«Полезные путешествия»
(история туризма)
Слово «туризм» произошло от французского «tourisme» — прогулка, поездка, путешествие. В наше время к этому определению добавилось – «прогулка, путешествие, занимающее время более 24 часов». Та же прогулка, путешествие, на которое было затрачено менее 24 часов, будет называться «экскурсией». В понятие «туризм» входят поездки за границу, посещение достопримечательностей в своем краю, поездки на курорт, познавательные и активно-спортивные путешествия. Многие исследователи одной из главных целей туризма называют отдых или рекреацию – «восстановление» физических и духовных сил. Для удовлетворения этих потребностей возникла целая отрасль экономики, включающая гостиницы, курорты, музеи, строительство дорог, деятельность турфирм, гидов, проводников и т.д.
В древности путешествовать с целью отдыха, новых впечатлений могли только очень богатые люди. Но, в то же время десятки тысяч людей путешествовали с целью паломничества, желая посетить святые места, почитаемые храмы. Конечно же, цель паломничества религиозная - духовное прикосновение, приобщение к реликвиям, часто с надеждой на исцеление. Тем не менее, по маршрутам этих паломничеств начинала развиваться туристская инфраструктура – строились дороги, гостиницы и постоялые дворы, трактиры и закусочные, появились первые гиды-проводники и экскурсоводы. Да и среди глубоко верующих паломников должны были появиться любопытные и любознательные, для которых эти святыни были предметом культурного и познавательного туризма. Так, древние греки охотно посещали еще более древние египетские храмы и пирамиды. Причем, вели себя очень сходно с некоторыми современными туристами. Так, археологи обнаружили тысячи нацарапанных надписей на стенах пирамид. Например: «Я, Панольбиос из Гелиополя, любовался гробницами царей и вспомнил своих». Известный греческий путешественник и историк Геродот посетил множество храмов Малой Азии, Египта и Европы с познавательной целью. О жителях Урала он привел такие сведения: «…у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по скифски, а питаются древесными плодами». Перу Геродота, как считают исследователи, принадлежит один из первых прообразов туристического путеводителя. Он составил первый список «Чудес света», в него, правда, входило всего 3 чуда и находились все они на острове Самос. Это были - акведук в виде тоннеля, дамба в порту и храм богини Геры. Описания достопримечательностей в геродотовой «Истории» также близки по стилю к путеводителю: «А между тем храмы в Эфесе и на Самосе — весьма замечательны. … Я уже неоднократно упоминал о прорицалище в Египте и теперь хочу подробнее рассказать об этом достопамятном месте. Это египетское прорицалище находится в храме Латоны в большом городе у так называемого Себеннитского устья Нила… Я должен еще упомянуть о том, что меня больше всего поразило из виденного в этом святилище. На этом священном участке Латоны воздвигнуто храмовое здание, высеченное целиком из одного камня. Стены его одинаковой высоты и ширины, именно 40 локтей. Кровлю над ним образует другой камень с выступом в 4 локтя».
Наиболее популярными маршрутами древней Греции были города Олимпия и Дельфы. Посмотреть олимпийские состязания собирались люди со всей Греции и греческих колоний, для их размещения были построены гостиницы. Дельфийский оракул (предсказатель) и огромный храмовый комплекс также привлекал тысячи людей. Дельфы считались центром эллинского мира, именно там находился камень «омфал» - «пуп земли». В 3 веке до нашей эры был составлен новый список «Чудес света», в него вошли египетские пирамиды, вавилонские висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в городе Эфес, статуя Зевса в Олимпии, мавзолей царя Мавсола в Геликарнасе, 33-х метровая статуя бога солнца Гелиоса на Родосе, 117-ти метровый Александрийский маяк. Конечно же, эти чудеса должны были привлекать путешественников.
Римская императоры много внимания уделяли развитию дорог. Это было необходимо для наилучшего управления такой огромной страной. Вдоль дорог через каждые 15 миль были построены государственные гостиницы, в которых можно было отдохнуть и поесть. На рынках империи стали появляться карты этих дорог с указанием гостиниц и кратчайших маршрутов до конкретных городов. В этих путеводителях уже начали описывать и достопримечательности, которые путник может увидеть по дороге. Археологи нашли несколько серебряных кубков с выгравированными схемами дорог и обозначением гостиниц. Такие кубки продавались на определенных, пользующихся популярностью, маршрутах и служили не только картами, но и сувенирами. Римляне же одни из первых начали использовать климатические лечебные курорты. Богатые граждане Рима строили виллы в Египте, на берегу моря, которые использовались для отдыха и лечения.
