27ГАПК. Ф. р-312. Оп. 4. Д. 2. Л. 40, 41, 43.
28Кашеваров А.Н. Указ. соч. С. 124.
29ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 2 об. – 3.
30ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 1. Д. 57. Л. 2, 5.
31ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 30; Д. 8. Л. 6.
32ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 4. Л. 17.
33Постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей» // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов / Составители: Васильева О.В., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. – М., 2009. – С. 264.
34Постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей» // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. С. 263–265; ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 2. Д. 3. Л. 100–101; Д. 4. Л. 27–28.
35ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 2. Д. 4. Л. 15 – 15 об.
36ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 2. Д. 8. Л. 110 – 111. Докладная записка председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г.Г. Карпова заместителю председателя СНК СССР В.М. Молотову о состоянии РПЦ в СССР. 5 октября 1944 г. // Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны. С. 387.
37Постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей» // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – С. 331.
38ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 4. Л. 42 об. – 43.
39ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 4 – 4 об., 22 – 22 об., 41 – 42, 52.