Записная книжка пионера как исторический
источник
«Юные пионеры - члены Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. Быть юным пионером - великая честь для школьника Пионеры - это те, кто прокладывает путь другим, всем, кто за ними идет. Пионер - значит, передовой» [1] - с этих строк начинается глава в записной книжке пионера «Товарищ» на 1959-1960 гг., которая любезна была предоставлена Анастасией Ивановной Шиловой (р. 1927 г. - учитель начальных классов с 40-ти летним стажем, ветеран труда.). Записная книжка пионера -это 335 страниц, здесь правила для учащихся, табель-календарь, правила поведения, основные показатели развития страны, графы для рефлексии - какое участие я принимал в тимуровской работе, какое место я занял в соревнованиях и т.п., история СССР, ВЛКСМ и, конечно, пионерской организации.
Пионерами называли людей, которые, «не страшась трудностей, первыми прокладывали пути в непроходимых девственных лесах, в горах и на морях, первыми сажали сады и применяли догадку в труде, как в наше время это делают рабочие- новаторы, изобретатели, разведчики недр, люди, осваивающие целинные земли, ученые и путешественники. Пионерами коммунизма являются борцы за дело освобождения трудящихся, за построение нового общества» [1].
Особо отмечается - «выполняй с честью торжественное обещание и законы юных пионеров, и тогда ты с чистой совестью будешь носить пионерский галстук» [1].
Вообще символика, наличие галстука, значка, формы имеют, особое значение.
Так галстук - «должен носить каждый пионер в знак принадлежности «к пионерской организации» [1]. Здесь же подчеркивается идеологическая сторона - «красный цвет - пропитанный кровью отважных борцов за дело коммунизма». Три конца - знак нерушимой дружбы коммунистов, комсомольцев, пионеров - то есть связи поколений, преемственности. Тот же смысл имеют три языка пламени на пятиконечной звезде пионерского значка с серпом и молотом - эмблемой СССР.
Пионерский салют - третий обязательный атрибут пионера. «Пионерское приветствие - пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются над головой. Показательны ситуации, в которых пионер отдает салют: при исполнении Гимна Советского Союза, гимнов союзных республик, партийного гимна «Интернационал», а также при прохождении мимо памятников Ленину, борцам революции, героям гражданской и Великой Отечественной войн» [1].
Пионерский призыв звучит так: «К борьбе за дело коммунистической партии будь готов!» Ответ: «Всегда готов!» [1]. О чем говорит этот призыв? Всегда готовится? К чему? С современных позиции, мы, вероятно, ответим - наличие целеустремленности, воли к чему-либо. Однако у советского государства стояли другие задачи - прежде всего политическая ориентация воспитания детей. Этот факт можно подтвердить, если проследить эволюцию пионерского призыва. Так в 1920 г. он звучал: «К борьбе за рабочее дело будь готов» «Всегда готов!». Ключевые слова «борьба», «рабочие» и «готов» достаточно точно отражают специфику исторического периода - окончание гражданской войны, но, по-прежнему, поиск классовых врагов - борьба, победа пролетариата - «рабочие», и, наконец, согласие, принятие пионерами этих правил, выражается в призыве «готов».
Любопытно, но изменение политики партии, свертывание нэпа, вносит свои коррективы в пионерский призыв - «рабочее дело» сменяется «делом «Ленина-Сталина» [1]. Казалось бы, всего два слова, но они коренным образом преобразуют призыв. Он становится очевидным примером, насколько культ вождя пронизывал все сферы общественной жизни, вплоть до детской организации. Причем, произносилось не просто имя Сталина, а - «дело Ленина-Сталина» [1], как партийца, который стоит на ленинских позициях, с одной стороны, а значит и единственного достойного преемника Ленина, причем постановка двух имен на одном уровне без знаков препинания (тире в русском языке обычно можно заменить словом «это», т.е. получается Ленин - это Сталин) на подсознательном уровне заставляет народ принять Сталина, как правильного, нужного, незаменимого (каким методами был осуществлен этот процесс, в рамках данной статьи мы раскрывать не будем) лидера партии и советского народа.
И далее призыв служит индикатором политической обстановки в стране в целом, и внутри партии в частности. Так, после смерти Сталина, XX съезда, пионерский призыв звучит следующим образом: «Пионер, к борьбе за дело коммунистической партии будь готов». Призыв с персон переходит на партию. Прежде всего, это свидетельствует об изменении отношения к главе государства, в центре теперь выступает не вождь, а политическая организация - партия. То есть, происходит переориентация позиций - от защиты («борьбы» - дословно) интересов социальной группы - рабочих, затем всех трудящихся масс в лице вождя, и, наконец, к социальному институту - партии. Примечательно, что этот призыв сохранялся вплоть до конца 1980-х гг., когда партии действительно требовалась защита.
