Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)







АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



22.03.2023 №224



О присвоении наименований городским объектам



В соответствии с Уставом города Перми, решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2013 г. № 45 «Об утверждении Порядка присвоения наименований городским объектам и установки объектов монументального искусства на территории города Перми, Положения об Общественном совете по топонимике при Главе города Перми», протоколом заседания Общественного совета по топонимике при Главе города Перми от 29 декабря 2022 г. № 4

1. [...]

2. Переименовать площадь Европы в площадь Трех столетий.

3. Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми внести соответствующие наименования в адресный реестр города Перми, федеральную информационную адресную систему.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

5. Управлению по общим вопросам администрации города Перми обеспечить опубликование настоящего постановления в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

6. Информационно-аналитическому управлению администрации города Перми обеспечить опубликование (обнародование) настоящего постановления на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Перми Андрианову О.Н.



Глава города Перми А.Н. Дёмкин







АРХИВНАЯ СПРАВКА
о городском объекте «Площадь Европы» в городе Перми



31.10.2022 №1069



Площадь Европы находится в г. Перми по координатам 58.021309° северной широты и 56.253626° восточной долготы. С нее начинается улица Монастырская, следующая в направлении железнодорожного вокзала станции Пермь II. Площадь Европы находится в 150 метрах от места впадения реки Егошихи в реку Каму. Река Егошиха положила начало г. Перми, поскольку на этой реке был основан Егошихинский медеплавильный завод.

В 1720 г. по распоряжению Петра Великого капитан-поручик артиллерии Василий Никитич Татищев отправился на Урал для постройки заводов по выплавке меди и серебра. Им было осмотрено место в устье реки Егошихи, где имелось месторождение медной руды, и было принято решение о строительстве здесь медеплавильного завода. Выбор В.Н. Татищева был обусловлен и тем, что р. Егошиха впадала в р. Каму, что давало возможность вывозить производимую продукцию речным путем.





В мае 1723 г. строительство Егошихинского медеплавильного завода было начато. Дата начала строительства этого предприятия – 4 мая 1723 г. - считается датой основания г. Перми. Строительство завода велось очень быстрыми темпами. К концу 1724 г. были построены: деревянная плотина на реке Егошихе длиной в 260 саженей и высотой в 4 сажени с двумя сливными проемами; плавильня с шестью печами; две «колесные» избы, в которых располагались гидравлические колеса, являвшиеся основным источником механической силы завода; кузница и очистительная фабрика с двумя обжигательными горнами и гидравлическими мехами; две обжигальни для подготовки руды и присадок, а также сараи и амбары для руды, угля и вспомогательных материалов. Был построен и жилой поселок завода.

Завод был построен в низине Егошихинского лога, производственные сооружения и жилые постройки располагались параллельно р. Егошихе. Часть жилых сооружений возвышалась над заводской площадкой на склонах лога. Место, где стоял Егошихинский медеплавильный завод, находится в 200 метрах от площади Европы.





Для вывоза производимой Егошихинским медеплавильным заводом продукции на р. Каме была построена пристань. Уже в 1724 г. первое судно, груженное чистой штыковой медью, было отправлено из Егошихи по рекам Каме, Волге и Оке в г. Москву. Егошихинская пристань была первой крупной пристанью на р. Каме. Она была размещена в удобном месте на скрещении водных путей, которые вели сюда с верховьев рек Камы и Чусовой с одной стороны и из Поволжья с другой. Место, где располагалась Егошихинская пристань, находится в 50 метрах от площади Европы.





