Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению уроков / внеурочных занятий по теме:
«Соловецкие юнги Молотовской области»
для обучающихся основной и средней школы



Авторы:
Женина Лариса Викторовна
, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой общего образования Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Пермского края;
Конькова Елена Александровна, преподаватель истории ФГКОУ «Пермское Суворовское военное училище»;
Соколова Ирина Владимировна, преподаватель истории ФГКОУ «Пермское Суворовское военное училище»;
Корчагина Ольга Игоревна, преподаватель истории ФГКОУ «Пермское Суворовское военное училище»;


При содействии сотрудников ПермГАСПИ:
Неганов Сергей Васильевич, директор архива;
Подвинцева Ирина Владимировна, главный архивист отдела комплектования;
Старкова Марина Анатольевна, заместитель директора по науке;
Баяндина Нина Петровна, заведующий сектором комплектования личных фондов;
Кочигина Юлия Николаевна, начальник отдела комплектования



Методические рекомендации разработаны в помощь учителям истории, классным руководителям для проведения уроков/внеурочных занятий Памяти о событиях Великой Отечественной войны. Важной частью данных уроков является рассмотрение сюжетов, освещающих вклад нашего региона (Молотовской области) в победу в Великой Отечественной войне. Одна из важных составляющих урока: показать подвиг молодых людей, проживающих вдали от моря, в глубоком тылу, на территории, значительно удаленной от театра военных действий, сделавших добровольный выбор для обучения в качестве юнг для службы в Военно-морском флоте. Значимым акцентом занятий является показ добровольческого порыва молодых людей участвовать в защите своей Родины.

Главное внимание на уроках предлагается уделить работе с документами Пермского государственного архива социально-политической истории, представленных на сайте ПермГАСПИ (Раздел: Единый Пермский общекраевой Банк информации по Великой Отечественной войне https://www.permgaspi.ru/ . Портал Юнги Пермского края (документы, новости. Публикации). Исторические документы эпохи войны, представленные на сайте, могут рассматриваться как неоспоримые источники, позволяющие реконструировать образы молодых людей военного времени (фотографии, документы, воспоминания и пр.), образы победы.

Важным для данных уроков является духовно-нравственная и воспитательная составляющая: обращение к исторической памяти, сопереживание и сопричастность людям прошлого, сохранение в памяти поколений героических страниц прошлого. Осмысление значимости действий, переживаний простого человека в условиях военного времени позволяет формировать у обучаемых чувство сопричастности с трагическими страницами истории, понимание условий жизни военного поколения и в итоге формирование российской и региональной идентичности на основе подлинных документов.

Были разработаны 2 модели уроков для разных возрастных групп: 5-8 класс, 9-11 классы.

Целями проведения уроков является воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашего края, воспитание чувства сопереживания и гордости за свое Отечество на примере жизни и подвига юношей Молотовской области в годы войны.

Задачи проведения уроков:

– Создавать условия для осмысления школьниками важности героических страниц российской истории, значения Великой Победы для судеб жителей нашего края, страны и человечества в целом.

– Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей, в том числе таких, как чувство глубокого уважения к героизму молодых людей в годы Великой Отечественной войны, уважение к памяти павших в годы войны, чувство нравственного долга перед ветеранами и участниками фронта, общими усилиями остановивших войну.

– Организовывать работу с историческими документами, достоверно свидетельствующими о вкладе региона в Великую Победу, рассказывающими о трудностях выбора жизни, сложностях быта юношей в военное время, о чаяниях, надеждах и мечтах о победе.

– Способствовать воспитанию локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах биографий молодых людей, связанных с историей края в годы Великой Отечественной войны.

– Создать условия для группового взаимодействия школьников при выполнении учебных заданий, разработанных с учетом региональных исторических документов.

Спецификой организации и проведения уроков является акцентирование внимания на региональной истории периода Великой Отечественной войны и опора на документы региональных архивов. Ограниченность урока во времени требует лаконичности в рассказах педагога, важным на уроке является включение школьников в учебную групповую деятельность по работе с историческими документами: прочтение, анализ, осмысление содержания, высказывание своего эмоционального отношения к прочитанному. Авторы сценариев уроков предлагают кейсы документов, с которыми будут работать группы школьников.

Все уроки структурно выдержаны в едином формате:

ЧАСТЬ I. Организационно-мотивационная часть урока. Предполагается создание атмосферы погружения в контекст размышлений о юношах, добровольно ставших юнгами, их мотивах, формулирование совместно со школьниками темы и задач урока, создание психологического настроя на восприятие сюжетов героических страниц прошлого нашего края.

ЧАСТЬ II. Операционно-познавательная часть урока. Работа в группах с документами. Формирование творческих групп школьников для работы с предложенными кейсами документов. Знакомство с документами из банка ПермГАСПИ. Проведение микроисследования в группах на основе представленных текстов документов и заданий, предложенных учителем.

ЧАСТЬ III. Презентация итогов работы группы с документами. Представление результатов работы каждой группы. Аргументированное построение речевых высказываний членами групп на основе прочитанных документов.

ЧАСТЬ IV. Рефлексивно-оценочная часть урока. Подведение общих итогов содержательного и эмоционально-личностного отношения к сюжетам истории войны и их отражение на жизни нашего края, увидеть, несмотря на временную дистанцию с прошлым, важные моменты жизни человека в сложное военное время, высказать свое отношение к нему, понимать важность памяти о прошлом для современного человека.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, групповая работа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает анализ визуальной и текстовой информации.

Также необходимо продумать организацию пространства класса для групповой работы.

В методические рекомендации входят комплекты материалов, подготовленные преподавателями истории ФГКОУ «Пермское СВУ» для 5-8 класс и 9-11 классы.

Комплект материалов включает:
• Сценарий занятия;
• Дидактические материалы к занятию:
- видеоролики /видеофрагменты;
- ссылки на сайты/ресурсы;
- чек-листы, маршрутные листы (Боевой листок) для организации работы;
- тексты документов/биографических справок
• Презентации к занятию

Для занятий необходимо подготовить материалы:
- распечатанные чек- листы или маршрутные листы «боевые листки» - наподобие информационного листа-стенгазеты
- документы - кейсы для «точек прибытия» с архивными документами для самостоятельной работы обучающихся
- компьютер с выходом в интернет
- красные сигнальные флажки

Данные материалы носят рекомендательный характер. Учителя могут использовать материалы к урокам на свое усмотрение: с учетом познавательных возможностей и возраста школьников, спецификой образовательного учреждения, запросами региона, технической оснащенностью классов. Учитель/ классный руководитель может разработать свои чек-листы о героях юнгах, которые были сопричастны отдельному региону Пермского края.



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ № 1 для 5-8 классов. Тема: «МОРСКИЕ ЮНГИ ПРИКАМЬЯ»



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ № 2 для 9-11 классов. Тема: «ВЫБОР СУДЬБЫ»