Пионерский призыв достаточно четко отражал систему ценностей общества в определенный исторический период.
Помимо вышеперечисленной атрибутики пионеры имели форму - белая рубашка и темные брюки или юбка. В форме пионер «является на пионерские сборы, парады, демонстрации, торжественные вечера и утренники». Безусловно, форма прививает бережливость, аккуратность, дисциплинированность, но с другой стороны, это метод нивелировки общества, в данном случае его части, когда один как все, принцип коллективизма. Известно, что отказ от ношения пионерского галстука воспринимался в советском обществе как вызов, поскольку наличие формы - одна из обязанностей пионера. Если остановиться на правах и обязанностях юного пионера подробнее: «Юный пионер обязан выполнять Торжественное обещание, законы, овладевать умениями и навыками. Участвует в обсуждении всех вопросов» - перечисление обязанностей. Слово «права» обозначено только в заглавии, в тексте не упоминается, лишь «может быть избран в совет отряда, совет дружины, может обращаться в совет дружины с просьбой о даче рекомендации для вступления в ряды ВЛКСМ» [1]. Если понятие «права» приравнивается к «может быть избран, может обращаться», тогда пионер имеет право в случае выполнения всех обязательств стать членом следующей ячейки советского общества - ВЛКСМ. Упоминаний о праве, например, выйти или не вступать в пионеры, высказывать свое мнение, проявлять инициативу нет. Получается, что власть достаточно четко выстраивала воспитание советского гражданина, указывая с детских лет - «не высовывайся», будь как все (т.н. носи форму), а в качестве высшего блага - возможность вступить в партию.
На первый взгляд может показаться, что формулировки в требованиях к пионеру -«каким должен быть юный пионер» дают некую свободу действий - «как поступать в том или ином случае в книге не написано. Во многом это зависит от тебя» [1] однако следующий тезис подчеркивает, что линия партии выстраивается четко - «жить и работать нужно так, чтобы каждым своим шагом помогать взрослым строить коммунизм» [1].
Не смотря на то, что основные звенья работы пионерской организации выстраивались в соответствии с задачами партии, ее интересами - а иначе и быть не могло - несомненно, присутствуют положительные моменты.
Так памятка «что значит вести себя культурно» [1] призывает к аккуратности -«никогда не опаздывай» - вероятно, это сегодня не менее актуально, чем в прошлом столетии, опрятности, учит правилам поведения за столом, культуре речи, уважению к старшим, поведению на улице и общественных местах - в заключении подводится итог, кажется, система дает слабинку - «все правила культурного поведения невозможно предусмотреть, как поступить в каждом отдельном случае. Пионер сам (!) должен находить правильное решение, и он его найдет, но (что важно), если будет уважать правила социалистического общежития» [1].
И все-таки, если опустить все политические моменты, идеологические формулировки, записная книжка пионера выступает как некое пособие по жизни, энциклопедия, для молодого поколения и как источник, для исследователя - здесь можно найти ответы на многие вопросы - как был организован досуг: это и занятия спортом, походы, рыболовство, литературные игры (причем не имеющие политического подтекста - например, в слова, отгадай фразу); организация мастерской, элементарные бытовые навыки - уборка комнаты, выведение пятен, уход за обувью; советы натуралисту, любопытно выглядит, что пионеру второй ступени нужно уметь выращивать овощи и кукурузу (напомню, это конец 1950-х гг., ей посвящены две страницы: «кукуруза чудесница», «хорошо растет и дает урожаи даже на берегах Белого моря» [1]), то есть связь с директивами правительства присутствует. Но в том, что бы «посадить деревце, оберегать полезных птиц, уважать старших» [1] нет ничего политического. Основы медицинских знаний, также пригодятся всем, независимо от политической и иной принадлежности.
Конечно, ярко отражают эпоху предметы для коллекционирования, современным подросткам вряд ли придет в голову собирать спичечные этикетки или марки.
История XX века показала, что в нашей стране смена власти уничтожает все существовавшие ранее порядки, не важно, положительное они имели значение, или нет. Понимание приходит лишь тогда, когда мавр сделал свое дело. Эта участь постигла и пионерскую организацию. Не беремся судить, возможно, и нужно ли возрождать пионерию с тем же размахом и идеологическими принципами, что существовали в XX веке. Однако доля рационального зерна в этом, безусловно, присутствует. А печальная статистика роста детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма заставляет задуматься: что мы делаем не так? Но вопрос этот, к сожалению, для многих остается риторическим. Казалось бы, достаточно вспомнить историю - пионер, как известно, всем ребятам пример.
Литература
[1] «Товарищ». Записная книжка пионера. М.: Издательство ЦК ВЛКСМ, 1959.