Значение Егошихинской пристани существенно возросло после того, как в 40-е гг. XVIII в. через поселок Егошихинского завода стал проходить основной торговый путь из Сибири в Поволжье. Товары с Макарьевской ярмарки доставлялись судами на пристань Егошихи, здесь их разгружали и по суше отправляли в Сибирь. Сибирские купцы доставляли свои товары на Егошихинскую пристань, здесь их грузили на суда и отправляли в центральные и южные районы России. С верховьев рек Камы и Чусовой железо и другую продукцию горнозаводского Урала также привозили на Егошихинскую пристань, откуда ее забирали суда, прибывавшие из других регионов страны. За время стоянки кораблей на Егошихинской пристани на них производили перевалочные и ремонтные работы. Особенно много выполнялось работ по перевалке грузов. Они проводились в связи с тем, что на р. Чусовой и на р. Каме были разные условия плаванья и неодинаковые путевые глубины, вследствие чего некоторые суда загружались в пунктах отправления не на полную осадку. А на транзитном фарватере глубины позволяли вести суда с большей осадкой, поэтому на Егошихинской пристани их догружали.

Суда, плывшие с верховьев р. Камы и р. Чусовой в центральные регионы России или в г. Санкт-Петербург останавливались на Егошихинской пристани и здесь готовились к дальнейшему плаванью. В поселке Егошихинского завода набирали лоцманов, знавших транзитный плес. Здесь же пополняли судовые команды, заменяли такелаж, брали новые запасы продовольствия. К началу 60-х гг. XVIII в. Егошихинская пристань превратилась в важнейший транспортный узел на Урале.

Численность населения Егошихи быстро росла и возникла необходимость строительства здесь православного храма. В 1724 г. для жителей поселка Егошихинского завода была построена деревянная церковь апостолов Петра и Павла, которую освятили в 1726 г. Это было первое храмовое сооружение г. Перми. Находилось оно в 200 метрах от нынешней площади Европы.

Однако, деревянная церковь была небольшой и не могла вместить всех прихожан, поэтому в 1757 г. справа от нее была построенная каменная церковь апостолов Петра и Павла. Это было первое каменное здание поселка Егошихинского завода. Оно стояло на ровном высоком плато над береговыми пристанями. Освящена церковь Петра и Павла была в 1764 г. Церковь Петра и Павла находится в 240 метрах от площади Европы. После создания в 1781 г. Пермского наместничества церкви Петра и Павла был придан статус собора. Вплоть до освящения в 1819 г. Спасо-Преображенского кафедрального собора Петропавловский собор являлся основным храмом г. Перми.





Превращение Егошихинской пристани в важнейший транспортно-перевалочный узел Урала привело к бурному развитию здесь торговли. В поселке Егошихинского завода поселились купцы, покупавшие товары с судов на пристани. В 1750-е гг. на берегу р. Камы ниже устья р. Егошихи был построен деревянный гостиный двор. Часть этого гостиного двора располагалась на территории нынешней площади Европы. Также возле Егошихинской пристани было построено много складских помещений, в которых хранилась привезенная по р. Каме продукция. В 60-е гг. XVIII в. на берегу р. Камы в районе Егошихи стояло около десяти деревянных купеческих лабазов. В 1768 г. было построено большое деревянное здание склада на том месте, где сейчас стоит памятник градостроительства и архитектуры Пермского края «Лабазы» на площади Европы. Бурное развитие торговли на Егошихинской пристани привело к появлению здесь большого количества грузчиков, которые селились недалеко от р. Камы.

После основания в 1780 г. губернского города Перми значение пермской пристани еще больше возросло. Строительные материалы, необходимые для сооружения большого города доставлялись в основном по р. Каме. Этим же путем на место нового города прибывали многие его строители, а также те, кто должен был составить население будущей губернской столицы: чиновники, священнослужители, военнослужащие.

В XIX веке большое влияние на развитие г. Перми оказало появление парового судоходства. В 1846 г. возникло Пермское пароходное общество, пустившее по р. Каме деревянный буксирный пароход под названием «Пермь». Учредителями этой первой частной пароходной компании были пермские предприниматели В.В. Парначев, О.Л. Цветков и Н.И. Ильин. В 1850 г. Пермское пароходное общество пустило по р. Каме второй пароход под названием «Кяхта».

