Работа со СМИ, опыт, состояние и перспективы
Работа со СМИ это часть работы по использованию документов. Чтобы представить объем работы по этому направлению приведу статистику за последние годы:
2003 | 2004 | 2005 | 1 пол. 2006 | |
Издано статей | 13/19 | 24/21 | 7/18 | 11/12 |
Телесюжеты: | 17 | 29 | 12 | 12 |
Радиопередачи | 3 | 20 | 14 | 6 |
Информации на сайте | 2 | 26 | 32 | 17 |
Необходимо отметить, что подсчет велся не всегда в одном масштабе (Статьи и информации, разделены на научные журналы и информационные)
Статистика предмет безусловно интересный, однако он не отражает всего содержания процесса. В деле работы со СМИ, на мой взгляд, накоплен большой опыт и создана определенная система работы. Прежде всего, ее можно систематизировать по видам самих СМИ.
Телевидение, такие компании, как «Рифей», «Т7», «Авто ТВ», «Информ ТВ»:
- Установлены деловые отношения с сотрудниками: руководителями новостных циклов передач и корреспондентами. Практика показала, что рассылка пресс-релизов малоэффективна, горазда больший эффект имеет личная беседа с редактором, разъяснение особенностей мероприятия и только как подкрепление этого разговора - пресс-релиз;
- Информационный повод – наше мероприятие (презентация, урок Мира, готовящийся проект, завершение проекта, памятная дата календаря). Необходимо подчеркнуть, что выбор, несмотря ни на что, остается за ТВ. Опыт показывает, что откликаются на «действо» в большей степени, хотя какое-то календарное событие, в период информационного затишья также может привлечь внимание;
- Сейчас существует жесткий принцип отдела: если обратились сами сотрудники телевидения, то мы прикладываем все усилия для исполнения их пожеланий. Такое отношение с нашей стороны и позволило закрепить положительный имидж архива у ТВ. Можно перечислить ряд передач, сделанных по этому принципу, которые действительно были интересны и нашли широкий отклик у публики: «К юбилею первой русской революции» («Рифей»), «День защитника Отечества», «Традиции празднования дня Победы»;
- В последнее время мы отказались от самостоятельной полной подготовки телевизионной передачи с самостоятельным выбором темы, написанием полного по-кадрового сценария. Это связано с тем, что колоссальные затраты времени с нашей стороны заканчиваются очень часто отказом ТВ;
- В текущем году накоплен новый, на мой взгляд удачный опыт работы, когда были организованы передачи с привлечением специалистов других отделов для рассказа о работе над проектами и спецификой работы архива.
- Есть некоторый опыт использования наших документов при создании телевизионных фильмов. «Царь Борис» Н. Чернова, однако здесь есть много вопросов.
В целом можно говорить о сложившихся нормальных деловых отношениях с телевидением. Нас знают, для них мы узнаваемы, они имеют свое представление о нас и, если нас не перебивают в информационном плане звезды местной администрации, то ТВ идет на контакт. (Хотелось бы отметить личный вклад М.Г. Нечаева, далеко выходящий за рамки учреждения).
Хотелось бы остановиться на такой проблеме, как циклы передач. Здесь у нас нет во -первых, достаточного штата сотрудников, во-вторых, отсутствуют на телевидении циклы передач, которые позволили бы вписаться нашей информации, даже такой новый цикл, как «Новости культуры» не чисто наш профиль. Платные фильмы это несколько другой аспект, и другой уровень, который отдел решать не может.
Безусловно, и проблемы в работе с телевидением общего плана. Из-за хронической спешки сотрудники ТВ не предоставляют нам возможность согласовывать выходящий в эфир материал, поэтому возникают неизбежные накладки: искажается смысл отдельных высказываний, фрагментарность изложения темы, произвольное толкование предоставленной информации, и даже прямые ошибки при передаче материала репортерами.