Со времени укрепления и распространения христианства, как мировой религии, появились новые паломнические маршруты. Это был Иерусалим, Рим, гробницы апостолов в Эфесе и Венеции. В еще не распавшейся Римской империи появились описания и путеводители по святым местам. Один из наиболее известных – описание пути из города Бордо в Иерусалим, составленный в 4 веке н.э.
В 9 веке Русь приняла христианство, и русские паломники пошли по уже проторенным и обустроенным дорогам Европы и Азии. Сохранилось описание такого путешествия в Константинополь и Иерусалим игумена Даниила. Путешествие состоялось в начале 12 века. В этом описании есть данные о том, что в Иерусалиме были специальные проводники-гиды: «Невозможно бо без вожа (проводника) добра и без языка испытати и видети всех святых мест».
Одним из первых российских путешественников стал Петр I, который объехал многие европейские страны и даже лечился на минеральном курорте в Бельгии. В то время такой отдых и лечение стали очень популярны в Европе. Петр I, не желая отставать от Европы, открыл первый климатический и минеральный курорт в России – «Марциальные воды» в Карелии. Зимой 1719 г. Петр I с женой лечился на этом курорте и был очень доволен результатами, даже дал волную и освободил от всех налогов крестьянина, открывшего эти воды.
В 1777 г. московская газета опубликовала «План приемлемого путешествия в чужие краи». Этот план предлагал групповое турне по европейским странам и был рассчитан на молодых дворян. В программу путешествия входило знакомство с университетами, достопримечательностями и самыми современными фабриками: «Не довольно того, чтоб детский разум изощрять только науками; но стараться должно при том наипаче приучать и склонять сердца их к добродетели; что достигается через обращение в свете и полезные путешествия. Надобно произвести в них нужное просвещение, дабы то, что в чужих краях достопамятного и примечания достойного усмотрят, в отечестве своем с пользой употребляли». Примерно в это же время на прилавках российских магазинов появилась книга-путеводитель «для любопытствующих соотчичей и чужестранцев» описывающая достопримечательности и историю Санкт-Петербурга.
Освоенные русскими людьми в XVI веке Урал и Сибирь привлекали внимание иностранных путешественников. В Европе появились различные «Описания» путешествий на Урал и за Урал, в которых описывались богатство нашего края, приводились легенды о «Золотой Бабе» - языческом идоле местных племен. Интересные сведения оставил в своем путевом дневнике профессор химии и натуральной истории Иоганн Георг Гмелин. Гмелин в 1733-1734 гг. пересек всю Россию в составе второй Камчатской экспедиции. Конечно же, в это время на Урале и в Сибири не было никакой инфраструктуры для путешественников – не было гостиниц, столовых и ресторанов. Путешественникам приходилось все покупать самим и даже готовить: «Мы вынуждены были готовить совсем незнакомым для нас до сих пор и необычным способом. Здесь ничего не знают о кухне, и все варится в печке, от коей отапливается горница, и чей дымоход в комнате. Дело идет весьма медленно, и во время варки в комнату попадает много дыма. Нужда научила нас все делать и терпеть, и мы приготовили пищу, которая правда, сама по себе была плохой, но на наш вкус была вполне сносной…». Таким образом, иностранные профессоры и академики окунулись в самую глубь народного быта, и, вероятно, многому научились. В Пермь – тогда Ягошиху – путешественники не заехали, зато остановились в городе Кунгуре. Остановились участники экспедиции за неимением гостиницы у городского бургомистра, который «не был рад тому». На следующий день путешественники отправились в ледяную пещеру, «…которую имеют привычку осматривать все любопытные путешественники». У пещеры не оказалось проводника, тогда гидом вызвался быть извозчик, который уже бывал в пещере: «Мы вошли в пещеру в половину 10 часа до полудня и очень часто плутали, иногда даже ползли на четвереньках. Когда мы не смогли идти дальше, то расположились у деревянного креста, … и покушали творога с хлебом». На обратном пути путешественники заблудились и только чудом «в половину третьего часа после полудня» вышли из пещеры, отставший извозчик сумел выбраться только через сутки. Причем, проведя ночь в пещере, извозчик рассказывал о привидении, которое шумело, ударяло в камни и ходило рядом в темноте.