В 1865 г. пассажирское пароходство в г. Перми открыли братья Федор и Григорий Каменские. На берегу р. Камы ими были построены несколько деревянных пристаней, складских помещений и амбаров, а также здание конторы пароходства. Здание конторы братьев Каменских находится на площади Европы. Пароходство братьев Каменских быстро стало одним из самых больших и известных в Прикамье и в Поволжье. Его пароходы «Иоанн», «Михаил», «Александр» и «Василий» перевозили пассажиров и грузы от г. Перми до г. Нижнего Новгорода.





Полученная от этих перевозок прибыль позволила купцам Каменским расширить свое дело и в 1871 г. ими был создан торговый дом «Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские». Основной деятельностью товарищества были перевозки грузов по Каме, Волге, Оке и другим судоходным рекам России. Вскоре братьями Каменскими был построен литейно-механический завод на р. Каме, где производилось железо и осуществлялись строительство и ремонт речных судов. В 1880-х гг. по р. Каме ходило десять пароходов, принадлежавших Каменским.

Купцы Каменские активно занимались благотворительностью. Ими были приобретены и отремонтированы здания для женского училища 1-го разряда, преобразованного впоследствии в Мариинскую женскую гимназию, для детского приюта и Пермской городской общественной богадельни. Также братьями Каменскими были выделены крупные пожертвования на создание в г. Перми Успенского женского монастыря, на строительство храма во имя Воскресения Христова, храма Св. Благоверного князя Александра Невского и церкви при пересыльной тюрьме во имя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1865-1869 гг. Ф.К. Каменский являлся Пермским городским головой. Оба брата Каменских были удостоены звания потомственных почетных граждан г. Перми.





В 1878 г. в г. Перми было создано грузовое пароходство Н.В. Мешкова. К середине 1880-х гг. Н.В. Мешков владел восьмью пароходами, несколькими пристанями на р. Каме и двумя судоремонтными мастерскими. В 1885 г. Николай Васильевич приобрел участок земли на набережной р. Камы в г. Перми, на котором стояли руины особняка дворян Яковлевых, сгоревшего в 1842 г. На этом месте Н.В. Мешков решил построить свой особняк, проект которого был разработан пермским архитектором А.Б. Турчевичем. Особняк был построен в 1889 г. и представлял собой красивое здание в стиле позднего классицизма с арками, коринфской колоннадой, балконами, богатой лепниной на стенах и каменными вазами на балюстраде. На протяжении длительного времени особняк Н.В. Мешкова считался самым красивым зданием г. Перми. Особняк Н.В. Мешкова находится менее чем в 500 метрах от площади Европы.

В начале ХХ века Н.В. Мешков стал крупнейшим пароходчиком в Прикамье. В 1914 г. им было приобретено имущество торгового дома «Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские» и создана пароходная компания «Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские и Н.В. Мешков», осуществлявшая пассажирские и грузовые перевозки по рекам Каме, Волге, Оке, Москве-реке и т.д.





Н.В. Мешков также активно занимался общественной деятельностью и благотворительностью. Он являлся гласным Пермского губернского земского собрания и Пермской городской думы, членом правления Пермского отделения Крестьянского банка, членом Губернского училищного совета и почетным членом Общества содействия начальному образованию. При активном участии Н.В. Мешкова в г. Перми были созданы фонд помощи сельским учителям и Народный дом, а также построено здание для Кирилло-Мефодиевского начального училища. Большой вклад Николай Васильевич внес и в открытие в г. Перми университета. Он активно ходатайствовал об эвакуации в г. Пермь в 1915 г. университета из г. Юрьева Лифляндской губернии, к которому приближалась линия фронта. Однако, это учебное заведение было эвакуировано в г. Воронеж, и тогда Н.В. Мешков добился открытия в г. Перми в 1916 г. отделения Петроградского университета. Николай Васильевич передал новому учебному заведению комплекс принадлежавших ему построек, ставших первыми корпусами университета и пожертвовал на нужды университета 500 000 рублей. В 1917 г. Пермский университет получил статус самостоятельного учебного заведения, а Н.В. Мешков был избран почетным членом Совета университета. Ранее, в 1912 г., Николай Васильевич был удостоен звания почетного гражданина г. Перми.





