Из блокнота художника
(80 лет Тумбасову Анатолию Николаевичу)
Участник Великой Отечественной войны, заслуженный художник России, член Союза журналистов, участник многих областных, республиканских выставок. Его полотна украшают экспозиции Пермской художественной галереи и ряда музеев области. В государственном общественно-политическом архиве Пермской области есть личный фонд художника.
Полвека беспрерывного труда Анатолия Николаевича Тумбасова — не измерить ни количеством картин и этюдов, ни количеством газетных и журнальных статей и заметок, ни количеством выпущенных книг.
Главное — это духовный мир мастера, то влияние, которое он оказывал на современников и продолжает оказывать.
Облик Анатолия Николаевича в памяти многих (он ушел в иной мир четыре года назад) — прежде всего это тихая, добрая улыбка, казалось постоянно присутствующая на его очень русском лице, внимательные светло-голубые глаза, таящие в глубине печаль.
Двери его мастерской всегда были открыты для людей, и редкого гостя, он отпускал без своего живописного подарка.
Анатолий Николаевич Тумбасов стал пермяком в 1951 году, когда приехал сюда после окончания Свердловского художественного училища. Приезд совпал с началом строительства Камской ГЭС. Как свидетельствуют архивные материалы, он часто приезжал на стройку, делал этюды, зарисовки. После с мольбертом и альбомами побывал и на других ГЭС: Воткинской, Саратовской, Красноярской, Саяно-Шушенской, Братской, Усть-Илимской. В это время на страницах пермских газет в рубрике «Из блокнота художника» появились интересные репортажи Тумбасова с его рисунками. Его первая книга «Кама выходит из берегов» была посвящена строительству Воткинской ГЭС. Это живой рассказ о людях, художественная летопись, участником которой был сам автор. Холодный, сильный ветер вырывал из рук карандаш и альбом, но он говорил себе: «Художник — солдат!» — и спускался в котлован стройки.
В Березниках не раз был в шахте, а потом передал свои ощущения при спуске туда: «Я вглядывался в разноцветные пласты соли камской, в необыкновенный орнамент, сотканный древним морем, и рисовал». Так появилась серия рисунков «Березниковские калийщики», с которой также можно познакомиться в архиве.
Документы, хранящиеся в ГОПАПО, говорят о неуемной страсти художника к путешествиям. Он ездил подчас в самые глухие районы страны, крупнейшие стройки 70-х. Восток и Запад, Юг и Север — трудно перечислить все места, где побывал Анатолий Николаевич. С этюдником он прошагал через весь Пермский край. Взбирался на горы, плыл по рекам и речушкам, ехал по тряской лесной дороге.
Участливо и заинтересованно смотрел, как живут и трудятся люди, и сам много работал, ни на минуту не расставаясь с карандашом, альбомом, записной книжкой.
Образно выражаясь, он работал за двоих: за себя и погибшего на фронте друга Ваню Чистова. Последние строки дневника друга: «Рисуй больше, не жалей ни сил, ни времени, рисуй за двоих…» — стали заповедью Тумбасова.
Большое место в его творчестве занимало историческое Прикамье — старые города с их изумительными архитектурными памятниками — Усолье, Чердынь, Ныроб, Пянтег…
В блокнотах художника множество зарисовок: Михайловского, Пятигорска, сибирских городов, где жили декабристы…
Что бы ни рисовал Анатолий Николаевич — опушку леса, поле, индустриальный пейзаж, памятник старины, портреты людей — везде мы чувствуем какую-то нежность, трогательность, присущую всем его работам.
Он обладал удивительной способностью — передать все виденное и прочувствованное не только красками и линиями, но и словами. В нем счастливо соединились два таланта: художнический и писательский. Проза его живописна, а живопись лирична.
В каждой строчке, в каждом рисунке этого мастера признание любви к родному краю, к России — нашей березовой родине.
В его книге «Дрема луговая», ставшей библиографической редкостью, есть проникновенные слова:
— Земля, земля… Какое счастье шагать по родной земле! Поклон тебе, земля!…
Низкий поклон Вам, дорогой Анатолий Николаевич, за душевное тепло и радость Вашего творчества!
<<< Вернуться к списку