В XIX веке – веке промышленности – строились новые дороги, появлялись новые средства передвижения – пароходы, железная дорога, что немало способствовало развитию туризма. В 1841 г. английский поборник трезвого образа жизни Томас Кук организовал первую коллективную туристическую поездку. 600 членов Общества Трезвости совершили увлекательную поездку на поезде из городка Лейстер в город Лафборо. Позже он открыл бюро путешествий «Томас Кук и сын». Его бюро организовывало экскурсии по Лондону и путешествия на континент. Расширяя свою туристическую деятельность, Кук начал выпускать путеводители и обменивать валюту. Он первым в мире заключил договор с железнодорожной компанией о скидках для групп туристов. Важным для развития туризма и туристического бизнеса стал тот факт, что в 1840 г. английские профсоюзы добились от работодателей ежегодного оплачиваемого отпуска. Этот отпуск стал настолько неожиданным для людей, что они не знали чем заняться. Фирма Кука готова была предложить им недорогие и интересные путешествия на время отпуска. Кук сумел договориться с владельцами замков и парков и наладил соответствующие туристские маршруты. С 1863 г. компания Кука начала возить туристов даже в Россию – на курорты Крыма и Кавказа. Русские дворяне и купцы активно пользовались услугами этой компании. Так, известный московский коллекционер и предприниматель С.И. Щукин в 1905 г. купил путевку в Египет у фирмы Кука.
Путешествия в Россию и по России, исключая обустроенные курорты и столицы, долго оставалось делом трудным и даже опасным. Побывавший в 1839 г. в России французский публицист де Кюстин оставил такой отзыв о стране: «Каждый, кто познакомится с царской Россией, будет рад жить в какой угодно другой стране». Дорог для путешествий почти не было. А те, что были - «…местами дорога представляет вид... пашни, изрезанной продольными бороздами... приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону...».
Сибирский тракт, который соединил европейскую часть страны и азиатскую, почти не имел инфраструктуры для обслуживания путешественников. Хотя и существовали через каждые 25-30 км почтовые, ямские станции, где можно было сменить лошадей и отдохнуть, по воспоминаниям путешественников: «несмотря на вывешенные... прейскуранты, кроме обычного самовара трудно что-либо добыть». На участке Сибирского тракта от Казани до Тюмени была так называемая «вольная почта», т.е. содержание ямских станций государством было передано в частные руки. Это имело свои плюсы и минусы. Так, на участках «вольной почты» начал развиваться дополнительный сервис – более удобные экипажи, быстрая смена лошадей, тогда как на государственной почте лошадей можно было ждать сутками. Проезжавший в 1850 г. по Сибирскому тракту французский путешественник отметил, что на почтовых станциях появилась вполне приличная еда – «…там всегда бывает готовый стол, приборы, тарелки и все, что необходимо для цивилизованного человека, исключая, впрочем, постелей, которых я не встречал нигде от самого Урала до Японии. Все спят на лавках или на диванах или по крестьянскому обычаю, на печке». В конце 19 века на тракте начали появляться гостиницы и постоялые дворы. Из минусов «вольной почты» путешественники отмечали удальство и лихачество ямщиков: «мне всегда почти случалось садиться у крыльца в сани в то время, когда ворота на улицу были заперты, и тройку, сильно храпевшую и рывшую ногами снег, держали двое-трое под уздцы. Ямщик бросался в кошеву... обматывался вожжами. Отпирались ворота, сподручники отскакивали в сторону, тройка бешено вырывалась на улицу... налетала на соседский дом, в ближайшие открытые ворота, а через двор в огород: из огорода в ... овраг, куда выкидывала и меня и ямщика, и мои чемоданы…». Сибирский тракт проходил через Пермь, что способствовало появлению гостиниц в городе.
В 1885 г. в Санкт-Петербурге вышла книга-проспект «Первое в России предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона». Вероятно, это была первая российская туристическая фирма. Липсон предлагал путешествия в Италию, Францию, Финляндию, Швецию. Проспект обещал, что «за относительно незначительную сумму, совершенно недостаточную для единичного путешественника, контора принимает на себя все заботы о духовном и телесном благосостоянии участников путешествия». В то время не было такого как сейчас скоростного транспорта, поэтому все путешествия были длительными. Так, путешествие в Италию было рассчитано на 40 дней, а тур «Большое путешествие на Восток» на 120 дней.