Несмотря на бурное развитие речного транспорта во второй половине XIX века, удовлетворить все транспортные потребности Пермской губернии он не мог, поэтому в 1874 г. было принято решение о строительстве Уральской горнозаводской железной дороги.

В 1877-1878 гг. был построен первый в г. Перми железнодорожный вокзал на станции Пермь I. Место для вокзала было выбрано с учетам близости к нему пермских пристаней на р. Каме, что давало возможность в короткие сроки переместить грузы с железнодорожного транспорта на речной и наоборот. У пассажиров также появилась возможность быстро пересесть с парохода на поезд или с поезда на пароход. Здание вокзала состояло из четырех секций: ресторан; зал ожидания для пассажиров 1-го и 2-го классов с мягкими диванами; зал ожидания для пассажиров 3-го и 4-го классов с жёсткими диванами и билетные кассы. Со стороны посадочных платформ был сооружен навес для защиты пассажиров от непогоды. Здание железнодорожного вокзала станции Пермь I примыкает непосредственно к площади Европы.





Для ремонта вагонов и паровозов Уральской горнозаводской железной дороги напротив железнодорожного вокзала были построены Главные железнодорожные мастерские. Они состояли из двенадцати отделений: паровозносборного, котельного, меднолитейного, чугунолитейного, механического, отделения для жестяных работ, вагонно-сборного, столярного и модельного, помещения для постоянной машины и паровых котлов, кузницы, обойной и кладовой. Главные железнодорожные мастерские Уральской железной дороги были оснащены современным оборудованием и имели немало квалифицированных рабочих, что позволяло ежегодно производить здесь ремонт большого количества вагонов и паровозов. Здание, в котором располагались Главные железнодорожные мастерские Уральской железной дороги, находится в 90 метрах от площади Европы.

В 1880-1890-е гг. рядом с железнодорожным вокзалом станции Пермь I был построен комплекс зданий Управления Уральской железной дороги из двух зданий, соединенные между собой надземным переходом через пути. Сохранившееся до наших дней основное здание Управления Уральской железной дороги находится в 320 метрах от площади Европы.





Строительство Уральской железной дороги и соединение ее в 1896 г. с основной железнодорожной сетью Российской Империи существенно повысили значение г. Перми как крупного транспортного центра. Теперь многие люди, ехавшие из центральных регионов России в Сибирь и на Дальний Восток, добирались до г. Перми на пароходах, пересаживались здесь на поезда и ехали дальше. Именно так в г. Перми в 1890 г. оказался известный российский писатель А.П. Чехов.

В апреле 1890 г. Антон Павлович отправился в поездку на остров Сахалин с целью сбора материала для задуманной им книги, посвященной жизни населения Сахалина. Из г. Москвы А.П. Чехов на поезде добрался до г. Ярославля, здесь пересел на пароход, который довез его до г. Казани, затем пересел на другой пароход, на котором доплыл до г. Перми. В г. Пермь А.П. Чехов прибыл 27 апреля 1890 г. в два часа ночи и сошел с парохода на одной из городских пристаней. Пассажирские пристани г. Перми находились в 200 метрах от площади Европы. Поезд, на котором писатель должен был следовать дальше в г. Екатеринбург отходил от железнодорожного вокзала станции Пермь I только в шесть часов вечера. Утром 27 апреля 1890 г. А.П. Чехов отправился на Мотовилихинский завод и осмотрел его. Также у Антона Павловича состоялась продолжительная беседа с техником Уральской железной дороги А.И. Чайкиным, от которого он узнал много сведений о г. Перми. В шесть часов вечера 27 апреля 1890 г. А.П. Чехов сел на поезд на железнодорожном вокзале станции Пермь I и поехал в г. Екатеринбург, откуда намеревался продолжить свое путешествие на Сахалин.