Печать. Установлены деловые отношения с редакторами таких изданий, как «Федеральный вестник Прикамья», «Наш отчий край», «Промышленная безопасность и экология», «Пермь православная», отказались от «Вести с Урала» (сомнительные предвыборные издания, нет необходимости печататься хотя бы где, за «Христа ради», что не улучшает имиджа архива )
Здесь сложились следующие традиции:
- Тема предлагается журналом или подробно согласовывается с ним;
- Информация излагается в общем стиле издания;
- Отрадно, что данные издания печатают наши материалы под специальной рубрикой – «Хронограф», «История»;
- В последнее время ослабли связи с «Пермью Православной», но Л.В. Масалкина обещала летом поработать с нашими источниками, да вот случился ремонт. (Нужно сказать, что издательская работа от этого несколько пострадает, хотя ремонт возможно тоже информационный повод).
В последние три года мы отказались от попыток размещать материалы в местных газетах. Это связано с экономической ситуацией – платой за размещение, конкуренцией с постоянными авторами, и превращением информации в товар, причем наш добротный в научном и идеологическом плане товар оказался не ходовым, «жареные факты», заказные материалы пользуются в сравнении с нами гораздо большей популярностью. Поэтому сейчас мы работаем только адресно, по предварительной договоренности, это экономит время и дает реальные результаты. Почти полностью изжиты «написанные, но не напечатанные» материалы.
Информация на сайте
Данный вид работы имеет как самостоятельное значение, так и оказывает влияние на все другие виды работ, связанные со СМИ. Посещение этой страницы сайта журналистами позволяет им использовать наши материалы, практически не посещая архива. С одной стороны это не этично с их стороны, с другой, это расширяет наше присутствие в общем информационное поле СМИ и приводит к нам новых корреспондентов.
Радио
Работа с радио носит в большей степени информационно-новостной характер, сообщения в местных новостях предваряют наши мероприятия. Благодаря сотрудничеству с Р.Маматовой в эфир выходят передачи о прошедших у нас мероприятиях.
Информация нашего сайта позволила обратиться к нам корреспондента Итар-ТАСС «Поволжье» - РИА Новости «Поволжья». Связь с ним осуществляется по телефону, новости звучат в передачах этой волны.
В связи с рассматриваемым вопросом хотелось бы уточнить некоторые проблемы позиционирования:
-
«Кто мы», С какой позиции должен подаваться материал:
- частного лица, имеющего свои личные взгляды,
- научного учреждения,
- научно-просветительского учреждения,
- структуры администрации (как представляется Е.О. Сухорецкой).
На мой взгляд, существует очень сложная задача, а возможно даже необходимость совмещения всех этих позиций. Однако если мы возьмем конкретный пример – выступление в печати, то увидим, что требования различных изданий принципиально расходятся.
Следует напомнить, мы имеем очень небольшой штат пишущих сотрудников, поэтому здесь видится следующий выход: документальный материал, выявленный и использованный для одного издания, предположим «Федерального вестника», где требуется исторический анализ проблемы и легкое изложение интересного и малоизвестного материала, затем переработать, с точки зрения специфики анализа источников для «Отечественных архивов», или «Архивов Урала».
Хотелось бы заметить, что наше руководство совершенно не оправдано обращает внимание лишь на издание популярные, между тем подготовка тезисов, участие в научных конференциях и сотрудничество с профессиональными изданиями дело не менее важное, а для имиджа архива и более нужное.
- «Наша концепция»:
-
как сотрудники государственного учреждения, мы должны ориентироваться на государственную идеологию, однако, пока что таковой не существует, и, стало быть, ориентир официально не задан (возможно, это и не плохо),
-
пресса стала частной и поэтому наша информация из идеологической превратилась в товарную продукцию,
-
каков же наш товар? На мой взгляд – документы, которые нами комментируются с высокой степенью объективности. На другие позиции мы скатываться не должны.
-