В конце 19 века стал модным велосипед. Тысячи людей бросились путешествовать на велосипедах, поправляя здоровье и осматривая достопримечательности. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано Российское общество велосипедистов-туристов, которое через некоторое время трансформировалось в Российское общество туристов или Русский туринг-клуб. Одной из главных задач этого клуба была разработка и организация велосипедных маршрутов по России и за границу. Чтобы вступить в общество необходимо было заплатить взнос – 2 рубля. Общество заключило договоры с такими же заграничными обществами, которые должны были помогать в путешествии русскими велосипедистам-туристам. В 1899 г. были заключены договоры с владельцами гостиниц о льготных ценах для членов общества. К 1900 г. велосипедисты могли останавливаться в санкт-петербургской гостинице «Отель Эрмитаж», царскосельской гостинице Уткина, гатчинской гостинице Веревкина, тамбовской «Славянской», тифлиской «Ориент». На рубеже веков общество отказалось от узкой специализации – только на организации велосипедных путешествий. В журнале «Русский турист» была напечатана новая концепция туристического общества: «…теперь, когда мы уже освободились от односторонности обособленного Общества велосипедистов, всякий истинный друг туризма, путешествующий пешком, на лодке, пароходе или по железной дороге, пусть присоединяется к нам. Теперь мы, кажется, имеем право и возможность спросить себя: «Почему же не все русские люди — члены Российского общества туристов?» Ведь общая наша задача и цель — познавать родную страну и через это научиться любить её, достигается путем разработки и устройства экскурсий, прогулок для посещения городов, монументов, менее известных мест. Причем мы желали бы облегчить переезды наших членов, так сказать, сгладить им путь, делая его, по возможности, без ухабов и «камней преткновения». К 1903 г. число членов Российского общества туристов превышало 2 тысячи человек.
Пермь не стояла в стороне от туристического движения. Уже в 1896 г. пермские любители спорта и путешествий обратились с ходатайством об открытии кружка велосипедистов. Пермские велосипедисты, как отмечала газета «Пермские губернские ведомости», наиболее любили кататься по бульварной алее Кунгурской улицы (современный Компрос). Пермские пешеходы, которые также любили прогуливаться по бульвару, велосипедистов невзлюбили. В газете вышла даже заметка «Велосипедисты разгулялись…»: «…велосипедисты, кажется, серьезно вообразили, что тротуары и городские бульвары существуют именно для них, велосипедистов, а отнюдь не для пешеходов… Да мало того что разъезжают, еще и звонят, требуя дороги от пешеходов». В другой газетной заметке был опубликован пермский анекдот: «у отца было три сына: один очень умный, второй – так себе, а третий – вовсе велосипедист». Недовольство горожан и реакция городских собак, которые сопровождали лаем и укусами велосипедистов, вынудили пермское общество построить специальный велодром. Позже велодром превратился в стадион и дворец спорта «Орленок». Организовав несколько загородных велосипедных экскурсий, пермское общество стало больше спортивным и в дальнейшем организовывало только заезды и соревнования.
Значительный шаг в развитии туризма в Пермской губернии сделал путешественник и фотограф Александр Хлебников. Побывав в Америке, Европе, Китае и Японии, Хлебников в родном Кунгуре арендовал в 1914 г. у местных крестьян Ледяную пещеру для организации в ней экскурсий. Хлебников расчистил и благоустроил пещеру, провел рекламную кампанию и до конца своей жизни водил экскурсии для многочисленных туристов.
Железная дорога, прошедшая через Пермь в конце 19 века, сделала наш город еще доступнее для туристов. В 1901 г. пермская газета так видела туристское будущее Перми: «город наш оживиться, появится множество приезжих и проезжих, появятся туристы, которые будут бродить по городу, везде и всюду заглядывать, всем интересоваться. Богатые петербуржцы, москвичи будут ездить в Пермь есть пельмени и наслаждаться пермской оперой, а богатые пермяки будут наезжать в Москву и в Питер послушать цыган… Знатные и незнатные иностранцы будут обязательно останавливаться в Перми, снимать фотографии с дома Мешкова, пить пиво Поклевского. … Пароходы на Каме превратятся в плавучие гостиницы. Короче, Перми предстоит блестящая будущность. … И…(дерзкая мысль) Пермь будет «окном в Азию», так же, как Петербург, - окном в Европу. … Так мечтает пермяк, узнавший о новой железной дороге».
К сожалению, радужные перспективы развития Перми были прерваны начавшейся Мировой войной, революцией и Гражданской войной. После войн на карте мира появилась новая страна – СССР с новой историей и совершенно новым, необычным и удивительным туризмом.