В 1890 г. А.П. Чехов пробыл в г. Перми недолго, но определенное впечатление город на него произвел. В 1900 г. Антон Павлович написал пьесу «Три сестры» и в письме, адресованном писателю А.М. Горькому, отметил, что ее действие «происходит в провинциальном городе вроде Перми...». Согласно мнению ряда пермских краеведов, прототипами главных героинь этой пьесы сестер - Прозоровых были сестры Оттилия, Маргарита и Эвелина Циммерман. Они являлись дочерьми старшего врача Александровской больницы статского советника В.И. Циммермана. В 1886 г. сестры Циммерман открыли в г. Перми первую частную начальную школу, которая в 1903 г. была преобразована в мужскую частную прогимназию, а в 1907 г. получила статус мужской частной гимназии. Сестры-основательницы сами преподавали в этой школе и были настоящими подвижницами своего дела.





В июне 1902 г. А.П. Чехов посетил г. Пермь во второй раз. Писатель тогда был приглашен известным предпринимателем С.Т. Морозовым в его имение, которое находилось в поселке Всеволодо-Вильва Соликамского уезда Пермской губернии. 21 июня 1902 г. Антон Павлович прибыл в г. Пермь на пароходе «Кама». Сойдя с парохода на одной из городских пристаней в районе нынешней площади Европы писатель взял извозчика и отправился в гостиницу при Пермском Благородном собрании, где переночевал, а утром 22 июня он вернулся на пристань и сел на пароход, отправлявшийся в г. Усолье. Из г. Усолья А.П. Чехов на поезде поехал в п. Всеволодо-Вильва, где располагалось имение С.Т. Морозова. Здесь Антон Павлович гостил три дня, во время которых гулял, рыбачил, общался с местными жителями. 26 июня 1902 г. писатель вернулся в г. Пермь и вновь поселился в гостинице при Пермском Благородном собрании. Два дня А.П. Чехов провел в г. Перми. За это время писатель совершил поездку на Мотовилихинский завод, посетил Курьинские дачи на правом берегу р. Камы, отправил письма с городской почты, побывал в Загородном саду и прогулялся по набережной р. Камы. 28 июня 1902 г. А.П. Чехов покинул г. Пермь и отправился в г. Нижний Новгород.





В июле 1914 г. г. Пермь посетила Великая Княгиня Елисавета Федоровна, сестра Императрицы Александры Федоровны, основательница Марфо- Мариинской обители милосердия. Великая Княгиня совершала тогда паломническую поездку, конечной целью которой было посещение Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. В этой поездке Елисавету Федоровну сопровождали ее сестра, принцесса Виктория Баттенбергская со своей дочерью принцессой Луизой, казначея Марфо-Мариинской обители милосердия В.С. Гордеева, гофмейстер императорского двора А.П. Корнилов и егермейстер императорского двора А.А. Зуров. О визите в г. Пермь Елисаветы Федоровны было известно заранее, поэтому представители городских властей к нему должным образом подготовились. Были проведены работы по благоустройству городской набережной, на всех городских пристанях были вывешены государственные флаги и гирлянды из электрических лампочек.





Елисавета Федоровна и сопровождающие ее лица прибыли в г. Пермь на пароходе «Межень» 12 июля 1914 г. На пристани Великую Княгиню и прибывших с ней лиц встречали губернатор Пермской губернии И.Ф. Кошко в сопровождении губернских и городских чиновников, а также большое количество жителей г. Перми, заполнивших собой всю камскую набережную. Пристань, на которой встречали Елисавету Федоровну, находилась в 100-200 метрах от площади Европы. После торжественного приветствия и подношения хлеба-соли Елизавета Федоровна отправилась в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где ее встретил епископ Пермский и Соликамский Палладий в сопровождении многих других священнослужителей. Великая Княгиня приняла участие в богослужении в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, а затем состоялась ее встреча с представителями Пермского духовенства в архиерейском доме. 13 июля 1914 г. Елисавета Федоровна в сопровождении губернатора Пермской губернии И.Ф. Кошко и епископа Пермского и Соликамского Палладия посетила Пермский успенский женский монастырь, а затем отправилась на вокзал железнодорожной станции Пермь I. На вокзале собралось много жителей г. Перми, приветствовавших Великую Княгиню. От станции Пермь I Елисавета Федоровна и сопровождавшие ее лица проехали на поезде до станции Ергач, откуда они отправились в открытых экипажах в Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь.





Революционные события 1917 г. и последовавшая за ними гражданская война крайне негативно сказались на развитии судоходства на р. Каме. Многие речники погибли или вынуждены были покинуть территорию Прикамья, большое количество пристаней и пароходов было повреждено или уничтожено. Только к середине 1920-х гг. судоходство на р. Каме и функционирование пристаней г. Перми было восстановлено в полном объеме. В 1931 г. было создано Камское речное пароходство, начальником которого стал бывший председатель Пермского окрисполкома А.Н. Златогорский. Управление Камского речного пароходства было размещено в бывшем особняке Н.В. Мешкова в г. Перми.

В начале 1930-х гг. в связи с быстрым развитием промышленности, образования, здравоохранения и культуры в г. Перми поток пассажиров и грузов, прибывающих в город по р. Каме, значительно увеличился. Возникла необходимость создания в г. Перми большого речного вокзала, строительство которого было начато в 1932 г. Автором проекта здания Пермского речного вокзала был знаменитый советский архитектор А.З. Гринберг. Торжественная церемония открытия вокзала состоялась 6 октября 1940 г. Поскольку г. Пермь в марте 1940 г. был переименован в г. Молотов, то и открытое здание было названо Молотовским речным вокзалом. Здание вокзала состояло из трех частей. В центральной части вокзала находились вестибюль, кассовый зал и ресторан. В левом крыле здания были зал ожидания и гостиница, а в правом крыле находились служебные помещения Камского речного пароходства. Правый торец здания речного вокзала выходит на нынешнюю площадь Европы.





Новое здание было удобным и комфортабельным и его появление сделало прибытие или отправку из города водным путем значительно более простым делом, чем это было прежде. В период навигации здание речного вокзала использовалось по прямому назначению, а после закрытия навигации в нем проводились различные досуговые и праздничные мероприятия.

В годы Великой Отечественной войны на речной вокзал прибывали граждане, эвакуированные из прифронтовой полосы, сюда же привозили по реке раненых военнослужащих Красной Армии. Также на речной вокзал г. Молотова доставлялись ценные грузы из различных городов Советского Союза, к которым приближалась линия фронта. Например, в сентябре 1941 г. на речной вокзал прибыла баржа с произведениями искусства из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, которые затем были размещены в помещениях Молотовской государственной художественной галереи.





В 1950-1980 гг. судоходство на р. Каме динамично развивалось. К грузовым и пассажирским перевозкам добавились туристические круизы, и на Пермский речной вокзал прибывали туристические теплоходы из многих городов Советского Союза. В 1970-е гг. большинство посещавших г. Пермь туристов побывали здесь именно во время речных круизов. Это вызвало необходимость строительства в г. Перми крупного торгового центра недалеко от речного вокзала, в котором туристам и жителям города был бы представлен широкий ассортимент товаров. Таким центром стал открытый в декабре 1982 г. магазин «Речник», являвшийся крупнейшим торговым учреждением в системе управления рабочего снабжения Камского речного пароходства. В магазине имелись продовольственный, обувной и галантерейный отделы, а также специализированный отдел для работников речного флота и кафетерий. В торговом зале продовольственного отдела магазина впервые в г. Перми была введена система самообслуживания. Широкий ассортимент товаров, представленных в магазине «Речник», быстро сделал его одним из наиболее посещаемых торговых центров г. Перми. Здание, построенное для магазина «Речник», находится на площади Европы.





В апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. Для ликвидации ее последствий в район катастрофы отправлялись сотни тысяч специалистов со всего Советского Союза. В этих работах приняла участие и команда дизель-электрохода «Азербайджан» Камского речного пароходства. Отправка дизель-электрохода «Азербайджан» в район ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС происходила от пристани Пермского речного вокзала, находящейся в 50 метрах от площади Европы.

Дизель-электроход «Азербайджан» был построен в Чехословакии в 1953 г. и первоначально принадлежал Волжскому речному пароходству. В 1961 г. дизель-электроход был передан Камскому речному пароходству и использовался для совершения туристических круизов по маршруту Пермь-Астрахань-Пермь. В 1986 г. вскоре после аварии на Чернобыльской атомной электростанции Министерство речного флота РСФСР приняло решение о направлении в район катастрофы десяти дизель-электроходов от разных речных пароходств республики. От Камского речного пароходства в район проведения работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС был отправлен дизель-электроход «Азербайджан». Для защиты от радиации и холода дизель-электроход был обшит специальными щитами из непромокаемой фанеры и утеплителя.





В сентябре 1986 г. дизель-электроход «Азербайджан» прибыл в с. Страхолесье Иванковского района Киевской области. Здесь он использовался в качестве общежития для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В каютах дизель-электрохода проживало 220 человек, которых ежедневно автобусами отвозили к месту проведения работ по ликвидации последствий аварии. В команде дизель-электрохода «Азербайджан» было 48 человек, из них 32 человека – члены экипажа и 16 человек – работники ресторана. Помимо обеспечения надлежащих условий проживания и питания на борту дизель-электрохода участников ликвидации последствий аварии, члены команды занимались также снабжением электроэнергией береговой инфраструктуры и осуществляли контроль за радиационной обстановкой в район стоянки.





В декабре 1986 г. дизель-электроход «Азербайджан» покинул с. Страхолесье Иванковского района Киевской области и отправился в с. Неданчичи Репкинского района Черниговской области, где стал использоваться в качестве плавучего общежития для строителей г. Славутич. В этот город Киевской области предполагалось частично переселить население, эвакуированное из подвергшегося радиоактивному загрязнению г. Припяти. В с. Неданчичи Репкинского района Черниговской области дизель-электроход «Азербайджан» находился до июля 1989 г., а затем он был отведен в г. Севастополь. К этому времени управлением Камского речного пароходства было принято решение о списании дизель-электрохода «Азербайджан», поэтому в г. Севастополе он был продан Научно-производственному объединению реле и автоматики из г. Киева, а его команда вернулась в г. Пермь.





В 1993 г. Камское речное пароходство Министерства речного флота было преобразовано в акционерное общество «Судоходная компания «Камское речное пароходство», которое по прежнему размещалось в бывшем особняке Н.В. Мешкова в г. Перми. В 2006 г. власти г. Перми выкупили это здание у акционерного общества и с 2007 г. в бывшем особняке Н.В. Мешкова находится Пермский краеведческий музей.

Речной вокзал функционировал в г. Перми до 2004 г., а затем был закрыт. В 2010-2013 гг. в здании бывшего речного вокзала размещался Пермский музей современного искусства «PERMM», а с 2017 г. в нем находится Исторический парк «Россия-Моя история. Пермский край».

Справка составлена на основании документов Пермского государственного архива социально-политической истории из фондов Пермского горкома КПСС (Ф.1); Ленинского райкома КПСС (Ф.78); архивной коллекции печатных изданий (Ф.5738); коллекции фотодокументов архива (Ф.8043); личного фонда кандидата исторических наук, заместителя директора Уральского центра истории науки и образования при ПГУ Р.А. Ошурковой (Ф.5268) и личного фонда кандидата исторических наук, директора Государственного общественно-политического архива Пермской области М.Г. Нечаева (Ф.1048).



Список источников

1. ПермГАСПИ. Ф.1. Оп.1. Д.176
2. ПермГАСПИ. Ф.78. Оп.1. Д.88, 161
3. ПермГАСПИ. Ф.1048. Оп.2. Д.6
4. ПермГАСПИ. Ф.5268. Оп.1. Д.295, 334
5. ПермГАСПИ. Ф.5738. Оп.27. Д.339
6. ПермГАСПИ. Ф.8043. Оп.1Е. Д.184; Оп.1Ж. Д.2808



Директор
Пермского государственного архива
социально-политической истории С.В. Неганов